наталья абдрахимова
Конспект ООД по развитию речи «Звуковая культура речи, работа со звуками [Ж] — [Ш]» в старшей группе в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Речевое развитие»
Раздел: «Развитие речи»
Тема: «Звуковая культура речи : работа со звуками ж – ш»
Возрастная группа : старшая
Программное содержание:
Образовательные:
- учить детей четкому произнесению слогов, слов, со звукамиж – ш;
Публикация «Конспект ООД по развитию речи „Звуковая культура речи, работа со звуками [Ж] — [Ш]“ в старшей группе в старшей группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах;
- учить находить в рифмовках и стихах слова со звукомж – ш;
- следить за звукопроизношением.
Развивающие :
- развивать фонематический слух;
- развивать координацию речи с движением;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать мышление;
- развивать артикуляционную моторику;
- отрабатывать речевое дыхание.
Воспитательные:
- умение работать в коллективе,
- чувство уважения друг к другу,
- желание прийти на помощь сверстникам
- самостоятельность при выполнении задания.
Предварительная работа :
Разучивание: артикуляционной гимнастики с зеркалом «Веселый лягушонок», физминутки «Нарядили ножки в новые сапожки», пальчиковой гимнастики «Я веселый майский жук», дыхательной гимнастики «Жук жужжит».
Материал:
Демонстрационный: предметные картинки, в названии которых встречаются звуки ш – ж и без этих звуков.
Раздаточный: зеркало на каждого ребенка; предметные картинки, в названии которых встречаются звуки ш-жи без этих звуков; мяч.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети с воспитателем стоят на ковре.
Приветствие:
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Дети садятся за столы на свои места.
В: Дети, послушайте внимательно скороговорки и скажите, какой звук встречается чаще всего:
«Тише, мыши, кот на крыше»
Дети: звук ш.
В: Жук жуку жужжал: «Ж-ж-жу, ж-ж-жу. Я с ежом давно дружу…»
Дети: звук ж
В: Верно. Дети, сегодня на занятии мы будем упражняться в произношении звуков ж-ш. Давайте подготовим наш язычок, сделаем гимнастику для язычка ( проводится артикуляционная гимнастика с зеркалами: «Веселый лягушонок»).
В: Вы знаете, что звук ш – это песенка змеи, а звук ж – песенка жука. Чем отличаются эти звуки?
Дети: звуr ш произносится тихо, без голоса, а звук ж – звонко, с голосом
В: Покажите, как змея поет свою песенку?
Дети: ш-ш-ш (индивидуальные и хоровые ответы детей).
В: А как жук поет свою песенку?
Дети: ж-ж-ж (индивидуальные и хоровые ответы детей).
В: Сейчас я буду называть звуки, а вы будете делать соответствующие движения : на звук ш – зигзагообразное движение кистью руки от себя (ползет змея, на звук ж – нужно поставить руки перед грудью и подвигать кистями вверх-вниз (летает жук).
В: ш, ш, ж, ш, ж, ж, ш, ж, ж, ш, ж.
(Дети выполняют задание. Воспитатель предлагает выполнить задание еще раз детям, которые допустили ошибки.)
В: А теперь мы с вами произнесем эти звуки в слогах :
ша-шо-шу-ши (хоровой ответ, затем повторяют сначала девочки, затем –мальчики)
жа-жо-жу-жи (хоровой ответ, затем сначала повторяют мальчики, затем – девочки)
Физминутка
Нарядили ножки в новые сапожки.
(поочерёдно выставляем носочки)
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
(ходьба на месте)
Вы шагайте - топайте, по лужам не шлёпайте,
(топот на месте)
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
(прыжки на месте)
В: А сейчас сделаем дыхательную гимнастику «Жук жужжит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить: «ж-ж-ж».
Я - жук, я - жук, я здесь живу
(плавно размахивать руками,
Я все жужжу, жужжу, жужжу
(ритмично переступать ногами,
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
(руки рупором, произносить звуки на выдохе).
В: Дети, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Наоборот»
- Я буду называть слог или слово, а вы будете заменять звук «ш» на звук «ж».
(Воспитатель бросает мяч ребенку, проговорив слог или слово а он заменяет звук ш на звук ж :
Шар -(жар, шить – (жить, шалость – (жалость, шарить –(жарить, шесть – (жесть, ша-ша – (жа-жа, шаль – (жаль, шо-шо – (жо-жо, Луша – (лужа).
В: А теперь замените звук «ж» на звук «ш» :
Жу-жу – (шу-шу, жар – (шар, жи-жи – (ши-ши, жить – (шить)
В: Дети, садитесь на места, давайте разогреем наши пальчики:
Пальчиковая гимнастика: (сделать сначала правой рукой, затем левой)
Я весёлый майский жук. сжать кулачок
Знают все меня вокруг, указательный палец и мизинец развести в
Над лужайками кружу, стороны, шевелить усами.
А зовут меня Жу-Жу
В: Садитесь на места. Перед вами лежат по две картинки. Вам нужно выбрать картинку, в названии которой встречается звук ш или ж. Покажите эту картинку: что на ней изображено? Назовите, четко выделяя знакомый звук, на каком месте в слове он находится?
Дети: (индивидуальные ответы; попросить детей произносить слова с легким интонированием звука.) : ш-шарф, ж-жук, ёж-жик и т. д.
В: (на доске прикреплены картинки мишка, неваляшка, шарик, кубик). Дети, посмотри-те на доску и определите, какая картинка лишняя и почему?
Дети: Кубик, потому что в слове кубик нет звука ш, а в словах мишка, неваляшка, шарик есть звук ш.
В: Сейчас давайте повторим чистоговорки, стараясь четко проговаривать все звуки :
У ежа - ежата, у ужа - ужата
Медвежонок бежал и от холода дрожал
Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши
Ша-ша-ша – выходи из камыша
Дети: (Хоровой и индивидуальные ответы)
В: наше занятие подошло к концу, какие звуки вы учились сегодня различать?
Дети: звук ш и звук ж.
В: а для чего мы учимся правильно произносить звуки?
Дети: чтобы правильно произносить, писать слова.
В: Что больше всего понравилось на занятии?
Дети: играть с мячом в игру «Наоборот», физминутка, дыхательная гимнастика, чистоговорки.