Ирина Воропаева
ООД по развитию речи «Осенние мотивы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Осенние мотивы»
Цель: закрепление знаний детей об основных признаках осени.
Задачи: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;
расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Осень»;
помочь детям через наглядные пособия, дидактические игры развить память, воображение, мелкую моторику, эстетическое восприятие;
воспитывать наблюдательность, внимание, умение видеть красоту осенней природы, чуткое и бережное отношение к природе и окружающему нас миру.
Публикация «ООД по развитию речи „Осенние мотивы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, посмотрите на свои ладошки и представьте, что ладошки – это маленькое зеркальце, посмотрите в него и улыбнитесь себе.
- Теперь улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Ведь добрая улыбка поднимает настроение.
- Ребята, какое сейчас время года? (зима)
- А перед каким временем года наступает зима? (осень).
- Отгадайте загадку:
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это.» (осень)
- Ребята, какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их.
- Как может называть осень в сентябре? (ранняя, золотая).
- Как можно назвать осень в октябре? (дождливая).
- Как можно назвать осень в ноябре? (поздняя).
- Предлагаю вам поиграть в игру.
*Дидактическая игра «Подбери признак» :
Дети подходят к круглому столу и по очереди подбирают признаки к слову «осень», используя карточки с изображением осенних явлений (озвучивают их).
Осень (какая) - … (Холодная, дождливая, золотая, разноцветная, урожайная, теплая, пасмурная, ясная и т. д.)
*«Рассказ об осени»
– Ребята, а теперь давайте расскажем об осени. Свой рассказ мы будем сопровождать движениями и жестами, вставайте рядом со своими стульчиками:
Пришла осень.
(Обвести широким жестом всю картину)
Стало холодно.
(Обхватить себя руками и поежиться)
Дует ветер.
(Вытянуть руки вверх покачать ими из стороны в сторону)
Начался листопад.
(Показать руками, как падают листочки)
Идет дождь.
(Руки согнуть в локтях и поднять вверх, а затем движением сверху вниз не спеша опустить их вниз)
на землю,
(Руки перед грудью, волнообразными движениями развести их в разные стороны)
на дома,
(Поднять ладони вверх и соединить их кончиками пальцев под углом друг к другу)
на деревья,
(Поднять вверх руки, пальцы раздвинуть)
на людей.
(Положить руки себе на голову).
*«Массаж биологически активных зон»
Воспитатель: – Конечно, в такую погоду легко простудиться. Но нам простуда не страшна. Мы сделаем массаж «Не болей - ка».
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(дети поглаживают ладонями шею сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать
(указательными пальцами растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком
(прикладывают ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею
(раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, да – да – да нам простуда не страшна!
(потирают ладони)
* Игра:«Подбери слова – признаки»
Воспитатель: -Ребята, а теперь вы мне расскажите:
Осень (какая) – холодная, красивая…
Ветер (какой) – сильный, порывистый, холодный…
Дождь (какой) – холодный, мокрый, частый, крупный, мелкий, сильный, косой…
Листья (какие) – красивые, резные, багряные…
Небо (какое) – хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.
* Игра: «Подбери слова – действия»
Воспитатель: - Осенью на улице бывает разная погода. То ветер разыграется, то дождь сильный польёт, то листопад начнётся. Я буду называть слова, а вы отвечайте.
Ветер (что делает? — дует, вьется, бушует, воет.
Дождь (что делает) — идет, капает, льёт, моросит.
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Листочки (что делают) – опадают, летают, кружатся, засыхают…
Воспитатель: - Ребята, смотрите, письмо. Давайте прочитаем.
«Дорогие ребята! Приглашаю вас отправиться в путешествие в осенний лес и выполнить мои задания. Осенний листик».
Воспитатель: - В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключения
Нам, ребята, не найти.
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
Много-много интересного
Мы всегда в лесу найдем.
* Чистоговороки с выполнением соответствующих движений:
Ли-ли-ли – мы в осенний лес пошли.
Ле-ле-ле - много листьев на земле.
Ли-ли-ли – увидали птиц вдали.
Аль-аль-аль – птицы улетели вдаль.
Лю-лю-лю – очень осень я люблю.
*Беседа с детьми.
Воспитатель: -Осень! Яркая, красивая и разноцветная осень!
Ребята, как называлось время года до наступления осени? Ребята, почему осень называют разноцветной? (Ответы детей).
*Дидактическая игра «Расскажи про осень»
Цель: Закрепление знаний об осенних изменениях в природе.
Материал: осенние иллюстрации
(Воспитатель показывает иллюстрацию и задает вопрос. Дети отвечают на вопросы)
Вопросы воспитателя и примерные ответы детей:
- Какие листья на деревьях? (Желтые, красные, оранжевые);
- Какие деревья осенью? (Печальные, разноцветные);
- Какая трава осенью? (Сухая, коричневая, желтая);
- Какое небо? (Ясное, хмурое, пасмурное);
- Какие тучи? (Серые, черные);
- Дождик осенью какой? (Холодный);
• Когда сыро, то погода какая? - сырая
• Когда хмуро, то погода какая? - хмурая
• Когда идет дождь погода какая? - дождливая.
• Когда дует ветер погода какая? - ветреная
• Когда холодно, то погода какая? холодная
• Когда пасмурно, то погода какая? - пасмурная
• Когда ясно, то погода какая? – ясная, печальная, сухая).
- Какая осень? (Разноцветная, расписная, дождливая, красивая, серая)
* Воспитатель: - Хорошо справились с заданием. Молодцы!
В лесу прошел дождик. Там очень мокрая трава и дорожки.
*Физминутка «По тропинке в лес пойдем»
По тропинке в лес пойдем
(дети шагают)
Лужу мимо обойдем
(дети обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек,
(дети перепрыгивают через «ручеек»)
Посмотрели мы налево,
(дети смотрят налево)
Посмотрели мы направо,
(дети смотрят направо)
Посмотрели вверх на солнышко
(дети смотрят вверх, стоя на носочках)
Ах, какая красота!
(дети удивляются, разводят руки в стороны)
- По тропинке долго шли и к препятствию подошли.
Воспитатель: - Осень – время сбора урожая: ягоды, вощи, фрукты, грибы. Осенний листик предлагает вам сыграть с ним в игру «Назови, одним словом».
- На картинке 4 предмета. Вы их называете, и говорите одним словом, что это.
- яблоко, груша, банан, апельсин (фрукты)
- морковь, свёкла, тыква, лук (овощи)
- смородина, малина, клубника, клюква (ягоды)
- боровик, опенок, лисичка, мухомор (грибы)
Воспитатель: - Следующая игра «ДА-НЕТ» с мячом
- Я буду называть признаки разных времен года, а вы выбираете только те, которые бывают осенью и говорите «Да». Если этого осенью не бывает, говорите «Нет» и повторяете моё предложение.
- Ярко светит солнце.
- Часто идет дождь.
-Птицы вьют гнезда.
- Птицы улетают на юг.
-Дует холодный ветер.
-Летают бабочки и жуки.
-Распускаются почки на деревьях.
- Желтеют на деревьях листья.
* ИТОГ: -Наше путешествие подошло к концу.
-Молодцы, вы справились со всеми заданиями, хорошо отвечали на вопросы. И за это осень угощает вас вкусными яблочками.