Людмила Анатольевна Нырка
Описание деятельности в области применения нетрадиционных техник рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Описание деятельности в области применения
нетрадиционных техник рисования
Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания!
Публикация «Описание деятельности в области применения нетрадиционных техник рисования» размещена в разделах
Детство – очень важный период в жизни ребенка! Именно в детском возрасте каждый ребенок – это маленький исследователь, который с огромной радостью и большим удивлением открывает для себя такой незнакомый и одновременно удивительный окружающий мир!
Лишь разнообразная детская деятельность ведет к успешному разностороннему развитию ребенка, реализует его потенциальные возможности и самые первые проявления творчества. Именно поэтому, одним из наиболее доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно продуктивная деятельность, которая создает все условия для вовлечения ребенка в собственное творчество. В процессе этой деятельности ребенок создает что-то свое, красивое и необычное! Этому нужно учить с раннего детства, от простого к сложному, проходить с ребенком шаг за шагом!
Все дети любят рисовать, а если еще и хорошо и красиво получается, то процесс рисования может быть бесконечен! Ребенок использует в рисовании карандаши, краски, мелки. Но для работы кисточкой и карандашом требуется определенный уровень владения техникой рисования, определенных сформированных навыков и знаний, приемов работы. А бывает так, что отсутствие таких знаний и навыков быстро отодвигает рисование от ребенка на второй план, потому что рисунок получается не такой, как задумывал ребенок, иначе «неправильный». Чтобы преодолеть страх ребенка, что рисунок не получится, на занятиях по изобразительному искусству очень часто стали использовать нетрадиционные техники рисования.
Опыт работы по данной теме начал формироваться три года назад в детском саду №132, с первой младшей группы. Ходе своей работы, наблюдая за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях и в свободной деятельности детей и перенимая опыт других воспитателей развития творческих способностей в дошкольном учреждении привели меня к выводу, что необходимо использовать такие техники, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Сделав анализ рисунков детей, изучив литературу, я сделала вывод, что необходимо облегчить навыки рисования ребенку, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить правильно и красиво какой-либо предмет. А благодаря использованию на занятиях и в свободной деятельности нетрадиционных техник рисования можно на много повысить интерес детей к рисованию.
Для своей работы я определила цель и задачи.
Цель: Сформировать у детей младшего дошкольного возраста художественно творческих способностей через нетрадиционные техники рисования, с использованием в работе необычного материала.
Задачи:
1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, многообразием материалов и приемами работы с ними.
2. Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность. Развивать желание экспериментировать и творческие способности детей.
3. Воспитывать внимание, аккуратность, творческую самореализацию.
Существует довольно много нетрадиционных техник по рисованию, их необычность состоит в том, что все они позволяют ребенку быстро достичь хорошего результата, выполнить рисунок или композицию, которую задумывал ребенок.
После многих раздумий я решила использовать нетрадиционные техники на занятиях по художественному творчеству. Работу решила начать с младшей группы. Составила перспективный план на весь год и разработала занятия с использованием различных игровых упражнений. Выбрала тему по самообразованию «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». Очень много в процессе обучения рисованию зависит от педагога – какие методы и приемы, использует воспитатель, как сможет донести до детей определенное содержание, сможет сформировать знания и умения. Изучив литературу я обратила внимания что существует очень много интересных идей.
Актуальность работы.
Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят рисовать, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне….
Одна из важных задач детского сада – формирование творческой личности. Наиболее эффективное средство для этого является изобразительная деятельность. Рисование – одно из важнейших средств познания окружающего мира и развития знаний эстетического восприятия, так как все это связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Все дети рисуют, абсолютно все. А это значит, что рисование должно быть средством познания окружающего мира. Когда ребенок рисует, то развиваются определенные способности
-зрительная оценка;
-умение ориентироваться в пространстве;
-чувство цвета и цветовое восприятие;
А также развиваются умения и навыки:
-Мелкая моторика пальцев рук и тактильного восприятия;
-внимание и усидчивость;
-мышление, наблюдательность, эмоциональная отзывчивость.
Кроме того, рисование доставляет детям радость, создают положительный настрой.
В младшей группе, созданные картины понятны только самим художникам. Детям редко нужны карандаши и краски, малыши рисуют пальчиками, ладошками – так называемая «пальцевая живопись».
Понемногу взрослея дети приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными средствами. А уже потом осмысленно начинают изобретать, применяя нетрадиционные материалы – пробки, бутылочки, бусинки, нитки, спичечные коробки…
Именно тогда воспитатель может сделать всю эту работу целенаправленной и начать знакомство с нетрадиционными техниками. Поэтому, свою работу я считаю достаточно актуальной!
