Галина Сергеева
Обучение детей элементам народного танца
▼ Скачать + Заказать документы
Почему в настоящее время хореография стала столь популярной, и почему большинство родителей стараются отдавать своих детей в танцевальные кружки? Потому что уже ни для кого не секрет, что благодаря занятиям хореографией, ребёнок учится правильно и красиво двигаться, развиваются его музыкальные способности, происходит приобщение к миру музыки. Наряду с этим ребёнок получает комплекс навыков, необходимых для нормальной жизнедеятельности (развитие ловкости рук, быстроты реакции, остроты внимания, общей подвижности и т. д.) Таким образом, занятия хореографией способствуют достижению духовного и физического совершенства ребёнка.
Публикация «Обучение детей элементам народного танца» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Невозможно переоценить значение занятий хореографией для формирования культуры тела, красивой осанки, свободы и естественности движения. Чувства и настроения, вызванные музыкой, придают движениям эмоциональную окраску, влияя на пластику и выразительность жестов. Музыкально-двигательные упражнения для рук, включающие повороты головы, потягивания шеи, дают возможность совершенствовать качество вокальных и хоровых навыков.
В образовательной системе занятия танцами и хореографией имеют большое общеразвивающее, воспитательное значение. Интеграция разных видов действий: музыкально-ритмических, танцевальных, позволяет развивать с
особности, выявлять склонности и предпочтения детей.
Танцевально-хореографические занятия, являясь составной частью программы по оздоровлению детей, способствуют развитию физической выносливости, формированию эмоциональной отзывчивости и выразительности, умению получать радость от эстетической деятельности, от продуктивного общения с педагогом и сверстниками на основе совместного творчества.
Цель занятий по хореографии - развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности. И, как известно, чем раньше мы дадим детям гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, тем более гармоничным, естественным и успешным, в таком виде деятельности, как движение под музыку, будет дальнейшее развитие ребенка, становление его личности. И, возможно, меньше будет проблем у наших детей с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формированием красивой осанки…
Актуальными задачами являются:
1. Совершенствование двигательных навыков и умений:
а) развитие и совершенствование всех видов движений, которые предлагаются детям, умение выполнять их легко и выразительно, максимально артистично и в соответствии с музыкой;
б) обогащение двигательного опыта — использование разнообразных исходных положений, двигательных комбинаций;
2. Совершенствование музыкальности: работа над исполнительской техникой, постоянно обогащать свой репертуар разнообразными произведениями — например, вальсы Ф. Шопена, Ф. Шуберта, пьесы В. Гаврилина, М. Дунаевского и пр. Следить, чтобы в процессе исполнения произвольно, для удобства в движении, не менялся темп, не появлялись лишние акценты и аккорды и т. д.
3. Развитие творческих способностей:
а) развитие творческого мышления, воображения и фантазии; развитие способности "видеть" и ясно представлять музыкальный образ, способы его пластической интерпретации;
б) воспитание потребности вести постоянный творческий поиск, вносить новое в свою работу из других областей науки и искусства (например, фольклора, классического искусства, изучения наследия музыкантов и педагогов и т. д.); постоянно заниматься в творческих группах, студиях и объединениях;
в) развитие художественного вкуса на основе постоянного пополнения впечатлений — в театрах, музеях, в общении с творческими людьми.
Народное хореографическое искусство Руси насчитывает большое количество танцев, плясок и переплясов. Но хоровод среди них стоит особняком, как один из самых древних танцев, ведущих свою историю из седой глубины веков.
Термин «хоровод» происходит от древнегреческого «хос», что означает «массовый танец с песней» и старославянского «вод», что означает «ходить, водить». Хоровод имеет древнюю историю, и в самих хороводах отобразилась история Древней Руси. Чем бы ни занимались наши предки, свои действия они отражали в преданиях, которые, в свою очередь, отражались в народных танцевальных действах. Веселые пиры, ратные подвиги или трудовые будни – все это нашло воспроизведение в величавых хороводах, шествиях по кругу.
Первые хороводы являлись языческим гимном Солнца. Основная фигура танца – хождение по кругу – символизировала наше дневное светило, а сам хоровод прославлял источник света и тепла, от которого зависел урожай. Этот танец сопровождал жизнь наших предков три сезона в год: весну, лето и осень, и только зимою игрища на природе приостанавливались.
Хоровод – это массовый танец. В нем принимают участие и молодежь, и люди среднего возраста, и даже старики. Музыка танца обычно медленная, напевная, лиричная. Музыкальный размер чаще используется 4/4, но бывает и 2/4, реже, 3/4. Танец часто сопровождается пением.
В настоящее время хороводы исполняются, главным образом, на сцене. Радует, что в последнее время наблюдается тенденция к возрождению народных традиций и в обычной жизни. Не обошел стороной хоровод и детские сады.
Хоровод один из самых интересных и понятных для детей танцев. Его можно использовать даже с самыми маленькими воспитанниками. Хоровод можно разделить на три вида: простой, с атрибутами (венки, платки, рушники, ленты и т. д.) и вокруг чего либо (дерево, костер и т. д.)
В ходе своей работы я разработала ряд хороводов для разных возрастных групп.
«Во поле березка стояла», хоровод для детей младшего возраста (русская народная мелодия).
Раскладываем листочки на пол (ориентация круга, дети на вступление встают возле листочков, с платочками в руке. В центре круга встает ребенок – березка.
1 часть Дети идут по кругу, держа платочек в стороне. Березка в это время исполняет пружинку.
2 часть Дети маленькими шагами сужают круг, поднимая платочек вверх. Березка кружится вокруг себя. Возвращаются на свои места.
3 часть Дети машут платочками над головой, а Березка ходит вокруг детей.
4 часть Дети идут по кругу, Березка тоже встает в общий круг, за ней уходят из зала.
«Калинка», хоровод для детей среднего дошкольного возраста (русская народная мелодия).
Вступление Дети выходят друг за другом, выстраиваются в одну линию.
Куплет Дети идут друг за другом хороводным шагом, образуя круг.
Припев Топотушками кружатся вокруг себя.
Куплет Идут по кругу шагом «гусачек».
Припев то же
Куплет Дети идут хороводным шагом змейкой.
Припев Топотушками выстраиваются в одну линию. Поклон.
«Пчелы», хоровод для старших дошкольников (гр. Иван Купала).
Вступление Дети по очереди проходят по диагонали и встают в 2 колонны.
1 куплет 1 часть Дети идут двумя полукругами в разном направлении, образуют один круг.
2 часть Поворот вокруг себя, топнуть ногой, то же в другую сторону. Повторить 2 раза.
Проигрыш 1 часть Идут по кругу, расходятся на две колонны.
2 часть Проходят «расческой», кружатся, меняются местами.
2 куплет 1 часть Берутся за руки, идут по кругу. Поднимая руки вверх
2 часть Кавырялочка с правой ноги, тройной припот. Тоже с другой ноги. Печать правой и левой ногой. 4 пружинки.
Проигрыш Идут по кругу, выстраиваясь на полукруг.