Юлия Костина
Обучение языку движений как средство формирования творчества в танце
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассматриваются приемы и специфика обучения танцу и влияние их на дальнейшее развитие творческих способностей ребенка.
Танец - это музыкально-пластическое искусство с сюжетным характером, отражающееся в художественных образах. Можно выражать свои мысли, представления не только в речи, но и с помощью сюжета в танцевальном номере. Для создания художественных образов мы используем язык движений. В обычной жизни по характеру движений, по походке, по осанке человека можно даже судить о характере личности, о его профессиональных качествах и принадлежностях. Также и в танце, любое движение несет свое значение. Самый простой прием имеет собственное, только ему присущее содержание.
Публикация «Обучение языку движений как средство формирования творчества в танце» размещена в разделах
Танец - это тот вид искусства, в котором педагог должен передавать определенный настрой детям в виде представления о том, каким может быть танец. Ведь танец это не просто набор технических приемов, а содержательно-осмысленное действо, которое встает перед зрителем. Для более точной передачи развития сюжета педагог подбирает именно те приемы и движения, которые в большей степени способствуют такому выражению. Благодаря связи танца с реальными движениями человека, у зрителя возникают определенные образные ассоциации, и ему становится легко понять содержание танца.
Выразительностью в танце может выступать как типично танцевальные, так и пантомимические движения. Оба вида имеют свою первооснову - это движения из жизни. Но, несмотря на то, что танцевальные движения обладают некой условностью, они несут индивидуальный смысл. Например, плясовой “притоп” имеет “прообраз” - упрямый человек топает ногой, настаивая на своем. В пляске форма ударов может изменяться: повторяться несколько раз, дополняться другими деталями.
Пантомима берет свое начало еще с XVIII века и считалась преобладающим выразительным средством, двигающим весь сюжет. А как таковые танцы демонстрировались во время балов и празднеств. Пантомима в танце выглядит гармонично. Так при изображении грусти человека мы берем за основу видение жизненных ситуаций и обыгрываем это в танцевальном варианте.
Возможность у детей познакомиться с танцем начинается с детского сада. Активные занятия хореографией формируют творческие способности у ребенка в большей мере. Это обусловлено тем, что танец гармонично сочетает в себе три понятия: музыки, движения и драматизации, что способствует как творческому развитию, так и воображению. Специфика танца в том, что выполнение движений под музыку происходит без каких-либо пояснений. Плодотворное становление творческих навыков даст дошкольнику хороший толчок в выборе дальнейшего занятия и хобби.
Важной предпосылкой формирования творчества в танце является понимание детьми того, как “работают” средства танцевальной выразительности. Например, овладение пантомимой и танцевальными движениями предполагает понимание детьми значения этих движений, умения выразить ими своего персонажа. Но самостоятельно это сделать очень сложно, поэтому требуется систематическое обучение, знакомство с элементами движений и принципами их видоизменения, с композицией танца в целом.
На формирование творчества в танце могут повлиять творческие задания на импровизацию. В моей практике это применимо на самых ранних этапах обучения дошкольников танцам. Показателем такого творчества может быть создание детьми новых образов, не известных ранее по обучению. С поставленной задачей ребенок справился, если : использовал удачный подбор движений, раскрывающий танцевальный образ; своеобразно скомбинировал эти движения с ранее известными; оригинально использовал в неповторимой манере и пластике; самостоятельно придумал рисунок танца для своего персонажа и соотнес его с действиями партнера.
Также, для развития у детей двигательного творчества благоприятен сюжетный танец. Неповторимость этого принципа в том, что дети, следуя сюжетному развитию танца, используют прием образного перевоплощения своего героя и непосредственного контакта с партнерами. Разнохарактерность каждого персонажа дает возможность ребенку в неповторимой манере выразить через движения своего героя. Например, грациозная лиса, не может двигаться как заяц; или человек не может передвигаться как змея. Здесь создается некая игровая ситуация, побуждающая каждого ребенка к творческому мышлению и способствующая его развитию в любом виде деятельности.
Стимулируя детей к творческой атмосфере на своих занятиях, я предлагаю им некую свободу выбора. Это может быть выбор партнера, выбор атрибутики для танца, выбор музыкального произведения. Для того, чтобы изучаемый танец доставлял удовольствие, я считаю, не нужно “зацикливаться” только на одном танце. Повторение предыдущих или изучение нового материала подстигнет ребенка к самосовершенствованию, к достижению высоких результатов. При этом педагог не должен ставить никаких оценок, дабы не “отбить желание” к хореографии. Лучшим будет - оказать поддержку и поощрить воспитанника в любом проявлении его активности.
Кроме всего вышесказанного, на занятиях должна быть доброжелательная обстановка, а педагог всегда найдет индивидуальный подход к каждому ребенку и порадуется его малейшим успехам.