Ирина Жилиховская
ООД «День Земли»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
1. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей:
- расширение и уточнение представлений детей о природе
- закрепление умения вести наблюдения.
2. Формировать понятие о себе как о жителе планета Земля, представления об экологических проблемах родного города.
3. Через эмоциональное отношение формировать устойчивый интерес к природе, заложить основы экологического воспитания;
4. Закреплять умение отражать полученные знания через художественно- продуктивную деятельность.
5. Устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
Публикация «ООД „День Земли“» размещена в разделах
- День Земли. Все материалы к 22 апреля
- День Земли. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Планета Земля - наш дом
- Планета Земля. Конспекты занятий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
6. Формирование представлений о взаимодействии живой и неживой природы. Рассказы о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных, растений.
7. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему и прекрасному, что нас окружает. Обучать беречь, охранять и защищать природу.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская
Материал: глобус; демонстрационный материал к беседам «Земля – наш дом», «Живая и неживая природа»; демонстрационный материал к игре «Правила поведения в природе»; круги красного, желтого, зеленого цветов для игры «Экологический светофор» ; материал для практического задания оформления плаката «День Земли. Спасем нашу планету», посадка рассады цветов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня, 22 апреля – Всемирный день Земли. Его можно назвать праздником чистой воды, земли и воздуха - всего, что необходимо для жизни. Почему его назвали Всемирный?
Ответы детей.
Воспитатель: В разных странах мира отмечают этот праздник по-разному. Проводятся разные экологические акции. Жители города участвуют в его благоустройстве, озеленении: сажают молодые деревья, украшают клумбы красивыми цветами, отказываются от езды на машине и ездят на велосипеде. Когда космонавт Ю. Гагарин увидел Землю из космоса, он назвал ее голубой планетой. Так как 3/4 планеты Земля - вода. Скажите, где живет вода?
Ответы детей
Воспитатель: 1/4 суши - это поля, леса, горы, пустыни. Земля – это наш общий дом, в котором человек – хозяин. И этот хозяин должен быть добрым и заботливым. Нужно беречь природу, сажать леса, подкармливать птиц, охранять животных. А для этого нужно знать природу.
Добрым мир создал творец,
Солнце – общий наш отец,
А Земля – конечно, мать
Нужно Землю охранять!
Воспитатель (показывает на глобус) : Посмотрите, как красива наша Земля, особенно весной, когда вся природа оживает и всё расцветает. Давайте будем беречь красоту нашей природы.
Природу обижать нельзя!
Так скажем дружно: раз, два, три
Откроем праздник – День Земли!
Ребята, а вы знаете, что такое День рождения?
Ответы детей (веселое настроение, праздник, цветы, подарки,воздушные шарики, солнышко, торт, вся семья вместе, поздравления, гости, шутки, смех).
Воспитатель: Правильно, молодцы! А вы заметили, что к празднику мы стараемся сделать уютным и красивым наш дом? (моем окна, пол, украшаем шарами, цветами и т. д.) Но переступив порог своего дома, мы забываем о том, что за этим порогом тоже наш дом. Космонавты говорят, что из космоса Земля наша голубая. И от каждого из нас зависит, чтобы из иллюминаторов космических кораблей они продолжали видеть голубые озера, а не грязные лужи, леса и луга, а не горы мусора. Очень важно бережно относиться к нашему общему дому Земле, и всем, кто на ней живет. Кроме нас и наших близких, на земле живет множество людей. А кто еще живет рядом с нами?
Ответы детей: Бабочки и жабы, цветы и деревья, рыбы и птицы, звери и насекомые
Воспитатель: Правильно! Ни мы, ни они не выбирали место, где появиться. Земля - наш общий дом. Поэтому мы – все жители планеты Земля - очень зависим друг от друга. Земля - наш дом. Значит, нам его и беречь.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите Землю! Берегите.
Ведь уничтожение природы продолжается и сейчас. При этом люди преследуют разные цели: кто-то хочет получить больше денег, продав редкое животное или его мех, кто-то охотится в свое удовольствие, а кто-тот, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу, развлекаясь таким образом.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны,
И не будет красоты.
Воспитатель: Ребята, что такое природа?
Дети: Солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы и т. д.
Воспитатель: А что нельзя назвать природой?
Дети: То, что сделано руками человека
Воспитатель: А машина есть в природе?
Дети: Нет, потому что она сделана руками человека
Воспитатель: А вот лошадь и верблюд, на которых тоже ездит человек, - это уже природа. Человек их только приручил, сделал из диких - домашними, они и без него существовали в природе. На планете Земля обитает много живых существ. В океанах и морях много различных видов рыб и морских животных. На суше (материках) - растений (деревья, кустарники, травы). Обитают разные животные, птицы, живут люди. Всем живым существам необходимо солнце, чистая вода, почва, воздух. Как вы думаете, была бы возможна жизнь на Земле, если бы не стало почвы или воды, или воздуха? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: К сожалению, человек не всегда поступает правильно в природе. Спуская в реки, пруды, озера промышленные и сельскохозяйственные стоки, из чистой воды он сделает раствор вредных веществ. Кормилица-почва тоже уязвима. Применение различных химических удобрений приводит к тому, что почва становится отравленной. Также мусор и грязь отравляют почву. Сильно ухудшилось и качество воздуха, особенно в промышленных районах. Из заводских труб в атмосферу попадают самые разнообразные химические вещества. Во время дождя эти вредные вещества попадают в почву, отравляют растения и животных. Люди, животные и растения очень страдают от этого, часто болеют. Чтобы беречь чистоту воздуха, нужно не только сделать производства чистыми, но и беречь, сажать леса, озеленять города, поселки. Таким образом, лес - это тоже бесценная кладовая природы. Одно большое дерево выделяет кислорода столько, сколько его необходимо для дыхания одного человека. Чтобы спасти нашу планету, надо любить природу, знать ее. Мы очень бережно должны относиться ко всем насекомым. Помните, без бабочек, как без стрекоз или кузнечиков, наш луг - не луг. Оберегая травы, кусты и деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым. А для этого необходимо быть добрыми, честными, трудолюбивыми и грамотными людьми. Ведь недаром пословицы говорят:
- Птиц зверей оберегай — никогда не обижай.
- Кто умеет добрым быть — тот природу не будет губить.
- Враг природы тот, кто ее не бережет.
- Люби лес, люби природу, будешь вечно мил народу.
- Срубил дерево - посади десять.
Воспитатель: Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса- все, что нас окружает. Мы должны постараться постичь тайны природы. Давайте получше узнаем окружающий нас мир, а узнав, по- настоящему полюбим его, а полюбив - будем беречь.
Давайте поиграем в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорите «да», если плохо «нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю? (да)
Воспитатель: Ах, какие молодцы! Вы, ребята, должны всегда помнить, что человек не губитель,а друг природы, садовник и врач. Природа- это наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений- наша задача и наш долг.
Для рыбы нужна чистая вода- будем охранять водоемы?
В степях, лесах, горах живут разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи и горы?
Рыбам - вода, птицам - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.
Три клада у природы есть: земля, вода и воздух. Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство- земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать ее плодородие. А земля сегодня изрезана, истоптана. В нее закапывают отходы (промышленные, радиоционные, сбрасывают бытовой мусор, взрывают снарядами.
Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. Состояние воды вызывает большую тревогу у всех людей нашей планеты. Многие реки, ручьи превратились в сточные канавы, исчезает рыба, пересыхают подземные источники, загрязняют воду химические заводы и животноводческие фермы. Человек, потребляя неочищенную воду, подвергает свое здоровье опасности.
Пусть на земле не умирают реки.
Пусть стороной обходит их беда.
И будет оставаться в них навеки
Чистая и вкусная вода!
Воздух! Не может человек прожить и без чистого, светлого воздуха.
Ситуация: Лес – город (сравнение воздуха).
А воздух! Сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может все живое!
Земля, что сделали с тобою?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как помочь Земле, на которой мы живем?
Ответы детей: Не ломать деревья, не засорять речки,не топтать траву, не разорять гнезда, не убивать насекомых, не рвать цветы, не мусорить и т. д.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы закроем глаза и представим, что мы в лесу.
Экологический тренинг:
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу-
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Ребё нок 1:
Эти степи, реки, лес,
Где полным-полно чудес.
Чудо - чудное в лесу: повстречал сейчас лису.
Лиска в гости приглашала и малиной угощала.
Ребё нок 2:
Встретила в лесу косого
И не догнала босого.
Птички рядом пролетали
Крылышками помахали
Ребё нок 3:
Наша речка голубая, по Кубани протекая,
К морю с гор себя несет.
Ребё нок 4:
Здесь такая красота:
Степи, звезды, небеса, птицы, звери и цветы.
Я люблю, люби и ты!
Край родной оберегай и в обиду не давай!
Дидактическая игра «Экологический светофор»
Давайте вспомним правила игры:
Красный свет – природе нет
Желтый – осторожно!
Свет зеленый – как красиво! Скажем, лес, тебе спасибо!
Красный свет загорается тогда, когда поступки человека наносят природе вред.
Желтый свет зажигается для того, чтобы мы соблюдали определенные правила поведения.
А зеленый свет зажигается тем, кто делает для обитателей леса, растений и животных добрые дела.
Проводится игра с использованием карточек «Правила поведения в природе»
Воспитатель: Да, природу следует использовать так, чтобы не причинить ей вреда. Нужно с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться. Я надеюсь, что после нашей беседы, каждый из вас захочет стать другом природы. Спасибо вам за это. А что вам дарят на День рождения?
Ответы детей
Воспитатель: А чтобы вы хотели подарить нашей планете в День ее рождения?
Ответы детей: Мир, счастье, солнце, радугу, цветы, смех
Ребё нок:
Везде, где живем, Деревья посадим,
Сады разведем!
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада посадит сейчас!
Воспитатель: Предлагаю разделиться на две группы. Одна группа будет оформлять плакат "День Земли. Спасем нашу планету" (художественно-продуктивная деятельность, а вторая группа сделает посадки рассады цветов в клумбы на участке (экспериментально - практическая деятельность).
Дети выполняют практическое задание в группе, а затем во время прогулки.
Воспитатель: А давайте нарисуем поздравительный плакат. Что на ней изобразим?
Ответы детей: Цветы, радугу, солнце
Дети рисуют плакат