Папки-передвижки

Оценивание метапредметных и личностных результатов учащихся в процессе обучения музыки

Рада Стойкова
Оценивание метапредметных и личностных результатов учащихся в процессе обучения музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Оценивание метапредметных и личностных результатов учащихся в процессе обучения музыки.

Одна из важнейших проблем в направлениях реформы школы- проблема всестороннего развития и формирования личности. Немалая роль при этом отводится искусству, важности реализации его в образовании. Всестороннее музыкальное развитие обогащает внутренний мир ребёнка, помогает не только глубже и полнее воспринимать и понимать музыкальное искусство, но и заставляет чутко и внимательно относиться ко всему окружающему: к жизни, людям, событиям. В содержании Федеральных Государственных стандартов общего образования «второго поколения» подчёркивается направленность на стратегию организации и планомерного формирования учебной деятельности, в т. ч. и музыкальной, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Личностное развитие учащихся обеспечивается реализацией цели музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. Именно такая целевая установка наиболее полно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциала подрастающего поколения. Поэтому ФГОС определил приоритетные направления развития образования. Одно из них - метапредметный подход, который позволяет деятельностно пересобрать учебный материал и заново его интерпретировать. Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения, следовательно, данный подход является средством достижения метапредметных результатов :

Темочки:

- наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности;

- ориентированность в окружающей культуре;

- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов;

- применение знаково-символических и речевых средств для решения познавательных и коммуникативных задач;

- готовность к логическим действиям на уроках: анализ, сравнение, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

- планирование урочной деятельности и умение ее корректировать ;

- умение воспринимать окружающий мир во всём его разнообразии.

Поэтому метапредметный подход основывается на движении мышления не по прямой, а через связи и ассоциации. Предметы музыкального цикла тесно связаны между собой, а также с другими предметами (литература, история, русский язык, изобразительное искусство, английский язык, математика, обществознание, физическая культура, информатика). Следовательно, постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребёнка с музыкой. Тесная связь с русским языком дает возможность при слушании произведений подбирать слова- синонимы, соответствующие характеру музыки. А обучение игры на музыкальных инструментах способствует развитию мелкой моторики рук, что улучшает навык письма. Физическая культура входит в сферу исполнительской деятельности обучающихся, где добавляется пластическое интонирование и музыкально - двигательные упражнения. При инсценировании (разыгрывании) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного материала развивается устная речь учащихся, что проявляется в творческих размышлениях о музыке, помогая скорректировать знания, умения и навыки, которые помогут на литературе. Освоение элементов музыкальной грамоты тесно связаны с ритмическим рисунком, что в помощь преподавателям математики. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям. Это помогает им сочетать музыкальные образы с изобразительным искусством, где развиваются навыки ориентирования с окружающей действительностью. Так как метапредметный подход подразумевает сочетание различных научных и творческих дисциплин- урок музыки трактуется как урок с нравственно-эстетическим стержнем. На предмете раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребё нка вечные темы искусства: добро и зло, любовь и ненависть, материнство, защита Отечества и другие, запечатлённые в художественных образах. Эти простые для нас понятия открывают нам возможность совместить уроки музыки с обществознанием и историей. Английский язык и музыку связывает вокальное исполнение иностранных песен, произношение которых можно отрабатывать на уроках. Поэтому в настоящее время формирование метапредметных умений становится центральной задачей любого обучения. Метапредметный подход обеспечивает целостность общей культуры личностного и познавательного развития и саморазвития ребёнка. Преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от её специально-предметного содержания. Метопредметность как принцип интеграции содержания образования, как способ форми-рования теоретического мышления и универсальных способов деятельности обеспечи - вает создание целостной картины мира в сознании ребёнка.

Система оценивания деятельности учащихся на уроках музыки

При оценивании успеваемости ориентирами являются конкретные требования, представленные в рабочей программе каждого класса, а также и примерные нормы оценки знаний и умений.

При определении качества знаний учащихся по музыке объектами контроля и оценивания являются 4 вида учебной музыкальной деятельности :

1. Слушание музыки.

2. Освоение и систематизация знаний.

3. Вокально-хоровая работа.

4. Творческая деятельность.

1. Слушание музыки. На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения и давать словесную характеристику музыкальному образу, содержанию и средствам музыкальной выразительности, уметь сравнивать, обобщать, что является метапредметными навыками, знать музыкальную литературу.

2. Освоение и систематизация знаний. В музыке, как и в предметах естественно-научного направления, немало того, что поддается точному и однозначному определению и измерению. В данном виде деятельности проверяется и оценивается знание основных понятий, определений, умение пользоваться ими в процессе слушания и исполнение музыкальных произведений.

