Сёмина Юлия
Обзор программы О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление Сёминой Ю. В. на семинаре-практикуме
Текст к презентации:
ОБЗОР АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ
О. П. Радыновой
СЛАЙД 1.
О. П. Радынова
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ»
АВТОРСКАЯ ПРОГАРАММА
СЛАЙД 2.
Актуальность
Публикация «Обзор программы О, П, Радыновой „Музыкальные шедевры“» размещена в разделах
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Ещё древнегреческий философ Аристотель, живший в IV веке до н. э. говорил: «Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи».
Американский поэт Генри Лонгфелло назвал музыку универсальным языком человечества.
И вправду, люди, разговаривающие на разных языках, не понимают друг - друга, но музыка, обладая собственным языком, объединяет людей, проникая в их души. И важно, чтобы эта музыка была высокохудожественной, вызывала бы в душе возвышенные мысли и чувства: доброту, сочувствие другому человеку, чуткость к красоте в искусстве и в жизни.
Но в реальной жизни дети не получают возможности соприкасаться с подлинными шедеврами мировой музыкальной культуры. В детском саду они воспитываются, в основном, на упрощенном по музыкальному языку репертуаре, не имеющем подлинной художественной ценности. В семье дети слышат, как правило, лишь развлекательную музыку.
Поэтому мы считаем авторскую программу О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры» особенно актуальной на сегодняшний день. Разработанная автором концепция обосновывает важность накопления, уже в раннем и младшем дошкольном возрасте, музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью.
СЛАЙД 3.
Программа ориентирована на две возрастные группы: от трех до пяти лет и от шести до семи лет.
Ведущим видом деятельности в программе «Музыкальные шедевры» является музыкальное восприятие, которое центрирует, объединяет все другие (исполнительство, творчество, музыкально-образовательную деятельность).
Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики.
СЛАЙД 4.
Цель программы – формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.
Определены задачи, которые едины для всех возрастных групп.
Основные задачи программы :
— накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей и народной музыки, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений);
— вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства;
— развивать музыкальное мышление детей (осознание эмоционального содержания музыки, выразительного значения музыкальной формы, языка музыки, жанра и др.);
— развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);
— побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове рисунках, пластике, инсценировках);
— расширять знания детей о музыке;
— вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте;
— побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной) поддерживать проявления оценочного отношения.
СЛАЙД 5.
Принципы построения программы :
Тематический
Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем). Принцип - контрастное сопоставление репертуара.
Принцип адаптивности.
Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности.
СЛАЙД 6.
Основной принцип программы – тематический. Программа охватывает 6 тем, каждая из которых изучается в течение одного-двух месяцев, а затем повторяется в каждой возрастной группе на новом материале.
Первая тема «Настроения, чувства в музыке» (сентябрь-октябрь)
Вторая тема «Песня, танец, марш» (ноябрь, декабрь, январь)
Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» (февраль)
Четвртая тема «Природа и музыка» (март)
Пятая тема «Сказка в музыке» (апрель)
Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» (май)
СЛАЙД 7.
Методы и примы музыкального воспитания :
- Наглядный, словесный, практический - традиционные методы.
СЛАЙД 8.
Особые методы, разработанные О. П. Радыновой :
Метод контрастных сопоставлений произведений.
Методы уподобления характеру звучания музыки – виды :
- Моторно-двигательное уподобление
- Тактильное уподобление характеру звучания музыки
- Словесное уподобление характеру звучания музыки
- Вокальное уподобление характеру звучания музыки
- Мимическое уподобление характеру звучания музыки
- Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки
- Интонационное уподобление характеру звучания музыки
- Цветовое уподобление характеру звучания музыки
- Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки
СЛАЙД 9.
В детском саду слушание музыки предлагается проводить, опираясь на три взаимосвязанные между собой темы:
«Какие чувства передает музыка?» характеристика эмоционально – образного содержания. (первый квартал)
«О чем рассказывает музыка?» выделение черт программности и изобразительности при их наличии. (второй квартал)
«Как рассказывает музыка?» характеристика средств музыкальной выразительности. (третий квартал)
Эта последовательность тем может быть использована как схема беседы о музыкальном произведении на протяжении нескольких занятий: от настроений, чувств, выраженных в музыке, к различению изобразительных моментов (если они имеются) и, далее, средств выразительности, с помощью которых создан данный музыкальный образ.
СЛАЙД 10.
Критерии оценки уровня сформированности основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах.
Понятие «музыкальная культура дошкольников», включает в себя следующие компоненты: эмоциональная отзывчивость, мышление и воображение. Проводится диагностика по этим 3-м компонентам.
В младшем возрасте этими критериями являются: сосредоточенность внимания; продолжительность восприятия; двигательная активность (наличие движений, мимических реакций, вокализаций); наличие действий с музыкальными инструментами и игрушками, их соответствие характеру и ритму музыки; желание слушать музыку, высказывания детей о характере музыки и их предпочтения.
В средней и старшей группах: сосредоточенность внимания; продолжительность восприятия; двигательная активность; выразительность исполнения; оригинальность творческих проявлений; глубина высказываний о музыке; выразительность оценочных суждений о красоте музыки; наличие любимых произведений, предпочтений, знаний о музыке, ее языке.