НАТАЛЬЯ ЧИГЛИНЦЕВА
ООД «Кукле сказку расскажи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с народной обереговой игрушкой,куклой наших бабушек. Закрепить в памяти детей впечатления от знакомых сказок, узнавать героев из сказок и их названия, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки, развивать процесс познания окружающего мира через сказку;
Обучающие задачи: учить детей составлять описательный рассказ по игрушке по образцу воспитателя. Совершенствовать умение правильно использовать предлог «на» в речи.
Развивающие: развивать связную монологическую речь.
Публикация «ООД „Кукле сказку расскажи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла. Конспекты занятий с куклами
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Оборудование: кукла.
Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы отправимся в детсво наших пробабушек. И посмотрим как же они жили, чем занимались, во что играли.
— Давайте закроем глаза, а вы потихоньку повернемся вокруг себя. (Звучит волшебная музыка)
— Ой, ребята, посмотрите какой необычный дом, интересно в нём кто нибудь живёт? смотрите печка стоит а в ней трещат дрова (Треск дров…
-Как же тут красиво и непривычно для нас.
-Давайте мы с вами присядем на скамеечку.
-Смотрите какая красивая книга. Как вы думаете, что это за книга? …варианты детей (правильно это же книга в которой живут сказки. Давайте мы ее откроем т посмотрим. -Ой какая то записка…интересно что тут написано?
Я хорошая игрушка –
Каждой девушке подружка.
Я могу сидеть в коляске,
Закрывать умею глазки. Да это загадка, вы догадались о ком идет речь?
(Кукла)
Правильно, это кукла. А хотите я вам расскажу про неё очень интересную историю?
Давным давно, в одной избе жила семья в которой родилась маленькая девочка. Мама этой девочки очень переживала за свою доченьку, она хотела, что б дочка росла крепкой, здоровой и ничего не боялась. В доме около печки стоял сундук с вещями, мама решила перебрать его и нашла очень старенькую тряпочку, Когда то она была очень красива, её носили, ею любовались, но потом она стала старенькая и никому ненужная. Её положили в сундук и забыли про неё, а ей очень хотелось, что б она ещё кому ни будь пригодилась. Женщина взяла в руки тряпочку и сказала, сейчас я сделаю тебя красивой до неузноваемости.
- Да такого не может быть, - сказала тряпочка, поправляя свой уголок. Что только не делала женщина с Тряпочкой: и гладила и ровняла, меряла, а тряпочка все смехом заливалась, уж очень ей было щекотно от прикосновений рук. Вдруг, все стихло, наступила тишина ….
- Все что ли? Ты сделала свое де., не успела проговорить тряпочка, как вдруг девушка снова взяла ее и стала то скручивать, то раскручивать.
- Эй, ты чего, все вокруг кружится, вертится. Играть со мной вздумала? Проговорила тряпочка и замолчала. Девушка А женщина продолжала свою работу. Закрутив тряпочку в рулончик, начала чем-то ее завязывать. Обвязав тряпочку несколько раз, завязав нить на несколько узелков женщина повторила эту процедуру еще раз а затем положила на стол тряпочку и опять наступила тишина
- А сейчас готово? - произнесла уставшая тряпочка, после сильной встряски
- Нет еще, потерпи, ручки знают, что они делают, сказал женщина.
Женщина Нежно окутала тряпочку со всех сторон, теперь ей было тепло и уютно, тряпочка уснула.
Пока тряпочка спала, девушка не переставая делала свое дело. Окутала тряпочку в кружево, повязав поверх всего красивой яркой лентой и конечно же завязала бантик
- Эйййй, просыпайся, вставай. Уже все закончилось.
- Ох, уже? Я так хорошо поспала, мне снилось будто я заново родилась, мне было так тепло, я слышала как ты пела мне колыбельную и мне было хорошо
- А это было не сон. - произнесла женщина, - Посмотри на себя
Тряпочка обернулась к зеркалу, которое стояло на столе, посмотрелась и произнесла
- Значит, это был не сон, а ты говорила правду. Ай да ручки, правда золотые. А что я теперь и для чего, произнесла тряпочка, смотрясь в зеркало
- Ты куколка - оберег. В тебе могучая сила, тем самым, ты будешь защищать мою дочь видишь, у тебя есть красная нить? – произнесла девушка.
- Да. Дело в том, что красная нить всегда считалась обережной, носящей в себе силу, которая способна охранять. Именно поэтому, всё красной нитью связывали
- Да, на тебе теперь большая ответственность, ты будешь помогать людям и защищать их от всякой нечисти и злых людских языков.
- Какая всетаки я красивая, даже краше, чем была. Спасибо большое. Теперь я буду свое дело делать, защищать и оберегать твою дочь от нечистого и плохого. - Произнесла Куколка- оберег и мы будем с ней дружить и играть вместе? Да, тряпочка ликовала от счастья.
С тех пор, в избе было еще уютнее и теплее, в печи трещали дрова и блестели угольки. Каждый был занят своим делом. а кукла – оберег стала подружкой для девочки, оберегала и защищала.
–Вот такая вот необычная история произошла в этом доме ребята. и таким образом появилась на свет куколка оберег. И таких куколок было много, они были разные, каждая со своей историей.
- Давайте посмотрим, что еще есть в том сундучке? (дети поочереди просовывают руку в сундук и достают оттуда куклу оберег и рассказывают о ней.
