Ирина Герасимова
Обучение дошкольников сочувствию
▼ Скачать + Заказать документы
Статья на тему :
«Обучение поддержке и сочувствию детей дошкольного возраста»
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит достаточно остро. Часто приходится наблюдать, как многие из нас не хотят видеть переживания и боль окружающих людей, не хотят проявить своё сочувствие и сострадание. Более того, регулярно сталкиваешься с ситуациями, когда дети испытывают радость от причиненной боли сверстникам, животным, при этом стремятся данное поведение снять на мобильные телефоны, показать свою значимость в глазах сверстников. Детская агрессивность бьет все рекорды и вызывает значительную тревогу у нас взрослых, а способность к сопереживанию, сочувствию, умение радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Из этого следует, что теряются нравственные ориентиры, что мы - взрослые не смогли вовремя развить эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Публикация «Обучение дошкольников сочувствию» размещена в разделах
Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость во все времена была и будет отправной точкой развития гуманных чувств, отношений между людьми. Страшный дефицит нашего времени – дефицит доброты! Данное явление имеет непосредственно отношение к наиболее значимой проблеме – психологическому здоровью детей. В наш прогрессивный век все меньше и меньше времени у нас взрослых остается на общение с детьми, а ребенок остается, не защищен от всего многообразия переживаний. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Дошкольный возраст - это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить ребенка: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Задача педагогов развить эмоциональную сферу ребенка. Л. С. Выготский считал, что «эмоциональное развитие детей – одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и, прежде всего ребёнка». Среди современных исследований обращает на себя внимание система эмоционального развития детей, построенная на основе работ отечественных психологов и педагогов. Н. Ежова, автор этой системы, утверждает, что эффективность образования обусловлена степенью включенности в неё эмоциональных проявлений ребёнка как заданных природой естественных ценностных форм жизни. Способствовать этому может специально организованное эмоционально насыщенное общение взрослого с детьми, а также акцентирование педагогического процесса на выделении эмоционального компонента на разных правах с познавательным и действенно-практическим.
Содержание эмоционального компонента образования включает две стороны: собственно эмоциональное развитие, опосредованно эмоциональное развитие.
Собственно эмоциональное развитие включает: развитие эмоционального реагирования; развитие эмоциональной экспрессии; развитие эмпатии; формирование представлений о многообразии человеческих эмоций; формирование словаря эмоциональной лексики.
Опосредованно эмоциональное развитие – это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать, прежде всего, поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на эмоциональные ситуации. В формировании эмоциональной отзывчивости в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми, а также фактор обучаемости и развития эмоциональной сферы. Эмоциональные черты ребёнка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта. От эмоций, которые чаще всего испытывает и проявляет ребёнок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. В дошкольном возрасте сохраняется эмоциональная зависимость детей от взрослых. Установлено, что если взрослый расположен к ребёнку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребёнок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребёнку, признание его прав, проявление внимания являются основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности, защищённости, что способствует нормальному развитию личности ребенка. Общительность и доброжелательность взрослого выступает как условие развития эмоциональной отзывчивости у ребёнка. В дошкольный период происходит становление способности детей к произвольной регуляции эмоций. Пока эмоции детей еще непосредственны, важно не упустить момент и научить их понимать, принимать и полноценно выражать свои чувства. Дети старшего дошкольного возраста уже умеют понимать и различать чужие эмоциональные состояния, сопереживая отвечать адекватными чувствами. Ребенок, понимающий чувства другого, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Знакомство детей с эмоциями осуществляется в дошкольном учреждении как в ходе всего воспитательно-образовательного процесса. На занятиях, с помощью элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок, дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания. У дошкольника агрессия зачастую является защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи таким детям по преодолению агрессивных проявлений в условиях дошкольного учреждения является индивидуальные занятия, проводимые педагогом - психологом и узкими специалистами. В процессе занятий у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает симпатия по отношению к взрослым и детям. Система работы над данной проблемой должна включать в себя не только просветительскую и профилактическую деятельность, но и
индивидуальное и групповое консультирование родителей, проведение тренингов, круглых столов и т. д. Проводя целенаправленную работу по развитию эмоциональной отзывчивости у детей, не следует забывать, что определяющим фактором в формировании способности к сочувствию, пониманию эмоций других людей является пример взрослых, в первую очередь родителей. Именно они являются основным примером для подражания и закладывают морально-нравственную основу личности ребенка. Задача родителя — определить чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к окружающему миру состоялась и прошла безболезненно. И здесь подходят такие формы работы, такие как индивидуальная работа с семьей, консультации на сайте учреждения, выпуск газет, буклетов;
Литература:
1. Выготский Л. С. Проблема возраста/Собр. Соч. в 6 т. М. 1984. Т. 4.
2. Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 8.
3. Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2002.
4. Психологический словарь. / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М., 1996.
5. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов н/ Д: Феникс, 2005.