Татьяна Норинская
«Лес и человек». Конспект урока в IV классе по предмету «Окружающий мир»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели урока :
-сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;
-познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;
-развивать познавательный интерес, развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, расширить кругозор учащихся;
-воспитывать уважение и любовь к природе, чувство долга и ответственности перед природными богатствами.
I. Организационный момент
Публикация «„Лес и человек“, Конспект урока в IV классе по предмету „Окружающий мир“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 4 класс
- Предметный мир. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Доброе утро. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем. Садитесь.
- Я прочитаю отрывок из песни «Лесной марш»
Мы сами написали
В лесной зеленой книжке
О том, что есть у леса
Надежные друзья –
Такие же девчонки,
Такие же мальчишки,
Такие же счастливые,
Как ты и я!
- Почему я начала наш урок этим отрывком? (Этот отрывок о друзьях леса)
- А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди.)
- Кто может сформулировать тему нашего урока?
Сообщаются тема и цели урока.
-Тема нашего занятия - «Лес и человек»
II. Проверка домашнего задания
1. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверим домашнее задание.
-Расскажите о тундре.
-Что вы можете рассказать о тайге?
-Назовите деревья, которые растут в тайге
-Какие животные обитают в тайге?
-А что можете рассказать о зоне широколиственных и смешанных лесов?
- Растительный мир лесов
2. Проводится конкурс рисунков: «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются. (на доске выставка рисунков)
-Ребята нарисовали рисунки, давайте по рисункам определим к какой зоне они относятся?
- по каким признакам узнали?
III. Работа над новой темой
1. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» читает Савватеев Михаил:
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить
-То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться
-И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану
-Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом)
Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.
2. Работа по учебнику, стр. 106. Определение роли леса в жизни человека.
-Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр. 106-107 - и вы узнаете, какую роль играет лес.
3. Работа в тетрадях.
- Откройте тетрадь на странице 50 и ответьте на первый вопрос : Какую роль играет лес в твоей жизни. (несколько человек зачитывают свои ответы)
4.1) Так чем же является лес для человека? (открывается первая карточка - «место отдыха»).
Лес – настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздухе особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. На чистом воздухе хорошо и приятно отдыхать.
2)А почему лес называют «Аптекой» (открывается карточка - «аптека»).
Лес является кладовой различных богатств. Здесь растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав.
3) В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода (открывается карточка «источник чистой воды и пищи»).
4) А как лес может обогреть человека?
- Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива»).
5) (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов»).
- Как вы это понимаете?
6) Чем является лес для воздуха?
Лес – кислородный цех. В больших городах, необходимо большое количество деревьев, т. к. они поглощают вредные вещества, которые витают в воздухе
7) Почему еще лес является защитником? (открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв»).
- Как лес защищает водоемы?
- Как же лес защищает почвы?
Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.
Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы.
5. Всё сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания. Посмотрите, какая у нас получилась схема.
Значение леса
1. Место отдыха
2. Аптека
3. Источник воды и пищи
4. Источник топлива
5. Дом для растений, грибов, животных
6. Защитник водоемов, воздуха, почв.
- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?
Вывод: лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека.
IV. Закрепление пройденной темы
1). Тестовая работа «Природная зона лесов» (слайды 3-7)
- Давайте выполним небольшой тест. Внимание на экран.
1. Природная зона лесов состоит из:
1) пяти частей;
2) двух частей;
3) трех частей;
2. Самую большую территорию занимают:
1) смешанные леса;
2) хвойные леса;
3) широколиственные леса;
3. В тайге растут:
1) пихты, ели, лиственницы;
2) дубы, сосны, ели;
3) березы, липы, лиственницы;
4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
1) овцебык, морж, розовая чайка;
2) краснозобая казарка; кречет; стерх;
3) аист; морж; тюлень;
5. Охрана лесов - это….
1) обязанность государства;
2) обязанность государства и долг каждого гражданина;
3) забота самих обитателей леса;
2). Самопроверка.. Блиц - турнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются листочками и проверяют по экрану, слайды 9-17)
- Какой лес мы называем тайгой?
- Какое дерево является символом России?
- Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».
- Это животное умеет прыгать с дерева на дерево.
- Кто является санитаром леса?
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
- Плодами, какого дерева являются желуди?
Выполняют на карточках по парам.
- Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруй рисунки (1. Ель. 2. Сосна. 3.
Кедровая сосна. 4. Пихта. 5. Лиственница)
- Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруй рисунки (1. Дуб. 2. Клён. 3. Липа. 4. Ясень. 5. Вяз).
3). Отгадайте загадки и разгадаешь кроссворд (слайды 19-21)
1. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (береза).
2. На большой цветной ковёр села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья (бабочки).
3. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли – вот моя забота (цапля).
4. Есть в реке работники: не столяры, не плотники, а выстроят плотину – хоть пиши картину (бобры).
5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли).
6. На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном, чтоб уснули дети, дом качает ветер, на крыльце поёт отец - он и лётчик, и певец (скворец).
7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, нагнись: солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник)
8. С ветки на тропинку, с травки на былинку, прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)
9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик).
10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый (волк).
V. Итог. Рефлексия
- Давайте подведём итог нашего урока.
-Попробуйте ответить на эти вопросы.
- Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?
-Что показалось интересным?
-Что запомнилось?
-О чем захотелось узнать побольше?
- Оценим себя и свои достижения по шкале (на доске приготовлены елочки по цветам лесных зон)
- Молодцы! Хорошо поработали на уроке.
VI. Домашнее задание
- Открыли дневники и записали домашнее задание
1) Учебник страница 103-109 читать, отвечать на вопросы
2) Тетрадь страница 51-52
- Спасибо огромное за урок!