3. Вокально-хоровая работа. При выставлении оценки за вокально-хоровую деятельность учащихся учитываются не только объективно определяемые параметры, такие как: чистота интонирования, владение вокально-хоровыми навыками, выразительность исполнения, но и индивидуальный процесс развития и успехи каждого отдельного ученика.

4. Творческая деятельность. Оцениваются самостоятельность и основательность подхода, глубина погружения в тему, предложенную учителем или выбранную самостоятельно, изложение материала.

Контрольно-оценочная деятельность является логическим завершением каждого этапа обучения. Любой его вид, будь то текущий или итоговый, проверяет качество усвоения учащимися учебного материала, и отражает достижение либо конечной, либо промежуточной цели обучения.

На уроках используются разные формы контроля:

наблюдение (развитие музыкальной фактуры, музыкальной формы, средств музыкальной выразительности и т. д., музыкальные викторины, тесты, работа по карточкам с разноуровневыми заданиями, учебные проекты, ведение тетради.

Одним из важных моментов в оценивании учащихся на уроках музыки является его активное вовлечение в этот процесс. Когда учащиеся самостоятельно могут оценить свою работу, сверить достигнутый учащимся уровень с определённым минимум требований, заложенных в тот или иной учебный курс, только тогда они смогут самостоятельно выстроить свой путь к самопознанию и самосовершенствованию.

Таким образом, сформированность творческой деятельности, самостоятельность учащихся, поиск и выбор вариантов достижения цели сводится к оцениванию метапредметных, личностных результатов на уроках музыки.

Критерии оценки метапредметных результатов связаны с умением самостоятельно организовывать собственную деятельность, работать с информацией разного типа и включать её в деятельность, оценивать правильность выполнения учебной задачи, выявлять собственные возможности её решения, организовывать совместную учебную деятельность, работать в команде, находить общее решение, включать в свою деятельность ИКТ.

Критерии оценки личностных результатов связаны с осознанием ценности музыкального языка, со стремлением к музыкальному и речевому самосовершенствованию (достаточный объём музыкального и словарного запаса, для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, со способностью к самооценке на основе наблюдения за собственной деятельностью.

Непостижимое действие музыки на человека : это что- то таинственное, способное преобразить душу человека, повести за собой на подвиг. Сама музыка является посредником между творчеством и восприятием, а урок музыки позволяет погрузиться в мир искусства. И оно (погружение) немыслимо без познавательной активности, без параллельного проникновения в мир истории, математики, литературы, окружающей среды здесь никак не обойтись.

Многие философы часто выказывали предположение, что музыка это что - то божественные, потустороннее и что именно музыка преобразит душу человека, сделает её лучше и чище, а значит, преобразит мир.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения»Консультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

Достижение метапредметных результатов через уроки музыки и внеурочную деятельность 1. Метапредметный подход – это хорошее владение теорией и практикой предмета. Метапредметные компетенции предполагают пересечение различных.

Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть перваяФотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть первая Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Предлагаю Вашему вниманию фотоотчёт о творческих работах моих учеников, находящихся на дистанционном.

Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть третьяФотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть третья Добрый день, дорогие друзья и коллеги! Предлагаю Вашему вниманию третью часть фотоотчёта о творческих работах моих учеников, находящихся.

Фотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть втораяФотоотчет о творческих работах учащихся 3–4 классов в режиме самоизоляции и дистанционного обучения. Часть вторая Дорогие друзья! Предлагаю вашему вниманию вторую часть фотоотчёта о творческих работах моих учеников, находящихся на дистанционном обучении.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Мастер-класс «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами» Мастер - класс с педагогами на тему "Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами".

Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике»Опыт работы «Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике» Использование проблемно-поисковых ситуаций в процессе обучения детей элементарной математике Как научить маленького ребёнка думать, рассуждать?.

Методическая разработка «Программа настольного тенниса на три года обучения» для учащихся Программа настольного тенниса 1. Задачи 1. личностные: формировать у учащихся собственную систему мотивов и направленности.

Эссе «В чем заключается успех формирования у детей безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в ДОУ, школе» Как сформировать у детей навыки безопасного поведения на дорогах? Какие формы, методы, технологии применить педагогу, воспитателю? Как объяснить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оценивание метапредметных и личностных результатов учащихся в процессе обучения музыки
Опубликовано: 26 августа 2020 в 12:39
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оценивание метапредметных и личностных результатов учащихся в процессе обучения музыки» (включая файлы) размещена пользователем Рада Стойкова (УИ 127818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД