Ирина Масакова
Обучение дошкольников составлению творческих и логических рассказов по картине и по серии картинок
Дошкольный возраст - период интенсивного развития творческих возможностей ребёнка. Ребёнок должен применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим, в зависимости от ситуации должен преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребёнок должен предложить собственный замысел и воплотить его в рассказе («Социальный портрет выпускника», как результат освоения им основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ № 655 от 23.11.2009 «Федеральные государственные требования к структуре общей образовательной программы дошкольного образования»).
Публикация «Обучение дошкольников составлению творческих и логических рассказов по картине и по серии картинок» размещена в разделах
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития связной речи детей. Это показывает и наш опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей, однако анализ состояния коммуникативной деятельности образовательного процесса в МБДОУ показывает, что методика, используемая в практике речевого развития детей дошкольного возраста, ориентирована преимущественно на формирование умения связно высказывать мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определённую тему. Вместе с тем, рассказы детей одинаковые, страдают скудностью, ребёнок сам не строит рассказ, а повторяет образец с незначительной интерпретацией
Использование традиционных методов и приемов в этом направлении не дает нужных результатов. Но жизнь идет вперед! Поэтому мы стали
применять в работе над развитием связной речи у детей современные образовательные технологии – это технология ОТСМ и ТРИЗ, цель которых - педагогическое сопровождение освоения детьми обобщённых способов составления логической последовательности событий и связных текстов на этой основе. В основу положен инструментарий по развитию творческого воображения и формированию диалектического способа мышления дошкольников. ТРИЗ называют технологией творчества. В этой теории существуют методы и приёмы, позволяющие создать творческий продукт высокого уровня новизны даже ребёнку. Дошкольник может научиться составлять загадки, стихи, сказки, рассказы с помощью определённых алгоритмов. ТРИЗ в педагогике называют гуманной технологией, потому что она даёт возможность даже ребёнку с проблемами в развитии быть успешным в творчестве. В теории разработаны ориентиры, основанные на объективных законах, которые позволяют решателю не делать пустых проб, а достаточно быстро находить эффективное решение.
Таким образом, использование технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению логических и творческих рассказов позволяет развить устойчивый интерес, самостоятельность в поиске информации, умение отстаивать свою точку зрения, критически относиться к своим результатам и способствует формированию ценностей, связанных с созидательной деятельностью.
Поэтому целью нашего педагогического исследования стала разработка системы работы по обучению дошкольников составлению логических и творческих рассказов.
Объект исследования:
Подгруппа детей дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад № 26»- 13 человек.
Предмет исследования:
Обучение составлению логических и творческих рассказов по картинке и сюжетной картине с использованием методов и приёмов технологии ТРИЗ и ОТСМ.
Цель эксперимента:
Развивать способность создавать новый продукт речевой деятельности- новый рассказ, сказку, загадку, уметь представлять объект данных литературных произведений, т. е. анализировать, отбирать основные их свойства и качества, временные и другие отношения между предметами и явлениями.
Экспериментальная работа по данной теме рассчитана на 2 года (сентябрь 2011- май 2013г.) и состоит из нескольких этапов:
1 Этап – ориентировочный (сентябрь 2011- октябрь 2011 г.)
-Изучение научно- методической литературы по теме (Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх «Технология составления творческих текстов по картине»);
-Изучение методов и приёмов технологии ТРИЗ и РТВ;
- Разработка технологических карт с методическими рекомендациями по составлению разного рода рассказов, лимериков, загадок и т. д. ;
- Проведение серии обучающих семинаров по проблеме составления рассказов с участниками эксперимента;
-Создание творческой группы МБДОУ, где разрабатывалась ООП, создавалось тематическое планирование.
2 Этап – диагностический (ноябрь 2011г.)
- Проведение мониторинга качества коммуникативной образовательной области, а также детского развития интегративных качеств: способность решать интеллектуальные и личностные задачи по отобранным методикам (методика «Интеллектуальный портрет», а также по качеству - любознательность, активность;
- Проведение медико- психолого- педагогической диагностики детей (состояние здоровья, где выявлены группа здоровья, заболеваемость, посещаемость; особенности речевой деятельности по диагностической тетради под ред. О. Н. Сомкова, З. В. Бадакова, И. В. Яблонской «Путешествие по стране правильной речи», где проанализированы все стороны речи; создана индивидуальная карта речевого развития каждого участника эксперимента;
- Проведение диагностики психических процессов детей: память, воображение, мышление и т. д.
