Прыгунова Татьяна
Онтогенез развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках современных процессов развития логопедической работы понятие «онтогенез развития речи» представляет собой определенные закономерности овладения всеми ее элементами, направленными на формирование языковой системы у человека.
Основными предпосылками нормального развития речи являются :
Публикация «Онтогенез развития речи» размещена в разделах
- благополучная наследственность (отсутствие нарушений речи у родителей и родственников);
- благоприятный анамнез;
- естественное функционирование всех анализаторов;
- нормативное функционирование ЦНС;
- своевременное появление этапов раннего речевого развития;
- нормальное психомоторное развитие.
Формирование всех систем организма происходит еще в утробе матери. Что при рождении дает определенную основу для правильного развития речи.
В 12 недель начинает развиваться голосообразующий аппарат. После 18 недель младенец начинает проявлять двигательные реакции на различные виды музыки, ее темп и ритм. На 7 месяце беременности ребенок не только слышит, но и различает звуки (ему может нравиться красивая музыка и неприятна оглушительная какофония).
Существующие периодизации, рассматривающие развитие речи ребенка первого года жизни, создавались в зависимости от подхода, на который опирались: психологический, лингвистический, психолингвистический, фонетический, семиотический.
Традиционно используют лингвистическую периодизацию речи, выделяя следующие этапы доречевого периода развития : крик, гуление и гукание, лепет. Большинство исследователей в разных областях науки пользуются именно этой периодизацией.
Крик – самый первый звук ребенка, так называемая база, на которой будет строиться речь в дальнейшем. Это рефлекторная реакция, обусловленная раздражением подкоркового речевого центра и свидетельствующий о включении жизненно важной функции – дыхания
Доказательством может послужить то, что кричат даже глухие дети. Малыш начинает кричать при любом внешнем раздражении – будь это боль, холод, голод и др.
Хватцев М. Е. отмечал, что крики младенца дифференцируются по тону, тембру, силе голоса, месту и способу образования, прерывности и продолжительности их звучания в зависимости от его «переживаний». «Младенец уже первой недели жизни реагирует на речь человека, а с конца второй недели он прекращает крик, как только с ним начинают разговаривать»
После двух месяцев жизни у младенцев начинается взаимодействие со взрослым. Они стремятся привлечь его внимание, начинают проявлять первые коммуникативные навыки. Первым, что ребенок выделяет из окружения — это человеческое лицо. Он сосредотачивается на лице своей мамы. Таким образом проявляет себя комплекс оживления – термин, введенный Щеловановым Н. М. Комплекс оживления – это первое общение ребенка со взрослым, первые попытки воздействия на него.
В это время появляются эмоциональные реакции на голос мамы. Развиваются голосовые реакции ребенка. Возникают первые призывы – попытки привлечь взрослого с помощью голоса, что свидетельствует о перестройке голосовых реакций в поведенческие акты. Уже в возрасте одного-двух месяцев начинает развиваться первая голосовая реакция.
К началу 2 месяца жизни, наряду с появлением рефлекса удержания головы в вертикальном положении и других безусловных рефлексов, младенец начинает демонстрировать звуки гуления. Эти вокализации представляют собой генетически заложенные базовые механизмы речи, которые выражаются ритмически согласованными воспроизведением звуков и сокращением изолированных групп мышц артикуляционного аппарата.
Представляет собой протяжные негромкие певучие звуки или слоги, как правило, это цепочки гласных, близких к [а], [у], [ы], часто в сочетании с согласными [г], [м]. Начальный период гуления иногда обозначают как «гуканье», это более короткие и отрывистые вокализации (типа [гу], [га], [у], [ка]).
С каждым днем жизни младенца увеличивается продолжительность и количество эпизодов гуления. Постепенно вокализации ритмизируются, репертуар звуков обогащается, и к 5—6 месяцам жизни у младенца появляются сложные слоговые комбинации — лепет.
Он следует за гулением и предшествует появлению первых слов и фраз. Представляет собой вокализации, состоящие из повторяемых слогов: [та-та-та], [ба-ба-ба], [ма-ма-ма] и т. п. С их помощью ребенок выражает свои желания и требования или просто «играет» со звуками голоса. Из огромного количества врожденных лепетных комплексов в обиходе ребёнка остаются лишь те, которые систематически подкрепляются речью окружающих.
