Светлана Тюнеева
«Решение математических задач». Конспект ООД
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
1) Сформировать представление о способе фиксации условия задачи с помощью схемы;
2) Закрепить представление о сложении отрезков и чисел, взаимосвязи между частью и целым;
3) Тренировать умение составлять простейшие задачи по картинкам, анализировать и решать их.
4) Развивать логическое мышление.
5) Воспитывать целеустремленность.
Материалы:
1) 2 полоски бумаги (длина полосок 4 см и 8см, ширина 1.5 см, цвет полосок одинаковый.)
2) Рабочие тетради, цветные карандаши.
1. Введение в ситуацию.
Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.
Воспитатель собирает детей около себя.
Публикация «„Решение математических задач“, Конспект ООД» размещена в разделах
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Математика - важна. Математика- нужна.
Математика – наука, мыслить учит нас она.
Математика – царица всех наук, только не дается все без мук.
Если хочешь ты на свете умным быть, непременно нужно математику любить.
- Что больше всего любят делать дети? Во что вы любите играть?
Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель, рассказывает, что маленькая Таня очень любит играть в школу. Она просит Ваню брать на себя роль учителя, а сама берет роль ученицы. Тане нравится решать задачи, но иногда она забывает, что известно в задаче и что нужно найти, и очень расстраивается.
- Хотите помочь Тане сделать так, чтобы она не забывала условие и вопрос задачи? Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать умение анализировать и решать простейшие задачи.
Дети сидят на ковре. Воспитатель рассказывает, что Ваня задал Тане такую задачу: «Во дворе гуляли 2 мальчика и 4 девочки. Сколько всего детей гуляло во дворе?»
Ваня – учитель просит ученицу – Таню ответить на вопрос: «Что в задаче нужно найти – целое или часть?» Таня не может ответить на вопрос, потому что забыла вопрос задачи.
Воспитатель предлагает детям помочь Тане.
- Что в задаче нужно найти – целое или часть? (В задаче нужно найти целое.)
- Как можно найти целое? (Чтобы найти целое надо сложить части.)
- Известны ли нам части? (Да. Одна часть – 2, другая часть – 4.)
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они не всегда будут находиться с Таней и не всегда смогут ей помочь.
3. Затруднение в ситуации.
Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для формирования представления о способе фиксации условия задачи с помощью схемы.
Воспитатель предлагает детям придумать, как изобразить условие задачи и вопрос так, чтобы, глядя на рисунок, сразу становилось понятно, что в задаче известно, а что надо найти.
Дети предлагают различные варианты решения проблемы. Воспитатель хвалит детей, но находит аргумент, почему так делать неудобно.
- Смогли вы придумать, как зафиксировать условие задачи и вопрос? (Нет.)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как это делать.)
- Что нам сейчас нужно узнать? (Надо узнать способ фиксации условия задачи и ее вопроса.)
4. Открытие нового знания.
Дидактические задачи: сформировать представление о способе фиксации условия задачи с помощью схемы.
- Как можно узнать новый способ? (Можно посмотреть в книге, можно придумать самостоятельно, а потом проверить себя по образцу.)
- Что вам интереснее? (Подвести к пониманию, что придумать самостоятельно, интереснее.)
Воспитатель раздает каждому ребенку 2 полоски бумаги и предлагает вспомнить, что известно в задаче. (Известны две части – 2 и 4.)
Воспитатель предлагает детям изобразить части отрезками.
- Какой отрезок вы возьмете, чтобы им обозначить 2 детей. (Короткий отрезок.)
Воспитатель рисует на доске отрезок и по ним пишет число 2 и подчеркивает его, т. к. 2 – это часть.
- Какой отрезок вы возьмете, чтобы обозначить 4 детей? (Длинный отрезок.)
- Что нужно сделать для того, чтобы найти целое? (Надо части сложить.)
Дети прикладывают отрезки друг к другу.
Воспитатель рисует на доске рядом с первым второй отрезок, под ним пишет число 4 и подчеркивает его, т. к. 4 –это тоже часть.
- В задаче нужно найти целое.
Воспитатель рисует над отрезками большую дугу, ставит над ней знак вопроса и обводит в круг т. к. нам не известно целое.
- Давайте посмотрим на схему и ответим на вопросы.
- Можно ли. Глядя на схему, сказать, что в задаче нужно найти? (Нужно найти целое.)
- Как вы узнали об этом? (Над большим отрезком стоит знак вопроса.
- Что известно в задаче? (Две части – 2 и 4.)
- Как вы об этом узнали? (Под маленькими отрезками стоят числа 2 и 4.)
Условие и вопрос задачи можно изобразить с помощью схемы, где части - это маленькие отрезки, а – целое большой отрезок.
Физкультминутка.
Наши пальчики уснули, в кулачки они свернулись.
1,2,3,4,5 – захотели поиграть.
Разбудили и соседей, там проснулись 6 и 7,
8,9, 10 – веселиться стали вместе.
Но пора обратно всем: 10,9, 8,7.
6 – калачиком свернулся, 5 – зевнул и отвернулся.
4,3,2,1 – снова в домиках мы спим.
5. Включение нового знания в систему знаний.
Дидактические задачи: уточнить представление о способе фиксации задачи с помощью схемы.
Дети открывают тетрадь на странице 37. Воспитатель предлагает детям еще раз объяснить Тане. Как на схеме записать условие и вопрос задачи.
- Составьте задачу по первой картинке. «На тарелке лежали 1 ананас и 7 груш. Сколько всего фруктов лежали на тарелке.» Схема уже нарисована, осталось только «одеть» ее, т. е. записать, что известно и что нужно найти.
- Что известно в задаче? (Известны части – это1 и 7.)
- Как обозначаются части на схеме? (Маленькими отрезками.)
- Запишите под отрезками числа. Что в задаче нужно найти? (Целое.)
Раздается стук в дверь. Входит Таня:
- Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть. А чем это вы тут занимаетесь? Как называется ваше занятие?
- Математика. Мы учимся записывать, фиксировать задачу с помощью схемы. Как раз мы хотели тебе объяснить. Ты нас отвлекла, но мы посмотрим на схему, и все вспомним. Сейчас покажем правильно это сделать.
Таня слушает, хвалит детей, предлагает им поиграть с гимнастическими мячами.
1, 2, 3, 4 посчитаем дыры в сыре.
Если в сыре много дыр – значит вкусным будет сыр.
Если в нем одна дыра – значит вкусным был вчера.
Игра «Найди лишнее.»
Осмысление (итог занятия).
Воспитатель собирает детей около себя.
- Кто сегодня приходил к нам в гости?
- Какие новые знания дали вам возможность помочь Тане запомнить условие и вопрос задачи?