Валентина Дмитриевна Галлер
Конспект интегрированной НОД в средней группе «Звуковички в зимнем лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание непосредственно организованной деятельности.
1. Образно – игровое развитие.
2. Создание мотивации помощи и познавательной мотивации.
3. Закрепление понятия «зимующие» птицы; активизация в речи обобщающих слов: «зимующие птицы», «Перелётные птицы».
5. Развитие воображения, внимания, мышления, целостное восприятия мира.
6. Воспитание заботливого и доброжелательного отношения к птицам.
7. Связная речь. Развитие умения описывать внешний вид птицы.
8. Словарная работа: туловище, крылья, лапки, перо, клюв, горло.
9. Введение в грамоту. Развитие способности строить звуковую модель слова.
Публикация «Конспект интегрированной НОД в средней группе „Звуковички в зимнем лесу“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Средняя группа
- Темочки
10. Формирование бережного отношения ко всему живому на земле.
Стимульный материал: грамзаписи: Чайковского «Зимнее утро», запись голосов птиц, презентация или картинки птиц, склады, предметные модели звукового состава слова.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
1. Настройка на игру:Начинается совместная деятельность под музыку Чайковского «Зимнее утро».
- Наступила зима, задуло холодом, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Морозы заволокли узорами окна. Наступило самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края).
-Как мы их называем? (Перелетные).
-Какие это птицы? (Ласточка, грач, скворец, жаворонок, аист, кукушка, соловей).
-Но не всем птицам страшна зима. А какие птицы остаются у нас на зиму? (зимующие).
2. Создание в воображаемом плане игровой проблемной ситуации (конфликт, противоречие, неожиданность, «затруднительная» ситуация).- Но случилась беда с зимующими птицами в нашем лесу. От холода и голода у них пропали голоса, они уже больше не поют, даже прохрипеть им трудно, горлышко болит. Поможем птицам?
Но сначала нужно посмотреть, что это за птицы и можно ли возвратить им голоса, чтобы они опять в лесу красиво пели.
- Чтобы возвратить им звуки их голосов, нам нужно превратится… В кого мы превратимся? (В звуковичков).
3. Образно – игровое развитие. Играет музыка, дети кружатся, «разлетаются» и «слетаются» вместе.
Нужно петь и танцевать,
Чтоб звуковичками стать.
Хлоп –хлоп, чок –чок
Я теперь звуковичок.
Воспитатель: «Вот вы опять превратились в звуковичков - облачков, лёгких и умных. Полетим
скорей в лес к птицам. Теперь вы, как доктора обследуете птиц, рассмотрите их и попытаетесь им помочь.
4. Создание специальной смысловой (игровой) ситуации, требующей усвоения новых знаний и накопления эмоционально-познавательного опыта ребенка.
- Но вот кто- то подал голос. Кто же это?
1. Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Воспитатель показывает картинку воробья.
- Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? (он маленький коричневого и серого цвета). Чем покрыто тело воробья? (перьями). Чем питаются воробьи? (хлебными крошками).
- А вот в лесу ещё раздался звук. Послушаем, кто же это?
Все время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит
А только лечит (Дятел).
Показывается картинка дятла.
- Какой красивый дятел! Опишите его. (У дятла голова, шея, спина, крылья - черные, а на голове красная шляпка).
- Какой у дятла клюв? Зачем он ему нужен? (Крепким клювом он стучит по дерева, долбит кору и достает насекомых).
- А зачем дятел достает насекомых из-под коры? (он спасает дерево от вредителей).
-Как люди называют дятла? Почему? (санитар леса).
- Чем питается дятел? (личинками, червячками, жучками).
- А вот на макушке ёлки кто-то хрипло и жалобно затрещал. Кто же это?
Верещунья - белобока,
А зовут ее… (Сорока)
Показывается картинка сороки.
- Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением).
- Как называют сороку в сказках и стихах? (сорока - белобока).
- Чем питается сорока? (семенами растений).
А вот на ветке рябины сидит очень красивая птичка, только она совсем не поёт, молчит и молчит, только рябину клюёт.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь).
Показывается картинка с изображением снегиря.
- Как вы думаете, почему эту птицу называют снегирь? (от слова «снег»- он ныряет в снег и купается).
- Опишите его. (У снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка - красная).
- Чем питается снегирь? (ягодами рябины, зернами и семенами).
Показывается картинка снегиря с его любимой едой.
- Она маленькая птичка, и зовут ее… (Синичка).
Появляется картинка с изображением синички.
- Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые).
- Чем питается синичка? (салом).
- Окраской – сероватая, повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
Появляется картинка с изображением вороны.
- Опишите её (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое).
- Чем питается ворона? (Любит зерна подсолнечника, арбуза, семена различных растений, питаются также и насекомыми-вредителями и мелкими грызунами).
- Я – толстый, серый, и ногами
Хожу по городу кругами
И напрягаю толстый зоб,
Очаровать подругу чтоб. (Голубь)
Появляется картинка с изображением голубя.
- Опишите его. (Оперение голубя серое)
- Чем он питается? (Хлебом)
Физкультминутка.
.А я знаю, что у звуковичков есть любимая игра, а как она называется?
- «Непоседливые звуки».
- Хотите в неё поиграть? (ДА)
- Слово «ГУДОК». Какие в нём звуки? (Дети называют звуки в слове).
- А в слове «ШУМ»?
Давайте договоримся, кто каким звуком будет. Аня, ты каким звуком будешь?
Дети называют звук, которым они хотят быть и строят 2 слова – «ГУДОК» и «ШУМ».
Правила игры: звучит бубен – звуки рассыпаются. Тишина – звуки соединяются в слова.
- Все звуки соединились правильно?
- Да!
- Ты какой звук?
- Я – «Ш» и т. д.
- Какое слово получилось?
- Шум!
- Молодцы, правильно!
-Умные звуковички, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, дятел, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).
- Звуковички, давайте хорошо рассмотрим этих птиц: что у них общего: есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями. А что же разного? (Расцветка).
-А горлышко у них есть? Одинаково ли они поют? (Ответы детей).
5. Введение в игровую ситуацию познавательной задачи как способа разрешения конфликта.
- Вот ко мне подлетела очень умная ворона и рассказала историю о том, как заболело горлышко у птиц. Эта умная ворона летала на луг весной, когда расцвёл там волшебный поющий мак. Он пел на ветру, а птицы его слушали. А когда пришла зима, то эти красивые цветы засыпал холодный снег и безжалостно их погубил. Птицы слетелись стаями и хотели спасти красивый луг, они своими лапками выкапывали каждый цветок из снега, пытались их отогреть и унести подальше в тёплые края. Даже аист из тёплых краёв прилетел спасать маки. Цветы они спасли, но холодный колючий снег им отомстил: он обморозил им лапки, прилип к пёрышкам. И птицы начали болеть, постепенно у них пропал голос. Но ворона знает способ, как вылечить горлышки зимующих птиц и как полечить мак. Нужно озвучить каждое слово, которым называют птицу. Сначала написать эти слова, а затем под каждым словом написать слоги – слияния, т. е. поставить модели слияния согласного и гласного звука. Если согласный или гласный звук, не сливаются ни с каким другим звуком, то модель этого звука выглядит очень просто: если это согласный звук, то ставим синий квадрат, если гласный звук, то ставим красный квадрат.
Дети делятся на пары, берут картинки с изображением синицы, вороны, голубя, мака и идут к наборным полотнам лечить любимых птиц и цветы. Подписывают складами картинки. Склады и предметные модели лежат рядом в коробочках возле каждого наборного полотна.
Звучит тихая музыка, воспитатель подходит к каждой паре, смотрит, как они пишут слова и выкладывают модели звуков. Тихо объясняет каждой паре, помогает детям при затруднении.
Затем воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и посмотреть, как справились с заданием пары детей, т. е. делается проверка. В случае затруднения воспитатель объясняет, где есть слияние звуков, а где звуки самостоятельно звучат, не сливаясь между собой. Каждое слово произносится так, чтобы было слышно твёрдое или мягкое это слияние. Звуки в слове «АИСТ» произносятся так, чтобы было слышно, что каждый звук звучит отдельно, не сливаясь с рядом стоящим звуком.
- Молодцы, умные звуковички, полечили горлышки птиц своими волшебными звуками, синички так распелись, слышите, как звенят голоса птиц (включается музыка с голосами птиц). И даже маки подняли свои поникшие головки и радостно улыбаются вам.
6. Обратное превращение.
7. Оценка хода и результата игры.