Елена Абрамова
ООД «Что такое наука?» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБ ДОУ "Детский сад № 31" г. Новокузнецк, Кемеровская область. Воспитатель высшей категории Абрамова Елена Владимировна.
Цель: развитие познавательной активности детей посредством знакомства с научными открытиями людей в разные века.
Программные задачи:
Образовательные: расширять представление детей об окружающем мире.
Речевые: обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Развивающие: развивать речь, мышление, наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе наблюдения.
Темочки:
Воспитательные: воспитывать внимательность, познавательный интерес к открытию нового в знакомом, интерес к экспериментированию.
Необходимое оборудование и материалы: черная мантия, шапка ученого четырехуголка, лавровый венок, белое полотно, указка, видео презентация, юла на широкой ножке, столик, песочные часы, скрипичный ключ.
Предварительная работа: беседа с детьми о значении слова «наука», просмотр мультфильмов «Сборник серий об изобретениях. Смешарики.»
Ход ООД (Слайд 1)
Воспитатель: Ребята, 8 февраля в нашей стране отмечают День российской науки. Он был учреждён указом президента России Б. Н. Ельциным в1999 году. Этот праздник приурочен к дате основания Российской академии наук и Академического университета по повелению императора Петра I. Давайте сегодня узнаем с вами, что такое «наука» и нужна ли она нам?
Для России важно развитие науки потому, что она облегчает жизнь людей, их быт. Наука помогает вылечивать людей и животных, кормит их, одевает и развлекает. Люди узнают что-то новое, развиваются, становятся лучше, умнеют.
Как вы думаете, что означает слово «наука»? Как вы понимаете это слово? (Слайд 2)
Ответы детей : Наука – это изучение чего-то нового.
Воспитатель: Наука – это род деятельности человека, так же, как и строитель, учитель, воспитатель. Наука предполагает исследование живой и неживой природы. Какие вы знаете живые и неживые предметы? (Слайд 3)
Ответы детей : живые - цветы, трава, человек, животные, птицы, рыбы; неживые – камни, земля, облака, солнце, воздух.
Воспитатель: Правильно, живое – это все, что растет и развивается, а неживые предметы – это те предметы, которым не нужно солнышко для тепла, вода и еда для роста. Научные открытия мы видим во всем, что окружает человека. Каждый раз человек облегчает себе труд и придумывает различные приспособления для этого. Кто - то работает в научных центрах, проводит опыты, исследования? Как называют таких людей? (Слайд 4)
Ответы детей : исследователи, ученые.
Воспитатель: исследователем, вы можете стать прямо в своем возрасте. Начать свои исследования вы можете с живой или неживой природы. Например, посадим с вами маленькое зернышко и будем наблюдать за ним, как оно растет. На основе этого сделаем свои открытия. Навыки, знания, получаемые человеком, в результате исследования или жизненного опыта приводили к тому, что человек придумывал что – то новое и записывал в свои книги. Вначале это были просто дощечки, камни, потом писали на воске. В дальнейшем, человек придумал бумагу, которой сейчас мы пользуемся. (Слайд 5)
Сегодня мы с вами будем путешествовать во времени. У нас есть «машина времени» (юла) и песочные часы. Когда она будет крутиться, мы будем закрывать глаза и перемещаться во времени, проговаривая волшебные слова: «Раз, два покружи – мир науки покажи». Воспитатель раскручивает юлу, переворачивает часы, просит ребят закрыть глаза и произнести волшебные слова, а себе накидывает белое покрывало через плечо и надевает на голову лавровый венок.
Юла останавливается, и дети открывают глаза.
На экране монитора появляется картинка Древней Греции. (Слайд 6)
Воспитатель: Ребята, мы находимся с вами в Древней Греции. Посмотрите, как одевались люди в древней Греции. Все основные изобретения были сделаны в этой стране. (Слайд 7)
Гиппократ древнегреческий целитель. Гиппократ является одним из первых, кто учил, что заболевания возникают вследствие природных причин, отвергая существовавшие суеверия о вмешательстве богов. То есть если человек заболел, это не значит, что он разгневал какого-то бога, а просто простудился или поранился. Так возникла наука медицина, которую стали в дальнейшем совершенствовать. (Слайд 8)
Аристотель древнегреческий философ. (Слайд 9) Он первый доказал, что земля имеет круглую форму. Когда луна бросала тень на землю, он видел ее округлость. После его открытий люди стали интересоваться космосом.
Аристотель создал порядок в мире живого и неживого и разграничил их. Он сказал, что есть мир растений, мир различных видов животных, мир человека и мир неживой природы – камни, воздух, вода.
Воспитатель: давайте с вами посмотрим, что изменилось со времен Древней Греции. Я буду показывать вам картинку изобретения, а вы назовете этот предмет в нашем времени. (Слайд 10)
- Маяк. В Древней Греции на маяке разжигали костер. В настоящее время светит мощный фонарь.
