Эльзира Зияитдинова
Конспект интегрированной ООД «Башкирский ковер»
▼ Скачать +Заказ
Тема: «Башкирский ковер».
Цель: познакомить детей с особенностями башкирского орнамента.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом его контрастной цветовой гаммой; учить правильно, симметрично располагать орнамент.
Развивать закреплять технику безопасности при работе с ножницами; закреплять навык наклеивания, развивать чувство цвета, радостное настроение.
Воспитывать любовь к народному творчеству, трудолюбие.
Доминирующая область: познавательное развитие.
Публикация «Конспект интегрированной ООД „Башкирский ковер“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое.
Оснащение: презентация, музыкальное сопровождение, клеёнка, кисточка для клея, ножницы, салфетки, клей ПВА, цветная бумага, картон черного цвета, ковры, настольная игра.
Предварительная работа: Экскурсия в мини-музей «Юрта», рассматривание изделий, украшенных башкирским орнаментом; беседы с детьми о народных мастерах – художниках, чтение башкирских сказок, рассматривание иллюстраций (предметы быта, одежда башкир).
Предполагаемый результат: Дети знают элементы башкирского орнамента.
Ход ООД:
1. Организационный момент.
Проводится дыхательная гимнастика.
Дети стоят возле своих столов.
Мы проснулись утром рано (встаем, подтягиваемся,
Подул сильный ветерок (дуем, как сильный ветер).
Мы прогнулись, потянулись (в разные стороны прогибаемся, тянем руки вверх,
Все друг другу улыбнулись (делаем улыбку, поворачиваемся к друг другу).
Ветер стих, и мы замолкли (издаем звук тс-с-с-с,
И на стульчик сели ловко (садимся).
2. Основная часть. Беседа с детьми.
- Ребята, мы с вами недавно были в гостях у бабушки Анисы. А где живет бабушка Аниса, как называется ее жилище?
- Правильно, юрта.
- А что вы видели в юрте?
- Да в юрте есть ковры, паласы, полотенца, сундук и домашняя утварь.
-А чем украшались предметы?
- А что такое узор? Как, называется узор, который народ использовал для украшения ковров и предметов быта?
-Правильно, орнаментом. То есть орнамент – это украшение, узор. Он используется в основном в украшении ковров.
- Давайте рассмотрим башкирский ковер. Этот ковер еще можно назвать паласом.
- Вспомните, где еще были ковры у бабушки Анисы?
- Верно, ими были застелены полы в юрте, стены, скамейки. На коврах башкиры спали, отдыхали, ими украшали свои жилища.
- Ребята, скажите мне из каких геометрических фигур состоит ковер? Правильно, из треугольников, квадратов, прямоугольников, ромбов и многоугольников.
-Еще на что они похожи? Посмотрите на экран.
- Еще в орнаменте используются фигуры похожие на растения, цветы. Посмотрите.
- Какие цвета используются в башкирском орнаменте? Правильно, черный, красный, желтый и зеленый.
3. Физкультминутка «Юрта».
- Сейчас я вам предлагаю поиграть в башкирскую игру «Юрта».
Игра «Юрта, юрта»
Юрта, юрта, круглый дом.
Побывайте в доме том!
Гости явятся едва
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки!
Дети шагают на месте, показывают руками полукруг, затем выставляют руки вперед. Повороты туловища влево-вправо, прыжки на месте. Хлопки в ладоши, приседание, опять хлопки в ладоши. На левой руке указательным пальцем правой руки делаем круговые движения, прослеживаем глазами.
- Ой, ребята, вы слышали, кто-то стучал? Я пойду, посмотрю, а вы сидите тихо.
- Смотрите, ребята кто к нам в гости пришел. Она хочет вам что-то рассказать.
- Здравствуйте, уважаемые взрослые и дети! Меня зовут Айсылыу. Я внучка бабушки Анисы, мы с бабушкой живем в деревне. В нашей юрте много паласов, ковров. Но я боюсь, что нам не хватит ковров, потому что мы ждем много гостей на праздник. Поэтому ребятки я пришла к вам, в надежде, что вы мне поможете.
-Ну что, ребятки, поможем Айсылыу? Садись Айсылыу с нами рядом, наши ребятки помогут тебе.
4. Показ образца
- Посмотрите, вот такой ковер мы сделаем, украшенный орнаментом. (показ образца)
- Какие фигуры вы здесь видите? Правильно, здесь есть прямоугольник и квадрат.
- Какие цвета будем использовать? Да, черный фон, зеленый, желтый, красный).
- Ребята давайте вспомним правила при работе с клеем:
1. клеем пользуемся только по назначению и только с кисточкой;
2. работаем только на клеенке;
3. после работы моем кисточку и руки.
С ножницами:
Ножницы передаем кольцами вперед.
Нельзя класть на край стола.
Лишнюю бумагу-убираем в тарелку.
Практическая работа (под легкую башкирскую мелодию)
- Сначала вам предстоит взять полоски бумаги и разрезать по намеченным линиям, у вас получится 4 желтых квадрата и 4 красных квадрата.
- После того, как разрезали полоски на квадратики на черный фон наклеиваете 4 желтых квадрата по образцу, затем 4 красных квадрата.
Практическая работа выполняется следом за показом приемов работы воспитателя с опорой на наглядность каждого пункта.
Итог занятия:
- Все закончили, молодцы.
- Какую аппликацию сделали сегодня?
-Чем украсили свой ковер?
-Что такое орнамент?
Выставка работ.
После выполнения всей работы аппликации детей выставляются на доску.
- Айсылу очень понравились ваши ковры. Вы все очень старались и работы ваши получились аккуратные и красивые.
- Айсылу вас благодарит за помощь и приглашает попить чаю с башкирским сладким блюдом «Чак-чак».