На начальном этапе нашей работы детям предлагались различные методики, позволяющие определить исходный уровень сформированности мыслительных процессов, творческого воображения и речи дошкольников. Результат оказался вполне ожидаемым, поскольку наш эксперимент находился на начальном этапе своего развития. Так, анализ данных, полученных в результате проведения методики «Придумай рассказ» (Немов Р. С. Психология : Учеб. Для студентов высш. Пед. Уч. Заведений/ Р. С. НЕмов- В 3 кн. – 4 изд. - М. : Владос, 2003. – Кн. 2: Психология образования. - 608 стр., показал, что у 61,5% детей обнаружен средний уровень умений придумывать рассказ. Это позволяет говорить о достаточно хорошем уровне знаний и умений детей ориентироваться в окружающем мире и составлять рассказы. Однако, их речевая деятельность характеризуется недостаточно широким варьированием различных речевых средств и способов проявления творческого мышления и воображения, необычности и оригинальности сюжета рассказа. У 23,1% детей явно преобладает низкий уровень сформированности умений придумывать рассказы. Это означает, что данную категорию детей характеризует отсутствие достаточного уровня умения составлять логические и творческие рассказы, им составляет трудность создавать новый продукт речевой деятельности - новый рассказ.
У 15,4% детей от общего количества испытуемых преобладает высокий уровень умений придумывать рассказ. Это означает, что этих детей отличает следующее: разнообразие образов, впечатлительность и эмоциональность, достаточно необычный и оригинальный подход к решению поставленной задачи.
Диагностика на раннем этапе нашего эксперимента позволила нам выявить потенциал каждого ребёнка, его способности и возможный рост, позволила наметить цели, для достижения которых нам были необходимы не только теоретические знания, но и сопутствующий инструментарий (дидактические игры, различные атрибуты, оборудования и т. п.). В связи с этим был обозначен 3 этап нашей работы.
3 Этап - постановочный (декабрь 2011- апрель 2012г.)
- Приобретение демонстрационного, наглядного, раздаточного материала для проведения НОД;
- Оформление нескольких серий картинок для логического рассказывания (по сказкам, рассказам, текстам);
- Оформление серии дидактических игр по развитию познавательных способностей в живой и неживой природе, по определению свойств характера, по определению ближайшего окружения объекта, игра «Да - нет» и д. р. ;
- Приобретение серии журналов, учебников- тетрадей для дошкольников старшего дошкольного возраста по определению познавательных способностей «Я - исследователь» А. И. Савенкова, «Животные на ферме Василия и Василисы» с набором игрушек и. д.
Основным показателем результативности и необходимости проводимого нами эксперимента стало участие одного из наших воспитанников - в городском фестивале исследовательских работ и проектов детей дошкольного и младшего школьного возраста «Я- исследователь» (апрель 2012г). В связи с этим можно сделать вывод, что в процессе нашего исследования
- у детей качественно меняется связная монологическая речь;
- дети умеют составлять повествовательные рассказы из личного опыта;
- расширяется словарь за счёт расширения представлений об окружающей жизни, о её социальных явлениях;
-развивается умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.
4 этап- преобразующий (сентябрь 2012- март 2013г.)
- Отслеживание и преобразование результатов по степени формирования знаний по составлению логических и творческих рассказов по картине и по серии картин.
На данном этапе нам удалось достигнуть неплохих результатов: была произведена оценка активного словарного запаса детей по методике «Расскажи по картинке» (Немов Р. С. Психология : Учеб. Для студентов высш. Пед. Уч. Заведений/ Р. С. Немов- В 3 кн. – 4 изд. - М. : Владос, 2003. – Кн. 2: Психология образования. - 608 стр.). По результатам, полученным с помощью указанной методики, 71,2% детей от общего количества испытуемых характеризует средний уровень развития речи. Им свойственно употреблять в своей речи существительные, глаголы, прилагательные, наречия, то есть более половины из всех фрагментов речи, фиксируемых в процессе исследования. У 28,8% обнаружен средний уровень развития умения составлять рассказ по картинке. Отметим, что отсутствуют дети с низким уровнем, что свидетельствует об эффективности нашего эксперимента.
Таким образом, благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок с применением современных технологий, дети стали намного наблюдательнее и внимательнее. У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев, у детей практически отсутствуют логические ошибки при самостоятельном повествовании по серии сюжетных картинок.
В процессе работы по обучению детей составлять рассказы по картине и сюжетным картинкам удалось решить воспитательные задачи: почти все дети научились выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случае затруднений, замечать речевые и логические ошибки и доброжелательно исправлять их. Приобретённые навыки по соблюдению установленных правил дети используют и в повседневной жизни - в общении между собой, при взаимодействии друг с другом в разных видах детской деятельности.
Окончательным итогом своей экспериментальной работы хотелось бы видеть:
1. Свободное владение детьми умением составлять логические и творческие рассказы по картинам,
2. Развитие творческого мышления, воображения и связной речи
3. Развитие способности ребёнка создавать новый продукт речевой деятельности- новый рассказ.