Лучший педагог года

«Лес и человек». Конспект урока в IV классе по предмету «Окружающий мир»

Татьяна Норинская
«Лес и человек». Конспект урока в IV классе по предмету «Окружающий мир»
▼ Скачать + Заказать документы

Цели урока :

-сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

-познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов;

-развивать познавательный интерес, развивать речь, логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, расширить кругозор учащихся;

-воспитывать уважение и любовь к природе, чувство долга и ответственности перед природными богатствами.

I. Организационный момент

Публикация «„Лес и человек“, Конспект урока в IV классе по предмету „Окружающий мир“» размещена в разделах

- Доброе утро. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Поприветствуем. Садитесь.

- Я прочитаю отрывок из песни «Лесной марш»

Мы сами написали

В лесной зеленой книжке

О том, что есть у леса

Надежные друзья –

Такие же девчонки,

Такие же мальчишки,

Такие же счастливые,

Как ты и я!

- Почему я начала наш урок этим отрывком? (Этот отрывок о друзьях леса)

- А кто должен оберегать лес? (Это должны делать люди.)

- Кто может сформулировать тему нашего урока?

Сообщаются тема и цели урока.

-Тема нашего занятия - «Лес и человек»

II. Проверка домашнего задания

1. Перед тем, как перейти к изучению новой темы, проверим домашнее задание.

-Расскажите о тундре.

-Что вы можете рассказать о тайге?

-Назовите деревья, которые растут в тайге

-Какие животные обитают в тайге?

-А что можете рассказать о зоне широколиственных и смешанных лесов?

- Растительный мир лесов

2. Проводится конкурс рисунков: «Как я представляю себе тайгу, смешанный и широколиственный лес». Рисунки кратко комментируются. (на доске выставка рисунков)

-Ребята нарисовали рисунки, давайте по рисункам определим к какой зоне они относятся?

- по каким признакам узнали?

III. Работа над новой темой

1. Послушайте стихотворение С. Никулиной «Русский лес» читает Савватеев Михаил:

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить

-То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться

-И видно все до дна.

Течет вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану

-Присяду на пенек.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

- О каких отношениях говорится в этом стихотворении? (В стихотворении говорится об отношениях между человеком и лесом)

Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека.

2. Работа по учебнику, стр. 106. Определение роли леса в жизни человека.

-Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на стр. 106-107 - и вы узнаете, какую роль играет лес.

3. Работа в тетрадях.

- Откройте тетрадь на странице 50 и ответьте на первый вопрос : Какую роль играет лес в твоей жизни. (несколько человек зачитывают свои ответы)

4.1) Так чем же является лес для человека? (открывается первая карточка - «место отдыха»).

Лес – настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздухе особые вещества – фитонциды. От них погибают болезнетворные микробы. На чистом воздухе хорошо и приятно отдыхать.

2)А почему лес называют «Аптекой» (открывается карточка - «аптека»).

Лес является кладовой различных богатств. Здесь растут ценнейшие породы деревьев, много лекарственных растений и трав.

3) В лесу человек находит себе пищу - это ягоды, орехи, грибы, чистая вода (открывается карточка «источник чистой воды и пищи»).

4) А как лес может обогреть человека?

- Значит, лес для человека - это источник топлива (открывается карточка «источник топлива»).

5) (открывается карточка «дом для растений, животных, грибов»).

- Как вы это понимаете?

6) Чем является лес для воздуха?

Лес – кислородный цех. В больших городах, необходимо большое количество деревьев, т. к. они поглощают вредные вещества, которые витают в воздухе

7) Почему еще лес является защитником? (открывается карточка «защитник воздуха, водоемов и почв»).

- Как лес защищает водоемы?

- Как же лес защищает почвы?

Лес поддерживает полноводность рек, ручьёв, водоёмов.

Лес регулирует действие ветра, защищает почвы от влияния выдувания и развеевания. Сажают даже лесополосы, которые предотвращают выдувание почвы.

5. Всё сказанное вами верно, но теперь давайте обобщим наши знания. Посмотрите, какая у нас получилась схема.

Значение леса

1. Место отдыха

2. Аптека

3. Источник воды и пищи

4. Источник топлива

5. Дом для растений, грибов, животных

6. Защитник водоемов, воздуха, почв.

- Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Вывод: лес имеет большое значение, как в природе, так и в жизни человека.

IV. Закрепление пройденной темы

1). Тестовая работа «Природная зона лесов» (слайды 3-7)

- Давайте выполним небольшой тест. Внимание на экран.

1. Природная зона лесов состоит из:

1) пяти частей;

2) двух частей;

3) трех частей;

2. Самую большую территорию занимают:

1) смешанные леса;

2) хвойные леса;

3) широколиственные леса;

3. В тайге растут:

1) пихты, ели, лиственницы;

2) дубы, сосны, ели;

3) березы, липы, лиственницы;

4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:

1) овцебык, морж, розовая чайка;

2) краснозобая казарка; кречет; стерх;

3) аист; морж; тюлень;

5. Охрана лесов - это….

1) обязанность государства;

2) обязанность государства и долг каждого гражданина;

3) забота самих обитателей леса;

2). Самопроверка.. Блиц - турнир «Я знаю лес» (учитель диктует, а затем учащиеся меняются листочками и проверяют по экрану, слайды 9-17)

- Какой лес мы называем тайгой?

- Какое дерево является символом России?

- Назови дерево: «Высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые».

- Это животное умеет прыгать с дерева на дерево.

- Кто является санитаром леса?

- Это животное умеет не только прыгать, но и летать.

- Плодами, какого дерева являются желуди?

Выполняют на карточках по парам.

- Узнайте хвойные деревья по веточкам и шишкам. Пронумеруй рисунки (1. Ель. 2. Сосна. 3.

Кедровая сосна. 4. Пихта. 5. Лиственница)

- Узнайте лиственные деревья по листьям и плодам. Пронумеруй рисунки (1. Дуб. 2. Клён. 3. Липа. 4. Ясень. 5. Вяз).

3). Отгадайте загадки и разгадаешь кроссворд (слайды 19-21)

1. Русская красавица, стоит на поляне, в зеленой кофточке, в белом сарафане (береза).

2. На большой цветной ковёр села эскадрилья, то откроет, то закроет расписные крылья (бабочки).

3. У меня ходули – не страшны болота, лягушат найду ли – вот моя забота (цапля).

4. Есть в реке работники: не столяры, не плотники, а выстроят плотину – хоть пиши картину (бобры).

5. Листья падают с осин, мчится в небе острый клин (журавли).

6. На шесте весёлый дом, с круглым маленьким окном, чтоб уснули дети, дом качает ветер, на крыльце поёт отец - он и лётчик, и певец (скворец).

7. Поранил ты в походе ногу, усталость не даёт идти, нагнись: солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник)

8. С ветки на тропинку, с травки на былинку, прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик)

9. Белым шариком пушистым я красуюсь в поле чистом. Дунул легкий ветерок – и остался стебелёк (одуванчик).

10. Брат собаки этот серый, а разбойник самый первый (волк).

V. Итог. Рефлексия

- Давайте подведём итог нашего урока.

-Попробуйте ответить на эти вопросы.

- Узнали ли вы сегодня что-нибудь новое для себя?

-Что показалось интересным?

-Что запомнилось?

-О чем захотелось узнать побольше?

- Оценим себя и свои достижения по шкале (на доске приготовлены елочки по цветам лесных зон)

- Молодцы! Хорошо поработали на уроке.

VI. Домашнее задание

- Открыли дневники и записали домашнее задание

1) Учебник страница 103-109 читать, отвечать на вопросы

2) Тетрадь страница 51-52

- Спасибо огромное за урок!

Публикации по теме:

Презентация «Берегите лес от пожара» Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. В нашей стране сосредоточено почти 25% всех запасов древесины планеты. Лес является.

Презентация к НОД по лексической теме «Дары леса. Грибы» Презентация к НОД по лексической теме "Дары леса. Грибы" цель: - воспитывать у детей интерес к жизни леса, понимания необходимости сохранения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Лес и человек». Конспект урока в IV классе по предмету «Окружающий мир»
Опубликовано: 30 октября 2014 в 17:50
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Лес и человек». Конспект урока в IV классе по предмету «Окружающий мир»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Норинская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД