Яр Екатерина Григорьевна
Конспект ООД по экологии «Олень наш друг»
▼ Скачать + Заказать документы
ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Льдинка"
ООД по экологии
«Олень -наш друг»
для детей старшего
дошкольного возраста
Подготовил воспитатель:
Яр Екатерина Григорьевна
Цель: продолжать знакомить детей с северным оленем.
Задачи:
Образовательные
-Уточнять и расширять знания детей о характерном внешнем виде, повадках, средой обитания и особенностями образа жизни северного оленя (способы защиты, их предназначение)
Развивающие
Публикация «Конспект ООД по экологии „Олень наш друг“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Олень. Детям про оленей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
-Развивать любознательность, память и мышление детей посредством познавательной активности;
Воспитательные
-Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.
Материал и оборудование:
-карта Таймыра;
-разрезная картинка с ;
-ИКТ-презентация "Северный олень";
-Дидактическая экологическая игра «Где живёт северный олень?», "Питание","Внешний вид ","Враги".
Словарная работа: ягель, пушица, росомаха.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, беседы по темам"Животные нашего края","Жилища зверей", рассматривание картин, книг и энциклопедий, проведение занятий по "Истокам".
Методы : словесный метод "Беседа",наглядный метод "презентация.
Приемы: вопросы требующие побуждение к мыслительной деятельности, объяснение, создание игровой ситуации.
Ход занятия:
Дети вместе с воспитателем в приемной, находят карту Таймыра. Интересно, а что это такое? А для чего она нужна?
(Воспитатель вместе с детьми проходят в группу и рассматривают карту за столом.)
Скажите мне ребята, а где мы с вами живем, город в котором мы живём? Ответы детей: Север, Дудинка. А как можно еще назвать место где мы живем (Таймыр). Значит это карта? (Таймыра).
Ребята, посмотрите. Какое-то послание что это интересно (записка, послание, письмо) Прочитаем?
(Воспитатель читает послание от Тундровичка).
Оставила меня хозяйка тундры проследить за тундровыми обитателями, да я и не справился, отвлекся в снежки играть, на санях кататься. Налетела пурга вместе с Умкы, злой колдуньей. И заколдовала одного из зверей. Ваши знания и помощь смогут расколдовать зверя и вернуть обратно в тундру, пока хозяйка не узнала. Но чтобы расколдовать злые чары, необходимо собрать все фрагменты картины.
Прислал нам его тундровичок. Он пишет, что ему срочно пришлось обратиться к нам за помощью. Ребята а вы готовы придти на помощь? Что для этого нужно сделать?
Ответы детей. (собрать все фрагменты картины).
(Подходим к доске.)
Ребята, а скажите пожалуйста каких животных вы знаете, которые живут в тундре? и с одним из них мы сегодня с вами встретимся и поможем ему добраться домой в тундру к Тундровичку.
- Но для начала послушайте загадку, и попробуйте отгадать о ком идет речь и кого нам предстоит расколдовать от Злой Умкы.
Загадка про оленя
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по тундре зверь.
Нес на лбу он неспроста.
Два развесистых куста.
Трав копытами касаясь,
Ходит по тундре красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
– Вы догадались о ком эта загадка?
Ответы детей.
Правильно ребята, это олень!
(1 слайд-2 слайд) Северный олень
- Что вам известно об этом прекрасном северном животном? (Ответы детей).
Северные олени – прекрасное, могучее животное. У них крупное туловище, большая голова, ветвистыми рогами, высокие, мощные ноги. Обычно тундровые олени намного мельче и меньше, чем другие породы.
(3 слайд) Ребята посмотрите как много оленей? Как называется когда олени все в кучке.
Обыкновенно северные олени держаться стадами, в которые собирается молодые самцы и самки, оленята и старые олени.
(4 ,5,6) Ребята, а вы знаете как приспособлен олень к суровым условиям жизни в тундре? почему олень зимой не мерзнет?
Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы.
Их тело покрывает густая и длинная шерсть, защищающая животное от холода. Зимний мех длинный, особенно на шее, где образуется свисающая вниз грива (подвес, мех наполнен воздухом, почему он очень легкий, ломкий, но теплый. На ногах волосы короткие, но прочные. Весной олени сменяют зимний на летний мех. Летний мех значительно короче и мягче.
(7 Слайд) Обратите внимание на копыта оленя, как вы думаете для чего они ему нужны?
Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек ли совка, удобные для разгребания снега или откапывания лишайника – ягеля. позволяют ему без особых затруднений передвигаться и по глубокому снегу, и по болоту.
(8 слайд) Для чего рога оленю?
У северного оленя крупные ветвистые рога, причем их имеют и самки, и самцы. Олени сбрасывают рога (самцы в начале зимы, самки весной, после рождения потомства, затем рога начинают расти снова. Служат рога для защиты от хищников.
(9слайд) Скажите, пожалуйста, чем кормится олень?
Зимой основной корм оленя – ягель, который они добывают из-под снега. Его даже называют оленьим мхом.) Олени питаются мхом, корой, почками или водными растениями. Летом они угощаются сочными травами, растущими по берегам тундровых рек и озер, белыми пушистыми шариками пушицы, веточками и листьями карликовой березы, ягодами морошки, брусники и грибами.
(10слайд)Олени очень любят соль и могут грызть свои сброшенные рога, а иной раз и рога на головах друг друга, особенно оленят. При случае охотно поедают леммингов, полевок, яйца птиц и другую животную пищу.
(11 слайд) У оленя есть недруги?
Да- это медведь, волк, лиса и росомаха.
Наибольшую опасность северному оленю наносят волки. Однако здоровых взрослых, не истощенных оленей волку взять трудно. Люди, чтоб защитить своих оленей, стали охотится на волка и истреблять его. Чем сделали хуже, олени стали слабыми, много больных и старых оленей. Нельзя рвать цепочку в природе.
Ну вот и вспомнили мы с вами об северном олене, нужно срочно действовать, найти фрагменты, чтоб расколдовать и вернуть оленя?
Может вы их видели? а может гости находили?
Посмотрите внимательно (воспитатель обращает внимание на карту, с обратной стороны СЛЕД оленя,дети ищут фрагменты по следам в группе, там ряд вопросов.
1. Первый след под столом помощника. Где живёт северный олень?
2. Второй след на подиуме. Какая шерстьу оленя осенью и зимой, рога, копыта у оленя?
3. Третий след в музыкальном уголке. Чем питается? любимая пища оленя?
4. Четвертый след центр конструирования. Какие недруги у оленя?
5. Пятый след центр "Речевичок". Почему олени стали слабыми?
Собрав все фрагменты им предлагается игра. -Дидактическая экологическая игра «Где живёт северный олень?», "Питание","След","Враги".
Методика проведения: У педагога карточки с изображениями мест обитания животных (тропики, тундра, город, море и т. д., питания (ягель, грибы, ягода, овощи, цветы, трава, фрукты, мех разнообразных животных, недруги.
Педагог раскладывает карточки. Дети должны выбрать карточку и определить ее на ватмане. В завершении игры, на экране появляется олень с тундровичком.
Благодарность за помощь от тундровичка на слайде, вручаются раскраски.