Получи документы

Обучение детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию в технике «Городец»

Ирина Рыжих
Обучение детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию в технике «Городец»
▼ Скачать + Заказать документы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ

Декоративное рисование — это рисование разных орнаментов с помощью красок, карандашей на листе бумаги, на объемных изделиях из глины, папье-маше, сконструированных из бумаги. Во время обучения декоративным видам деятельности дети приобретают знания, расширяют свой кругозор, у них углубляются такие процессы, как чувство восприятия, представления, а также мыслительная операция — анализ, синтез, сравнение, обобщение, обогащается речь[1, c.42].

Публикация «Обучение детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию в технике „Городец“» размещена в разделах

Декоративное рисование не требует абсолютно точного знание объекта, которое обязательно при выполнении рисунка с натуры. Сочиняя узоры, воспитанники оперируют простейшими элементами и формами, подбирают соответствующие цвета, следят за чередованием одних и тех же деталей или повторяют их через определенный промежуток.

Декоративное рисование тесно связанно с рисованием с натуры и на темы. Так, рисованию предметов симметричной формы предшествует составление узоров. Построенных по принципу симметрии. Рисование узоров в круге предваряет и сопровождает рисование круглых предметов и т. д. Дети усваивают цвет, распознают геометрические фигуры, учатся располагать узор на листе бумаги, что способствует сенсорному воспитанию дошкольника.

-Развивать эстетическое восприятие при непосредственном ознакомлении с произведением декоративно-прикладного искусства : роспись, вышивка, кружево, керамика.

-Учить понимать значение и красоту декоративно-прикладного искусства.

-Учить составлять композицию узоров на бумаге разной формы, на объемных и плоских предметах.

-Учить гармонично объединять цвета и оттенки.

-Овладевать техническими приемами декоративного рисования.

-Учить выполнять коллективные работы, составлять панно с отдельными декоративными узорами по мотивам русского декоративного искусства[1, c.52].

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомить воспитанников с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдение ритма, симметрии, гармонического сочетания цветов. Развитие творческой инициативы — важнейшая задача гармоничного воспитания. Творческая инициатива будит мысли человека, делает его труд одухотворенным, увлекательным (Приложение 3, рис. 1).

На занятиях декоративной изобразительной деятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. Процесс рисования вызывает у детей положительные эмоции, удовлетворение от работы с изобразительным материалом, результатом которой является выразительный образ, формируются навыки работы в коллективе и для коллектива, умение согласовывать свои действия с товарищами.

Специфика занятий декоративным рисование позволяет эффективно развивать у дошкольников творческую фантазию, хороший эстетический вкус, интерес и любовь к народному искусству, искусству родного края. Через рисование ребенок познает окружающий его мир и определяет свое место в нем. Задача педагога здесь помочь ребенку освоить определенные изобразительные техники, не разрушая его индивидуальное видение, найти гармонию между фантазией и миром реальным[2, c.131].

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) (Приказе №1155 от 17 октября 2013 года, являющейся основой для разработки и реализации примерных основных образовательных программ дошкольного образования, представлены пять образовательных областей. Образовательные области выделены в стандарте как важнейшие составляющие направления воспитания и развития ребенка на всем протяжении дошкольного детства, которые должны обеспечить всестороннее развитие, подготовку и последующую адаптацию к школе, создать надежную базу для дальнейшего успешного овладения учебной деятельностью в школе[3, c.115].

Содержание всех образовательных областей опирается на исследования отечественных и зарубежных ученых. В них раскрываются возрастные и индивидуальные различия детей, особенности формирования у них психических процессов,в особенности проявления одаренности и способностей. Перечисленные выше особенности требуют индивидуального подхода к детям, учета этнокультурной ситуации их развития, сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей, личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия детей и взрослых, построенного на уважении личности ребенка, реализации задач в формах, специфических для той или иной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие[3, c.153].

Все выделенные в стандарте образовательные области необходимы для всестороннего развития ребенка на всех этапах дошкольного детства, но, пожалуй, именно область «Художественно-эстетическое развитие» обладает таким мощным потенциалом, который объединяет все области и интегрирует их в воспитательно-образовательном процессе, что позволяет формировать у детей ассоциативные связи, способствующие развитию воображения, без чего невозможно развитие изобразительной деятельности, интелектуальных и сенсорных способностей. Изобразительная деятельность, включающая рисование, лепку и аппликацию, имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовке их к школе.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается – объекты, как в реальной жизни расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются[4, c.106].

