Метелев Владимир
Обучение игре в шахматы как способ развития способностей и талантов дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ В ШАХМАТЫ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ТАЛАНТОВ ДОШКОЛЬНИКОВ»
Метелев Владимир Евгеньевич
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 38», городской округ Сухой Лог
“Шахматы — чуть ли не единственная чисто соревновательная,
то есть, наглядная форма фиксации интеллекта личности”.
Кирсан Илюмжинов
Публикация «Обучение игре в шахматы как способ развития способностей и талантов дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Шашки, шахматы. Материалы для обучения детей
- Темочки
Одним из приоритетов государственной политики в сфере образования является выявление и сопровождение талантливых, одаренных детей.
Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни. Главная цель образования – это воспитывать личность активную, творческую, готовую посильно участвовать в решении глобальных проблем человечества. Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных проблем совершенствования системы образования.
Особенностью моей работы, как педагога дополнительного образования, является выявление одаренных детей и формирование их математического и логического мышления.
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей и подготовки к школе.
Проблемы развития мыслительных способностей детей дошкольного возраста определили направление деятельности с использованием информационно-коммуникативных технологий - приобщить детей к игре в шахматы для максимального раскрытия и развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Была выявлена основная гипотеза: организация в условиях ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий планомерной работы по обучению игры в шахматы, будет способствовать целостному интеллектуальному развитию дошкольника, успешной социализации, раскрытию индивидуализации детей.
В результате работы по данному направлению была поставлена цель – развитие мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий.
В процессе образовательной деятельности решались следующие задачи - Обучающая :
Обучить основам игры в шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий, а также простым комбинационным приемам.
Воспитательная:
Воспитывать настойчивость, целеустремленность, находчивость, внимательность, уверенность, волю, трудолюбие, память, наблюдательность;
Выработать у детей умение применять полученные знания на практике.
Развивающая :
Развивать мыслительные способности детей : тренировать логическое мышление, учить ориентироваться на плоскости, умение производить расчеты на несколько ходов вперед; развивать образное и аналитическое мышление.
Для развития интеллектуальных способностей детей была разработана обучающая программа дополнительного образования «Шахматная азбука», которая существенно помогла развить у дошкольников мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Предложенный подход к организации системы педагогического процесса помог приблизить его к требованиям времени, делая возможным развивать и формировать у детей дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить.
Введение дополнительной образовательной деятельности по шахматам позволило сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Раннее приобщение детей к развивающим играм воспитывает у них пытливость ума, гибкость мышления, память, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. Особенно важно приобщение детей к сложным интеллектуальным играм.
Обучение самой интеллектуальной игре шахматы способствовало решению следующих важных проблем образования:
• обогатило обучение одаренных детей и активизирует творчество детей, родителей и педагогов;
• приобщило детей к интеллектуальному спорту и помогает подготовке дошкольников к начальной школе;
• помогло математическому образованию одаренных детей и более общей проблемы поднятия уровня математической культуры для всех.
Благодаря этой игре дети научились быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, выработали в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренировали память, учались самодисциплине.
Наибольший упор я делаю на изучение игры шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий. В процессе, дети получили целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни в современном обществе.
Применение компьютерной техники позволило разнообразить образовательную деятельность, сделать ее нетрадиционной, яркой, насыщенной, способствовать использованию разных способов подачи нового материала. Это наглядно, красиво, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога и воспитанника, позволяет ребенку работать в своём темпе, а мне, работать с обучающимся дифференцированно и индивидуально, а также быстро проконтролировать и оценить результаты обучения.
Проблемы развития математических способностей детей дошкольного возраста определили направление моей работы с использованием интеллектуальной игры шахматы для максимального раскрытия и развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, делают выводы. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в ход занятий игровых ситуаций, решение математических задач, отгадывание загадок, чтение дидактических сказок, просмотр тематических мультфильмов.
Важный шаг в создании материальных условий, способных привлечь детей – это внешнее оформление кабинета дополнительного образования. Использованы все варианты шахматных досок – классических настольных, увеличенных по размеру настенных магнитных, привлекательных напольных, и, конечно, наиболее современных электронных видов. Мною был создан и активно использован в работе банк мультимедийных презентаций и мультипликационных фильмов на шахматную тематику.
Обучение игре в шахматы осуществляется в ходе совместной деятельности с детьми с использованием различных форм и методов:
Методы работы:
• Использование игровых форм, привычных детям, но с шахматной тематикой :
• Чтение шахматных сказок;
• Просмотр презентаций и видеоматериалов;
• Сенсорные игры с шахматной тематикой (Например, «Найди такую же», «Расставь фигуры по росту», «Что общего» и др.).
Формы работы:
• Совместная деятельность педагога с детьми (групповая, подгрупповая, индивидуальная);
• Решение образовательных ситуаций.
Стимулы для положительной мотивации деятельности детей
• Внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• Тайна, сюрприз;
• Мотив помощи;
• Познавательный момент (почему).
Осуществляя указанные виды деятельности, дети, решают разные задачи. Так, в учебной деятельности это учебно-тренировочные задачи для освоения того или иного правила, в творческой — поисково-творческие задачи, развивающие способности ребенка.
Игра в шахматы помогает достичь целевые ориентиры, направленные на то, что на этапе завершения дошкольного образования :
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми. Малыш способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.
Обучение игре в шахматы является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания дошкольника то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии. Без воспитания в себе сильной воли, нельзя добиться серьёзных результатов в интеллектуальных играх
Впрочем, не все дети, кого увлечет шахматная игра, станут чемпионами. Поэтому для большинства из нас важнее вторая причина раннего знакомства с шахматами - желание вырастить гармонично развитого человека. Детсадовская пора когда-то закончится, а экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные довольно рано в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, особенно в точных науках, и даже быстрее делают домашние задания.
Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием получать новые знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной игрой, ведь игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации.
В. В. Путин в послании участникам чемпионата мира по шахматам сказал : “Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед”.