ТАТЬЯНА НЕЗДОРОВИНА
Одарённые дети
▼ Скачать + Заказать документы
Одарённые дети
Ребенок приходит в мир чистым и невинным, без знаний и опыта.
Врожденными могут быть лишь анатомические, психологические и физиологические данные. Его необходимо не только обучить всему, что ему необходимо, но и создать благоприятную атмосферу для раскрытия его талантов и способностей. Одаренность – значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей: музыкальных, художественных и т. д.
Одаренный ребенок может не стараться, он творит, как дышит.
Публикация «Одарённые дети» размещена в разделах
У них отмечается высокая степень любознательности, исследовательская активность, они обладают хорошей памятью, которая основана на раннем овладении речью.
Следует отметить, что в ранние дошкольные годы у всех детей происходит стремительное умственное развитие, которое в последствии оказывает решающий вклад в становление интеллекта. Но высокий уровень интеллектуального развития одаренного ребенка не гарантирует ему успешного общения с другими детьми и сочетается с большими трудностями в установлении контакта со сверстниками.
Способности детей всегда являются результатом развития, но развития индивидуального. Особенно хорошо развиваются те способности, которые замечаются и поддерживаются взрослым. Ребенок может быть очень одарен, но это остается незамеченным, если между ребенком и взрослым нет атмосферы доверия, тепла и доброжелательности. Окруженные любовью дети развиваются интенсивнее.
Все, что делает ребенок, он должен делать с удовольствием, насилие над детской деятельностью предполагает торможение развития детских способностей. Дети, выявление и развитие способностей сопряжено с какими либо трудностями, относятся к особым категориям одаренности, большинство одаренных детей не могут реализовать свой потенциал, если не организованно специальное обучение.
Для выявления различных видов одаренности разработано множество тестов, которыми пользуются специалисты. Существенный вклад в обновление и разработку этого метода, главным образом применительно к дошкольному возрасту, внес Басов. Его книга, посвященная методике наблюдения за детьми, впервые издана в 1923 г.
Переиздана в 1975г., до сих пор не утратила свое значение. М. Я. Басов считал, что «методика наблюдения за ребенком в условия естественной жизни и деятельности должна занимать в системе подготовки педагога одно из самых первых мест».
А. Ф. Лазурский разработал правила составления психологической характеристики:
- наблюдение за практической деятельностью
- описание условий, при которых происходит
В современной педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность :
- одаренным является каждый нормальный ребенок, необходимо только во время заметить и развить эти способности;
-одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному числу людей, поэтому выявление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота. Рассматривая проблему одаренности, Л. С. Выгодский выделил основные ступени, через которые прошло развитие идеи общей одаренности :
Виды одаренности : интеллектуальная, психомоторная, академическая, творческая, социальная. Все эти виды одаренности определяются специалистами, используя определенные тесты, методики.
Неформальные методы диагностики – это наблюдение и эксперимент.
При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Преимущество наблюдения в том, что оно проходит в естественных условиях, когда наблюдение может открыть немало тонкостей.
Нам в нашей работе самое главное - это наблюдение за свободной деятельностью ребенка и создания среды для активной деятельности детей.