Воспитатель: Для чего служит маяк?
Ответы детей : чтобы корабль находил путь к берегу. (Слайд 11)
- Монеты. В Древней Греции впервые стали изготавливать железные монеты с изображением различных рисунков. В настоящее время денежные монеты и купюры имеют свой номинал.
Воспитатель: для чего нужны деньги?
Ответы детей : деньги необходимы человеку для совершения покупок и оплаты разных вида услуг. (Слайд 12)
- Якорь. В Древней Греции вместо якоря использовали корзины с камнями, либо просто привязывали камень к веревке. В настоящее время это литая форма якоря с якорной металлической цепью.
Воспитатель: Зачем нужен якорь?
Ответы детей : якорь нужен для корабля или лодки, чтобы течением ее не унесло с определенного места. (Слайд 13)
- Часы. В Древней Греции использовали водяные часы В настоящее время используются электронные, механические часы.
Воспитатель: зачем людям нужны часы?
Ответы детей : часы нужны людям для соблюдения режима дня и ночи. (Слайд 14)
- Алфавит. В Древней Греции вместо букв использовали рисунки, символы, потом составили первый алфавит. Мы с вами пользуемся русским алфавитом, который составили Кирилл и Мефодий.
Воспитатель: Зачем человечеству свой алфавит?
Ответы детей : Алфавит нужен общения людей между собой в форме письма или смс.
Воспитатель крутит юлу: Сейчас «машина времени» предлагает сделать разминку.
(Слайд 15)
Динамическая пауза. Скрипичный ключ.
Воспитатель: молодцы, ребята! Предлагаю снова закрыть глаза, перевернуть часы, сказать волшебные слова и переместиться дальше. Интересно, куда теперь переместит нас машина времени.
Воспитатель накидывает черный плащ и квадратную академическую шапку. Дети выполняют действия и открывают глаза. Перед ними слайд «Москва – Кремль – российский флаг» наши дни. (Слайд 16)
Воспитатель: ребята, кто знает, куда мы переместились в прошлое или настоящее? И в какую страну мы попали?
Ответы детей : Мы переместились в настоящее время, в Россию.
Воспитатель: правильно, мы с вами прибыли в Россию в наше настоящее время. Чем же Россия прославилась в научных кругах всего мира в данный момент. Сейчас мы с вами узнаем. (Слайд 17)
Посмотрите на изобретение русского морского офицера Александра Федоровича Можайского. Что он изобрел?
Ответы детей : самолет.
Воспитатель: правильно, самолет. Но, не просто самолет, который летает, а самолет, который может поднять человека. Русский ученый- авиатор Борис Николаевич Юрьев изобрел вертолет, который мог подниматься вертикально на высоту и удерживать человека в полете. (Слайд 18)
Другие ученые доработали их открытия, и сейчас мы видим с вами современные самолеты и вертолеты, которые служат на благо своей Родины. (Слайд 19)
Сергей Павлович Королев ученый, который создал ракетно-космическую технику. В числе его основных достижений – запуск первого искусственного спутника Земли и полет первого космонавта планеты Юрия Гагарина. При помощи спутника, люди определили, что возможен полет в космос и возврат на землю. Юрий Гагарин первый в мире человек, который полетел в космос и пробыл там 108 минут. Сейчас люди уже летают в космос на длительное время, где живут, питаются и проводят научные исследования космического пространства, передают на землю погодные условия и многое другое. (Слайд 20)
Бори с Льво вич Ро зинг — русский физик, учёный, педагог, изобретатель русского телевидения, автор первых опытов по телевидению. Далее его открытие дорабатывалось другими учеными и благодаря им, мы сегодня смотрим с вами телепередачи на современном телевизоре. (Слайд 21)
Воспитатель: Ребята, все мы знаем такой коварный вирус, как «Ковид -19». У многих болели родные или близкие люди этим вирусом. Ученые всех стран мира пытались найти лекарство, чтобы остановить распространение этой болезни. Первыми смогли создать вакцину против «Ковид – 19» русские ученые, чем завоевали признание и уважение всего мира.
Все эти изобретения были сделаны путем наблюдения за определенными предметами или явлениями. Например, почему ветер поднимает листья. Почему яблоко падает вниз, а не вверх. Почему камешек тонет в воде, а лист бумаги нет. Ученые наблюдали и делали открытия каждый в своей сфере. (Слайд 22)
Когда пойдете в школу, вы тоже будете изучать науки : математику, литературу, физику, химию и много других интересных наук. Будете проводить различные опыты, смотреть в микроскоп, проводить эксперименты. Может быть, кто - то из вас станет даже ученым и откроет нам что- то интересное и полезное для людей. Как сказал Жанн – Жак Руссо: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».