В 6–8 месяцев, в процессе общения со взрослыми, ребенок постепенно пытается подражать интонации, темпу, ритму, мелодичности, воспроизводить ряды слогов; расширяется объем лепетных слов.
На 9 месяце лепет приобретает точный и дифференцированный характер. Возможно произношение сочетаний [ма-ма], [ба-ба] вне связи с определенными людьми (двуслоговый лепет).
До того, как ребенок овладевает речью и показывает умения пользоваться ею - должно сформироваться понимание речи окружающих. Это начальный этап, в развитии основной функции речи - общения. Естественно, в самом начале понимание речи носит примитивный характер. На основе этого понимания начинает формироваться речь ребенка. И уже первому, началу второго года жизни ребенок начинает произносить первые слова - МАМА, ПАПА, БАБА.
К 12 месяцам ребенок начинает произносить имена существительные в именительном падеже. Как только ребенок начинает произносить слова, их ритмическая структура становится для него главным признаком. При этом его совершенно не заботит то, что звуки, которые он произносит, часто не отражают фонетический облик слова: [а-па-пет] — велосипед, [а-па-пан] — аэроплан, что отмечается многими исследователями. Учеными доказано, что восприятие ритма состоит из двух различных сторон нейропсихологического механизма. Одна из них представляет собой восприятие времени в виде общего темпа проходящих событий. Другая сторона механизма восприятия ритма связана с анализом последовательности событий и направлена на прогнозирование их дальнейшего развертывания. Оба эти процесса необходимы для избирательного восприятия и слухоречевой памяти.
В возрасте от 1 года 3 месяца до 1 года 8 месяцев лексикон ребенка состоит из однословных предложений. Слова обладают многозадачностью и семантической полиморфностью. К примеру, «бах» - упал, лежит, споткнулся, «дай» - отдай, принеси, подай.
Затем предложения увеличиваются до нескольких слов-корней. Ребенок использует все слова в именительном падеже, единственном числе. Между словами нет грамматической связи, но присутствует интонационная. Например, «папа, ди» - «папа, иди», «ма, да пи» - «мама, дай пить».
К 2 годам ритмическая структура продолжает развиваться. Её формирование напрямую зависит от пополнения активного словаря и носит индивидуальный характер, т. к. исследователи приводят разные данные по количеству слов в лексиконе детей этого возраста. Примерный объем словарного запаса у детей этого возраста составляет 50–200 слов.
У ребенка третьего года жизни словарный запах начинает стремительно расти и к 3-х летнему возрасту он уже составляет 800–1400 слов.
В возрасте от 1 до 3 лет ребенок многие звуки родного языка опускает, либо заменяет на более простые по артикуляции. Это объясняется несовершенством органов артикуляции и появлением некоторых звуков только в позднем онтогенезе. Но также для этого периода является характерным стойкое воспроизведение интонационно-ритмических, мелодических контуров слов. Например, «пиямида» - «пирамида», «синюська» - «свинюшка», «атятафт» - «космонавт» и так далее.
Таким образом, наиболее интенсивный и благоприятный этап формирования речи приходится на ранний детский возраст (до 3-х лет). Именно в этот период проходит естественное формирование все функций центральной нервной системы, которые поддаются лучшему воспитанию и коррекции. К трем годам происходит практически полное созревание речевых отделов коры головного мозга. Ребенок овладевает грамматическими формами родного языка и накапливает свой личный словарный запас слов.
Список литературы:
1. Архипова Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: Учебное пособие для студентов пед. Вузов М. : АСТ Астрель, 2007. 224с.
2. Белякова Л. И., Филатова Ю. О., Харенкова А. В. Онтогенез речевых и двигательных ритмов у детей до трех лет // Вопросы психолингвистики. М. : 2013. С. 108-113.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т-3 Проблемы развития психики/ под ред. А. М. Матюшкина М. : Педагогика, 1983. 368с.
4. Филатова Ю. О., Акссенова А. О. Дыхание как компонент функциональной системы речи : онтогенез и речевой дизонтогенез М. : Дефектология, 2020. 72-87с.