• Крупеничка, Зернушка (Крупеничка) — состоит из мешочка с зерном, символизирующего достаток и сытую жизнь.
Колокольчик, Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье.
Пеленашка, куколка, спеленутая тканью, клалась младенцу в колыбельку, чтобы принимать на себя все напасти от злых духов.
Неразлучники - это свадебная куколка-оберег, символ неразлучного вечного союза, любви и семейного счастья. Парочка, которая всегда держится за руки. Дарить ее можно не только на свадьбу или годовщину, но и просто влюбленной или семейной паре, с пожеланием никогда не расставаться и идти по жизни "плечом к плечу
-Какие вы молодцы, много знаете о старинных бабушкиных куклах.
- Ребят а как вы думаете, как ваши бабушки играли с этими куклами? (пели песенки,качали их,кормили,умывали,убаюкивали.)
1.- Вот давайте мы с вами сейчас покажем, как же можно играть с этими кулами. Дети читают потешки.
АРИНА
• Ладушки, ладушки,
С мылом моем лапушки.
Чистые ладошки,
Вот вам хлеб и ложки!
•
• ***Аита
Хватит плакать, рева,
Вот, смотри, корова!
Говорит она: «Му-му!
Что ты плачешь, не пойму?
Я пришла издалека,
Принесла я молока,
Хватит нам на кашку
И еще на чашку!
Молоко мое ты пей,
Сразу станешь веселей!»
*** ЗАРИНА
Ночь пришла,
Темноту привела,
Задремал петушок,
Запел сверчок.
Вышла маменька,
Закрыла ставеньку.
Засыпай,
Баю-бай.
ДАША
• Поехали, поехали
За шишками-орехами!
По кочкам, по кочкам,
По ягодкам, цветочкам,
Пенечкам и кусточкам,
Зелененьким листочкам
В ямку – бух!
• ТИМУР Ф.
• Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
Ксюша
От водички, от водицы
Всё улыбками искрится!
От водички, от водицы
Веселей цветы и птицы!
Катя умывается,
Солнцу улыбается!
Какие вы молодцы.
2. Звучит аудиозапись голоса Маши из сказки маша и медведь.
- Ребята что это такое? Как вы думаете какая сказка просится к нам в гости? (Маша и медведь)
- Посмотрите, к нам из сказки пришла Маша.
- Здравствуй Маша
-Аита ты помнишь что произошло в сказке Маша и медведь? …жили были ….
-Хорошо, дальше нам расскажет Тимур У. ,
- Ваня
- Лера
-Зарина.
-Какие вы молодцы ребятки, всю сказку рассказали нам.
А теперь Маша хочет загадать вам загадки.
Вот построили зверушки
каждый по своей избушке.
Жил Зайчишка в лубяной,
а Лисичка – в ледяной.
А весной Лиса пришла,
дом Зайчишки заняла.
Зайкин дом вернуть помог
смелый маленький дружок.
Как же сказку называют,
где Зайчишка побеждает?
(«Лиса и заяц»)
Загаадка о сказке "Волк и Лиса"
-Серый, рыбки я немало,-
Говорит лиса,- поймала.
-Научу тебя я, волк,
Слушай и бери ты в толк,
Способ этот очень прост:
Нужно сунуть в прорубь
Дедка с бабушкой грустили --
деток нету, вот беда.
Дочку снежную слепили
раз зимою в холода.
С белой длинною косою,
милая дочурочка.
Но растаяла весною
нежная (Снегурочка).
Какие же вы молодцы, сколько сказок знаете. Ну а Маше, пора возвращаться в свою сказку.
А мы с вами немного отдохнем (Физ минутка)
3. Звучит музыка,появляется бабка с колобком.
-Ребята вы узнаете,кто пришёл к нам и из какой она сказки? (Колобок)
-Ребята посмотрите герои сказки колобок перепутались, а им нужно вернуться в книгу, давайте мы им поможем это сделать. выберем только тех героев,которые встретились колобку на пути, когда он укатился.
(Дети берут по 1 герою и ставят их на другой стол)
- Посмотрите внимательно,все герои из сказки у нас стоят? А сколько всего героев встретил колобок? Давайте посчитаем.
А вместе с колобком сколько их стало?
-А когда лиса проглатила колобок сколько их осталось?
Молодцы и с этим заданием вы справились.
Теперь мы спокойно можем отправить их в книгу.
4. Звучит нанайская музыка. Достаём из книги кукол нанайской национальности.
-Ребята посмотрите что за девочки к нам пришли?
-Как вы думаете из какой они сказки?
А почему их две, ведь Айога была одна. ?
(Дети рассказывают коротко историю этих героинь)
Прекрасно и эту сказку вы знаете хорошо. Можем смело отправить наших гостьюшек обратно в сказку.
-скажите мне пожалуйста ребята, какие сегодня к нам приходили герои? Из чего они были сделаны?
- А как вы думаете сложно их делать?
-А можем ли мы с вами сделать куклу?
-А давайте попробуем.
(Под музыку дети выполняют задание).
Ну что, как оказалось для вас нет сложных заданий, со всем вы справились, теперь можно спокойно возвращаться в детский сад.
Звучи музыка,раз, два, три (Дети поворачиваются вокруг себя) и оказываются обратно в детском саду.
-Понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами сегодня побывали?
Кого повстречали, прекрасно. А вот вам за ваши старания небольшое угощение от бабушки.