Ванда Саакян
Огород на окне «Зеленый поезд» в средней группе
▼ Скачать
Паспорт проекта.
Название проекта: «Огород на окне».
Вид проекта: краткосрочный, творческий, групповой.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Срок реализации: 1 месяц
Итоговое мероприятие: участие в конкурсе на лучший огород на окне.
Цели проекта:
1. Расширить представления детей о культурных растениях, формировать умение ухаживать за растениями в комнатных условиях.
2. Создать в группе огород на подоконнике.
Публикация «Огород на окне „Зеленый поезд“ в средней группе» размещена в разделах
- Железная дорога, поезд
- Огороды на подоконнике
- Средняя группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
3. Развивать познавательные и творческие способности.
4. Воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
5. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, рыхление).
Задачи:
- с помощью практической работы сформировать интерес к разнообразию посевного материала;
- сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей;
- продолжить знакомить с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, петрушка, перец, картофель, чеснок, горох, фасоль);
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
- продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся;
- создать дневник наблюдений для фиксации изменений в огороде;
- закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения;
- развивать фантазию в теме оформления огорода, подтолкнуть к возможному «Поезду», в вагонах которого будут расти наши растения;
- развивать речь, активизировать словарь (корень, луковица, посадить, углубление, условия, стрелка);
- воспитывать желание добиваться результата, чувство ответственности за участие в общем деле.
Ожидаемые результаты проекта:
- дети научатся ухаживать за растениями;
- станут подмечать красоту растительного мира;
- сформируются знания о росте растений в комнатных условиях;
- начнут отражать свои знания, впечатления, мысли и чувства в играх, в исполнении песен, в чтении стихов;
- повысится заинтересованность родителей в совместной деятельности с детьми;
- научатся сажать и ухаживать за культурными огородными растениями;
- познакомятся с условиями их содержания;
- узнают особенности строения растения, узнают много интересного из жизни растений;
- опытным путем исследуют условия необходимые для роста культурных растений;
- научатся вести наблюдения.
Методические приемы работы с детьми:
- наблюдения,
- эксперименты,
- организованная деятельность,
- беседы с рассматриванием картинок,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихотворений;
- театрализованная игра с ободками-овощами;
- продуктивная деятельность,
- хороводные, подвижные, дидактические игры;
- загадки, пословицы, поговорки;
- физминутки;
- пальчиковая гимнастики;
- рефлексия;
- итоговое совместное фото.
Наглядная информация:
- иллюстрации по теме (виды овощей, строение лука, строение растения);
- дневник наблюдения;
- раскраски;
- настольные игры;
- муляжи овощей;
- аудиосказки;
- буклеты для детей и их родителей.
Взаимодействие с родителями:
- предложить родителям помочь в организации проведения проекта, а также параллельного
выращивания некоторых растений у себя дома;
- консультация для родителей в виде буклетов;
- стихи для заучивания дома с детьми;
- индивидуальные беседы по теме;
- рекомендации;
- наглядные информационные материалы;
- выполнение творческих заданий;
- анкетирование.
I этап – подготовительный.
- подобрать методическую литературу по теме;
- подобрать художественную литературу для чтения детям;
- систематизировать и оформить дидактические материалы в соответствии с планом проекта;
- информационный материал для родителей (буклеты);
- составить перспективный план мероприятий;
- подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, настольные игры, муляжи овощей);
- анкетирование родителей;
- пополнить картотеку пальчиковых и подвижных игр по теме;
- планирование и проведение занятий, совместной и игровой деятельности с детьми;
- материалы для экспериментирования (семена для посадки, грунт и горшки);
- работа с родителями (ознакомление с проектом, сбор необходимого материала);
- подготовка семян.
II этап - основной.
1. Социально-коммуникативное развитие.
- беседы о строении растений, условиях выращивания семян, сроках всходов семян;
- помощь детей в подготовке подоконника для размещения «Зеленого поезда»;
- сюжетно-ролевые игры «Магазин. Овощной отдел», «Ферма. Посадка огорода», «Дочки-матери: помогаем маме мыть овощи», «Приготовим щи для кукол»;
- установка дежурства по уходу за всходами;
- исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений: подготовка почвы; отбор хороших семян от плохих; знакомство с моделью трудового процесса; посадка; установка на светлое место; полив; рыхление; оформление огорода на окне.
