Елена Егорова
Обучение навыкам самообслуживания и бытового поведения детей со сложным дефектом в развитии
▼ Скачать + Заказать документы
Сложным дефектом развития детей называется любое сочетание психических и физических недостатков подтвержденных в установленном порядке. К таким детям можно отнести и тех детей, у которых отмечаются нарушения развития сенсорных и моторных функций в сочетании с недостатками интеллекта.
Публикация «Обучение навыкам самообслуживания и бытового поведения детей со сложным дефектом в развитии» размещена в разделах
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Одной из основных целей при бучении и воспитании детей с проблемами в развитии является социальная адаптация в общество, которая невозможна без элементарных навыков самообслуживания.
Самообслуживание – часть социального поведения. Оно является начальным этапом основных социальных норм.
Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования навыков самообслуживания и культурно гигиенических навыков, в зависимости от потенциальных возможностей ребенка.
Овладение навыками самообслуживания (умением одеваться и раздеваться, умываться, пользоваться туалетом, ухаживать за собой, и т. д.) являются важным шагом на пути к его независимости. «Чем лучше развиты навыки самообслуживания у взрослого человека с отклонениями в развитии, тем он менее зависим от других и тем больше у него есть шансов на то, что он будет помещен в условия, предлагающие ему наилучшие возможности». (К. Гилберг, Т. Питерс)
Обучение навыкам позволяет эффективно решать задачи расширение представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Особым детям требуется специально организованное обучение и многократное, совместно с взрослыми, проживание повседневных бытовых ситуаций. Крайне важно для них - организовать ситуацию успеха, не спешить с усложнениями задач, обеспечить поддержку и постепенное предоставление самостоятельности, чтобы у ребенка возникло ощущение безопасности и уверенности в собственных силах.
У детей со сложным дефектом функциональные навыки формируются медленнее, причиной этого являются огромные трудности, которые представляет для них коммуникация, социальное взаимодействие и спонтанное обобщение навыков.
Большинство детей со сложным дефектом без специального обучения не овладевают навыками опрятности, не могут самостоятельно одеваться и раздеваться, мыть руки и т. д. Основным препятствием могут быть следующие обстоятельства:
• Ребенок убегает с места.
• Не владеет отдельными операциями, которые требуется выполнить.
• Не запоминает последовательность операций.
• Ждет инструкций со стороны взрослого.
При обучении необходимо соблюдать следующие правила:
1. Правильно организовать пространство – место должно быть ограниченно какими-либо пространственными рамками.
2. Соблюдать принцип «от простого к сложному».
3. В начале обучения важно, чтобы все происходило быстро и энергично.
4. Физическая помощь взрослых на этом этапе является почти полной и необходимой.
5. Ребенок должен знать, зачем он будет выполнять то или иное действие.
6. На первом этапе важно, чтоб одежда и обувь легко надевалась, была удобной и комфортной для ребенка.
7. На следующих этапах наличие застежек на одежде и обуви – необходим.
8. При обучении важен положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, направляйте по верному пути, предупреждайте ошибки.
Затруднения в освоении навыками связаны с нарушениями моторики, концентрации внимания, которая проявляется в виде недостаточного контроля ребенка за своими действиями. Поэтому единообразное обучение позволяет создать двигательный стереотип в обход нарушенных функций.
Многие дети не могут запомнить, в каком порядке необходимо выполнять многочисленные операции при овладении навыками самообслуживания, состоящими из множества шагов. Хорошую помощь в этом оказывает моделирование.
Моделирование – демонстрация действий.
Единообразие в обучении помогает ребенку быстрее усвоить как порядок операций, так и содержание каждой из них. В обучении часто используется физическая помощь, но она не позволяет ребенку быть самостоятельным. При моделировании проявляется естественное стремление задействовать способность ребенка не только слушать, но и способность имитировать действе взрослого.
По мере овладения навыком моделирование становится все менее необходимым ребенку. Принципы проведения занятий заключается в том, что каждое движение, даже самое простое, предварительно показывают ребенку, одновременно объясняя, как оно проводится.
В работе необходимо – чтобы задание излагалось как можно проще, короткой фразой и повторялось по нескольку раз, в одной и той же последовательности.
Вначале подбираются доступные для ребенка задания, чтоб создать ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задания, причем взрослый сначала действует за ребенка, управляя руками ребенка. Важно быть последовательным в своих требованиях и реакциях на поведение ребенка. Необходимо предъявлять разумные требования, ограничивая его поведение лишь в тех ситуациях, когда это действительно необходимо.
Если вы что-то хотите от ребенка, следует формулировать свою просьбу четко и кратко. Если ребенок не реагирует, следует выполнить задание вместе, либо управляя его руками, либо поручая выполнить отдельные операции.
При обучении навыкам бытового поведения необходима четкая схема действий, зрительная организация материалов, отсутствие отвлекающих предметов, повторение стереотипной бытовой ситуации изо дня в день.