Улеватая Олеся Александровна
ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в русскую избу»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуй, солнышко родное!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, матушка-земля!
Здравствуй, ты, и здравствуй,Я!
Мы ладошку к ладошке сложите
И друг другу тепло подарите
Будем петь, заниматься, играть,
Чтобы умными, добрыми стать!
В. - Ребята, сегодня мне на электронную почту от моего друга, который живет на крайнем севере пришло письмо. Давайте его откроем?
Д – (Да)
В. – Мой друг рассказал нам о традициях и жизни своего народа – эскимосов. Он очень просит нас рассказать о нашей стране, о традициях русского народа. Расскажем?
Д. - Да
Публикация «ОД по патриотическому воспитанию в старшей группе „Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
В - Ребята, посмотрите на экран и скажите что изображено?
Д - (Ответ)
В – А вы знаете, как называется наша страна и где она изображена на экране?
Д- (Россия)
Д. - На широком просторе,
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше
Дорогие края.
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья!
В- Какие символы нашего государства вы знаете?
Д- (Герб, флаг, гимн)
В- Правильно, герб, флаг, еще и гимн.
В. - У каждого человека на земле есть малая Родина. А как вы понимаете, что такое «малая Родина»? Я предлагаю передавать флажок и сказать, как вы думаете, что такое малая Родина.
• 1 реб. М. Р. - это место где мы родились и живём.
• 2 реб. М. Р. - это земля, на которой живут, трудятся наши дедушки и бабушки.
• 3 реб. М. Р. - это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мамы и папы.
• 4 реб. М. Р. - это место, где стоит наш детский сад.
• 5 реб. М. Р. -это место, по которому люди скучают, находясь в далёком краю, на чужой стороне.
• 6 реб. М. Р. - это наш город Воронеж.
В. - А кто нибудь знает стихи о Воронеже?
В. - Я вам предлагаю совершить путешествие в прошлое и посмотреть, как жили люди в старину, какие у них были жилища, чем и как они устраивали свой быт.
Русь деревянная – края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
В – Раньше Русь называли деревянная, как вы думаете, почему?
Д – Потому, что дама строились из дерева
В – А как раньше назывались дома (Избами). Правильно. Раньше дама строили из дерева и называли их избами. Еще избы называли срубами, потому, что их рубили топором. В избе была всего одна комната – горница. А вот и изба. Зайдем в гости?
Вдруг из окошка появляется домовой.
В – Ой, ребята, кто это? (Домовой) А кто такой домовой? В народе считали, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и в правду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его.
В самом темном углу за стеной под трубой
Жил да был добрячок и шалун домовой.
Он исправно следил за порядком вокруг,
Дом, от зла охранял как преданный друг.
И царили в том доме уют и тепло.
Всем кто в нём обитал, неизменно везло
Тут избу открывает Марьюшка :
М. – Здравствуйте, гости дорогие. Милости просим.
Марьюшка приглашает всех в горницу
М- Заскучала я без вас, поиграем мы сейчас.
Русская народная игра "Клубочек"
Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла
Клубок катится, перекатится
Нитка тянется, перетянется
Тонка ниточка не рвись, поскорее раскрутись!
Когда клубок раскрутился и все встали в круг, поются слова
Я за ниточку бралась, тонка нить оборвалась!
Марьюшка обращает внимание, что в горнице много старинных предметов (домашней утвари). Главный в «Горенке» – «Красный угол». Как вы думаете, почему «красный»? (ответы детей)
Хозяйка: Красный угол в русской избе- это значит красивый, главный. Самое чистое и светлое, нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь расположены иконы. Тут же в углу стоял длинный дубовый стол, за которым усаживали дорогого гостя. Встречали не с лестью, а с честью. Потчевали гостя самыми лучшими явствами, которые только были у хозяев, приговаривая: «Пироги, да каша – пища наша».
Марьюшка – Эй ребята, не зевайте и загадки отгадайте:
Воспитатель – Нужно отгадать загадку и показать предмет.
Наша толстая Федора
Наедается не скоро,
Но зато когда сыта,
От Федоры –теплота (Печь)
Воспитатель – Печь была в каждой избе. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Печь не только обогревала избу. В ней пекли хлеб, готовили еду себе и домашним животным. На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды. Здесь можно было спать. Для этого на печи делалась специальная лежанка.
В каких русских народных сказках упоминалась печь? Сложите пазлы и они вам помогут с ответом (Ответы детей)
Русский народ всегда славился своим гостеприимством, а какие поговорки вы знаете о печи и об избе?
• Что есть в печи – всё на стол мечи.
• Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
Печь краса – в доме чудеса
М – Ох и люблю я загадки загадывать. А вы отгадывать любите?
У печи стоит предмет
Он тяжелый, спору нет.
Но зато в хозяйстве нужен
В нем сготовить можно ужин. (Чугунок)
У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит,
И как зеркало блестит
Шипит, кипит
Всем чай пить велит. (Самовор)
В полотняной стране по реке простыне
Плывёт пароход то назад, то вперёд.
А за ним такая гладь – ни морщинки не видать
(Утюг)
Воспитатель – Что- то загрустила наша хозяюшка. Давайте мы ее развесилим и споем частушки.
Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!
Эх, подружка дорогая,
Про нас знает весь народ.
Без тебя никто не спляшет,
Без меня — не запоет.
Мы с товарищем плясали
Сапоги резиновы.
На нас публика смотрела,
Все-то рты разинули.
У частушки есть начало,
У частушки есть конец.
Кто частушки наши слушал,
Прямо скажем - молодец!
Марьюшка – Ой, спасибо развесилили. Вот еще моя загадка.
Прячет бабушка там вещи
Сапоги, кафтан, сюртук
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут … (Сундук)
(Рассматривают сундук)
Воспитатель – Марьюшка, а что у тебя в сундуке?
Марьюшка – Там хранились одежда для всей семьи. Русские костюмы были праздничные и будничные (на каждый день). Хочу заметить, что к любому костюму, женскому или мужскому, праздничному или будничному, обязательно соответствовал головной убор. Показ национального костюма.
Так вот и жили-не тужили. Пироги пекли, да кашу варили, топором дрова рубили. Бельё в речке стирали, на лугу сено сгребали. В будни работали – спины не разгибали, а по праздникам плясали, песни распевали, да так громко и звучно, что никому не было скучно. Я показала вам то, что было в нашей «Русской горнице». А теперь давайте вместе пройдём и расскажем, что же мы там увидели?
Физминутка
Я по горнице хожу и что вижу, расскажу. (идём, руки на поясе)
Справа печка, слева стол (машем вправо и влево)
Упираемся о пол (наклон)
Прямо дверь (поклон)
Над ней подкова (на носочки, руки вверх)
Чтоб семья была здорова.
В. - А наша Марьюка теперь хочет спросить, встречаются ли в наше время предметы старины, а может они изменились, а суть то осталась прежней?
(Дидактическая игра «Найди пару»)
Воспитатель – Раньше не было игрушек, люди мастерили их сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку сама.
У вас на столах лежит кусочек ткани, нитки и кусочек ваты. Мы с вами сегодня попробуем сделать куклу-оберег своими руками.
Воспитатель – Вот и закончилось наше путешествие. Погостили, пора и честь знать.
Чтоб нам вернуться в детский сад нужно нам волшебные слова сказать:
Если дружно встать на ножки
Топнуть, прыгнуть – не упасть
То легко ребята смогут
Снова в детский сад попасть