2. Познавательное развитие.
- беседа «Строение растения», «Такие полезные овощи», «Возможно ли вырастить овощи самим?»; «Земля – какая она», «Семена растений отличаются друг от друга», «Овощи, фрукты, полезные продукты»
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- ежедневный полив;
- дидактические игры: «Собери из частей целое»; «Вершки и корешки», «Что сначала, а что потом?», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Мой любимый овощ», «Найди по описанию», «Четвертый лишний», лото «Овощи и фрукты», кубики в картинках «Овощи и фрукты» и др;
- рассматривание и сравнение семян (перец, петрушка, укроп, горох, фасоль);
- посадка: лук, чеснок, картофель, перец, горох, фасоль, петрушка, укроп.
3. Речевое развитие.
- заучивание стихотворений об овощах;
- чтение сказок: «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок»; Чтение В. Коркина «Что растет у нас на грядке?»; Чтение стихотворения С. В. Михалкова «Овощи»;
- пословицы и поговорки;
- отгадывание загадок по тематике проекта.
4. Художественно - эстетическое развитие.
- раскраски «Овощи»;
- просмотр мультфильма: «Чипполино»;
- хороводные игры: «Хороводная-огородная», «Кабачок»;
- театрализованные игры: «Репка», «Наш огород»;
- красочное ведение дневника наблюдений.
5. Физическое развитие.
- подвижные игры «Овощи — фрукты», «Огород у нас в порядке», «Огурчик»;
- физминутка «Садовод», «Яблоко»;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с массажными дорожками «Грядочки-грядочки».
III этап - заключительный.
- итоговое наблюдение с дальнейшей высадкой на улице;
- совместное фото;
- фото-сравнение: до и после;
- участие в конкурсах по теме;
- положительный эмоциональный настрой детей и их родителей;
- сотрудничество педагогов с родителями.
Приложение:
Загадки:
• Красная мышка с белым хвостом
В норке сидит под зелёным листом
Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок - зелёненький лесок. (Редис)
• Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь. (Репа)
• Маленький, горький луку брат.
Взрастает он в земле, убирается к зиме.
Головой на лук похож. если только пожуёшь
Даже маленькую дольку - будет пахнуть очень долго. (Чеснок)
• На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков.? (Горох)
• В огороде – жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь.
Он как полная луна,
Вкусные в нём семена. (Тыква)
Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
В земле сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Фиолетовый кафтан
Носит овощ (Баклажан)
На грядочке зелёные,
А в баночке солёные. (Огурцы)
Сто одежек -
Все без застежек. (Капуста)
Она прячется от солнца
Под кустом в глубокой норке,
Бурая – не мишка,
В норке - но не мышка. (Картошка)
Стихи:
• А. Максакова
Посадила в огороде; помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов. Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка. Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот, кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощаю, витамин есть заставляют.
• Т. Казырина
А у нас в саду порядок мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох, уродился, не плох!
На второй редиска, друг от друга близко.
А на третьей репка, и сладка и крепка.
На четвертой огурцы поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой, подрастает ловко.
На шестой зеленый лук, он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке, ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки, у них толстые бочки.
На девятой арбуз полосатый карапуз.
А десятая отныне, нам подарит даже дыни!
• Ж. Дарк
Летом огород - что город! В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста, кабачок и баклажан.
А по осени там пусто! Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках в погреба и закрома!
Пальчиковые игры
• Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун).
На базар ходили мы, (мизинцы)
Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)
Но купили мы арбуз — (большие пальцы)
Это самый вкусный груз. (пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
• "В сад идем мы погулять"
Раз, два, три, четыре, пять.
В сад идем мы погулять:
За черникой, за малиной,
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Физкультминутки
• Жил один садовод, он развел огород, приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)
Он принес чемодан полный разных семян. (Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна, и взошли семена. (Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)
На ночь их укрывал
И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)
Но когда садовод нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!
• Вот так яблоко вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите. (Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс)