Юлия Калинина
ОД в старшей группе «Земля».
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с особенностями строения и жизни почвы.
Задачи:
- показать значимость земляного покрова для всего живого;
- познакомить с отрицательным влиянием жизнедеятельности человека на землю;
- развивать логическое мышление и речь;
- развивать умение отвечать на вопросы педагога, дополнять ответы;
- вызвать желание беречь и сохранять землю;
Материально – технические ресурсы: интерактивное оборудование, презентация и развивающая игра по программе Smart на флэшке, карточки.
Содержание ОД:
Мотивация:
Публикация «ОД в старшей группе „Земля“,» размещена в разделах
Воспитатель: Ребята, вы поможете мне решить сегодня одну проблемную ситуацию?
Дети: да
Воспитатель: нам нужно сегодня ответить на вопрос: какую пользу приносит земля.
Ответы детей
Актуализация знаний:
Воспитатель: предлагаю вам послушать небольшой рассказ о земле. Земля — это земной шар, родина и название нашей планеты, состоит из материков и океанов. Почва — это верхний слой земной коры и его тоже могут называть землей.
Земля-матушка родит. Кто не слышал этого утверждения? Но земля оправдывает свою значимость, главным образом, верхним своим слоем, в котором развиваются подземные части (корни) растений и который называется почвой, или растительным слоем.
Как образуется почва?
Уточним ещё раз, что такое почва. Под почвой понимается поверхностный слой земли, обладающий таким качеством, как плодородие, то есть способностью производить урожай.
Когда-то давно почвы не было. Земля представляла собой скопище горнокаменистых пород. Миллионы лет атмосферные осадки, солнце, ветер и водные толщи, разрушали породы. В таких условиях ничего живое, казалось бы, не смогло выжить. Но микроорганизмы выжили. Началось формирование почвы. Ученые утверждают, что первопричиной формирования почв стала деятельность микробов, существование которых проистекало в условиях разрушающихся горных пород.
Из чего формировалась почва?
Горнокаменистые породы разрушались, появлялся рыхлый слой, состоящий из обломков камней, песка, глины. Нетребовательные к составу почвы лишайники заполоняли пространства (селились на этих почвах). Впоследствии под воздействием бактерий (микроорганизмов) начал образовываться перегной. А на такой почве уже могли селиться растения.
Что такое чернозем?
На земле повсюду растут травы, деревья, кустарники. К осени листья падают с деревьев, трава сохнет и ложится на землю. Всё это перегнивает. От этого, как мы говорим, земля становится жирнее, и на ней всё растёт лучше. Новый, образовавшийся слой земли – самый плодородный. Он состоит из перегнивших листьев, разрушенных трухлявых деревьев, старой травы, то есть из чернозема, перемешанного с глиной, песком, другими землями. На чистом песке, или чистой глине растения быстро хиреют. А на благодатном черноземе растительность чувствует себя хорошо.
Каков состав почвы?
В состав почвы входят: остатки растений, глина, песок, воздух. А также перегной, живые организмы (микробы, ил и вода.
Изменяется ли со временем состав почвы?
Почва имеет общие свойства с живой природой. В ней постоянно происходят процессы. С тех пор, как её заселили живые существа, идёт постоянный процесс образования и обновления почвы. В связи с постоянными происходящими изменениями, для определения состава почвы проводят измерения один раз в несколько лет.
Что такое плодородие почвы?
Плодородие почвы – это способность обеспечивать растения водой и питанием.
Какие бывают почвы?
Черноземные, песчаные, глинистые, торфяно-болотные, пойменные, серые лесные и другие.
Открытие новых знаний:
Воспитатель: для того, чтобы узнать какую пользу приносит земля, или почва посмотрите на экран. (Показ презентации)
Воспитатель: для кого земля, или почва является домом?
Дети: для некоторых животных, насекомых. (Слайд 1 - на экране картинки с животными и насекомыми, которые живут в земле и которые не живут в земле)
Воспитатель: что произрастает на почве?
Дети: на почве произрастают луга, леса, поля. (Слайд 2)
Воспитатель: кто питается травой, которая растет на лугу?
Дети: питаются дикие и домашние животные. (Слайд 3)
Воспитатель: кто живет в лесах?
Дети: в огромных и не очень больших лесах живут дикие животные, птицы, насекомые. (Слайд 4)
Воспитатель: что выращивают на полях люди?
Дети: на полях люди выращивают зерновые культуры, которые затем употребляют в пищу сами и кормят домашних животных. (Слайд 5)
Воспитатель: если человек устраивает свалки в лесу или на лугу, выливает отходы от производства в землю, как вы думаете, какие наступают последствия?
Дети: могут погибнуть животные, птицы, почва загрязниться, люди сами могут пострадать. (Слайд 6)
Воспитатель: как нужно людям относиться к кормилице – земле?
Дети: бережно, не мусорить, не выливать отходы производства в почву, очищать их.
Физкультминутка «Цветок»
Ранним утром на лугу Бег на месте с высоким поднимание ног.
По сырой траве бегу,
Соберу цветы друзьям Присесть, изобразить сбор цветов.
И по одному раздам:
Роме – ромашку, Алле – фиалку, Изобразить раздачу цветов.
Васе – василек, синенький цветок,
Колокольчик – Коленьке,
Одуванчик - Поленьке,
Он растет в широком поле,
Подарю подарок Поле.
Воспитатель: ребята поиграем в игру «Закончи предложение»
- почва состоит из …
- на почве растут …
- в почве живут …
- люди выращивают на полях …
- если мы будем загрязнять почву, то …
Ответы детей
Воспитатель: ребята, у вас на столах разрезные картинки. Соберите их.
(У детей картинки, разрезанные на 6 частей по теме).
Дети выполняют задание
Закрепление новых знаний:
Воспитатель: Ребята хотите еще поиграть? (Развивающая игра по программе Smart) (слайд 1)
Дети: да.
Воспитатель: У вас на столе лежат картинки. Расселите их по схеме.
Дети самостоятельно расставляют карточки согласно схеме, а затем отвечают; по слайду 2 проверяют правильный ответ. Аналогичная работа проводиться со слайдами 3 – 4, 5 – 6.
Воспитатель: что растет на земле?
Дети: трава
Воспитатель: кто питается травой?
Дети: коза
Воспитатель: что дает коза?
Дети: молоко (И т. п.)
Воспитатель: ребята, а у нас с вами еще игра «Четвертый лишний» (слайд 7)
На слайде изображены четыре картинки, одна из них лишняя. Дети по очереди выходят и, прикасаясь к лишней картинке пальчиком, убирают её с экрана.
Воспитатель: Что здесь лишнее?
Дети: на картинке лишняя рыба. Рыба живет в воде. На остальных картинках изображены животные, которые живут в земле. (И т. д.)
Рефлексия
Воспитатель: О чем мы говорили сегодня?
Что мы узнали сегодня о земле?
Какую проблему вы помогали мне решать?
Что произойдет, если засорять землю?
Что для вас стало самым интересным?
Ответы детей.
Воспитатель: Всем вам спасибо.