Рисование – это интересный и очень полезный вид деятельности. Всегда считалось, что это эффективный способ обучения детей. Детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
В процессе рисования ребенок учится рассуждать, делать выводы, обогащается словарный запас, развивается память, внимание, воображение.
Очень часто воспитатели и родители боятся предоставить детям множество материалов для рисования, предлагая только карандаши, краски мелки…
Это неправильно. Использование нетрадиционных техник и множества материалов для рисования помогают детям сформировать творческую личность, помогая найти вдохновение.
Раньше такие техники использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий. На мой взгляд, нетрадиционные техники нужно использовать как основу для организации творческой деятельности детей.
Занятия рисованием очень важны для детей подготовительной к школе группе – ребенок учится удерживать положение корпуса, регулировать размах, темп, силу нажима карандаша, укладываться в определенное время и самое главное, доводить начатое дело до конца!
Данные техники рисования не утомляют ребенка, сохраняется активность, работоспособность. Для наших детей это очень важно – так как время не стоит на одном месте, а движется вперед, поэтому нужно использовать все новые и новые техники рисования.
Возрастные особенности определяют доступность тех или иных нетрадиционных техник. С маленькими детьми 2-3 лет начинать работу следует с рисования ладошками и пальчиками, в средней группе уже можно понемногу усложнять, а более старшие дети уже и сами предлагают материалы для рисования.
Моя работа началась с младшей группы. Самый простой метод_ это опустили пальчик в краску и поставили пятнышки на бумагу. Это нам взрослым кажется, что все просто, для ребенка этот процесс огромный труд. Позднее в процесс рисования включаются ладошки сначала одной руки, затем обеих. Все эти действия отлично развивают координацию, а детям очень нравится такой способ рисования.
В своей работе я использовала поролон, пробки различного диаметра. Такая техника позволяет изображать предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Ребенок наносит краску на печатку или поролон и прижимает к бумаге, в зависимости от желания ребенка меняется цвета композиции, печатки.
Интересная техника – использование мятой бумаги. Здесь легко можно смешать краски, менять изображения.
С детьми я рисовала и в крупах, точнее в манной и кукурузной крупе. Дети рисуют пальчиками в коробке с крупой, придумывая сюжет по ходу рисования. Такая техника интересна тем, что если ребенку что-то не понравилось, можно просто провести рукой и заново создавать рисунок.
В средней группе мы уже использовали другие техники : рисование нитками, с помощью гуаши и морской соли, на камнях, бусинками, рисование пеной для бритья, процарапывание.
Когда ребенок приобретает соответствующий опыт в нетрадиционных техниках, он теряет страх перед неудачей и в дальнейшем будет получать удовольствие от своей работы.
Когда я использую новую методику, для нас с детьми это маленькая игра, которая приносит радость, положительные эмоции, не только детям, но и мне самой. Потому что никогда не знаешь, что может получиться.
Мы отражаем свои чувства, понимание ситуации, в которой находимся с детьми. Когда дети занимаются, они учатся думать, творить, фантазировать. Мысли у ребенка в этот момент смелые и свободные, нестандартные, он проявляет свои способности и развивает уверенность в себе, в своих силах.
У детей существует всегда выбор материалов, которые можно использовать в работе. Необычное начало занятия, игровые приемы, музыка – все это помогает не допустить на занятие скуку, однообразие. Ребенок живет своей жизнью, делиться своим восприятием, настроением.
Конечно, используя такие техники нужно тесно сотрудничать с родителями. Установить доверительное отношение: педагог-ребенок-родители. Для родителей проводились консультации, беседы, открытые занятия.
Одним из важных средств поощрения и развития творческой деятельности является выставка рисунков и детских работ. Здесь довольны все: дети, родители и педагоги.
Результатом моей работы можно считать не только процесс развития ребенка, но и сохранение всех навыков, которые помогут в будущем.
У детей вырос интерес к рисованию, к использованию различных техник и порой совершенно не предназначенных для рисования материалов. Дети научились всматриваться в окружающий мир, находить различные оттенки, они создают новое, необычное, реализуют свои самые смелые замыслы и научились самостоятельно находить средства для их воплощения! Работы детей стали интереснее, насыщеннее. Дети стали намного увереннее в себе, побороли страх перед чистым листом бумаги, стали отстаивать свои работы. Проведенная работа показала, что вызванные эмоции на занятиях, творят чудеса! И как сказал В. И. Сухомлинский «Ум ребенка – на кончиках его пальцев!»