Детям 5-7 лет доступна лепка рельефная, связанная главным образом с выполнением декоративных работ. Основное место на занятиях лепкой занимает глина. Как наиболее пластичный материал. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Занимаясь лепкой, ребенок знакомиться с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление. Чем чаще ребенок занимается лепкой. Чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, у него развивается конструктивная мысль, ведь, изображая человека в рисунке, достаточно только пририсовать ему две ноги, а в лепке задача сложнее – нужно чтобы человек стоял на этих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг так же, как и мускулы, развивается, когда его тренируют. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Основным изобразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается, как застывшее движение. После лепки им легче будет изображать движение в рисовании[5, c.264].

Для того чтобы способности ребенка развивались, он должен с близкого расстояния и без торопливости видеть, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого. К пяти годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушки, несложные предметы, но самое главное у него появляется умение эстетически оценивать свои изображения. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них. Лепка детей в старшем дошкольном возрасте поражает интересным замыслом. Старшие дошкольники – большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого.

Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести старшего дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке.

Пластичные материалы предоставляют большие возможности для развития и обучения детей. Во время лепки развивается не только мелкая моторика пальцев, но и познавательные процессы, формируются и развиваются навыки ручного труда, дети учатся координировать движения рук, приобретают новый сенсорный опыт – чувство пластики, формы и веса. Кроме того, они учатся планировать свою работу и доводить ее до конца[7, c.64].

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре) и величин (больше, меньше). В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания. Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются круглые формы, затем детали; в сюжетных работах – сначала фон, потом предметы первого плана). Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга [8, c.129].

Изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Самым ценным является не конечный продукт – рисунок, слепленная фигурка, работа по аппликации, а развитие личности, свойств, качеств и психических процессов (формирование уверенности в себе и своих способностях, самоидентификация в творческой деятельности, целенаправленность, произвольность и непроизвольность воображения).

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ В ТЕХНИКЕ «ГОРОДЕЦ»

К наглядным методам и приемам обучения относятся использование натуры, репродукции картин, образца и других наглядных пособий; рассматривание отдельных предметов; показ воспитателем приемов изображения; показ детских работ в конце занятия, при их оценке.

Под натурой в изобразительном искусстве понимаются предмет или явление, которые изображаются при непосредственном наблюдении. Работа с натуры предполагает изображение предмета с определенной точки зрения, в том положении, в каком он находится по отношению к глазу рисующего. Эта особенность изображения с натуры обусловливает и своеобразие восприятия в процессе занятия. Основным здесь будет зрительное восприятие, причем при изображении на плоскости (рисунок, аппликация) предмет воспринимается только с одной стороны; при лепке и конструировании дети должны иметь возможность поворачивать натуру, анализировать объемную форму в различных поворотах [12, c.311].

Способность воспринимать предмет в совокупности его качеств свойственна уже ребенку младшего дошкольного возраста. Однако необходимость изобразить предмет с натуры предполагает умение анализировать соотношение частей, расположение их в пространстве. Психологи считают, что ребенок дошкольного возраста способен к такому аналитико-синтетическому восприятию только при условии правильного педагогического руководства. Иногда натура может использоваться как частный прием и не влиять на характер занятия в целом. Например, в процессе рисования по замыслу ребенок просит помочь в изображении какого-либо предмета. Воспитатель ставит перед ребенком необходимую игрушку, которая используется в качестве натуры. В целом же работа над изображением будет определяться содержанием замысла. Натура лишь поможет лучше его осуществить. В старшей группе также создается необходимость внесения некоторых предметов для рассматривания. Например, перед рисованием или лепкой на тему сказки «Три медведя» воспитатель предлагает детям рассмотреть игрушечного медведя, выделить особенности формы и пропорции отдельных частей, проследить изменение расположения их в зависимости от поворота предмета. Каждый ребенок изображает медведя в том положении, которому соответствует эпизод, выбранный для рисунка. Образец, как и натура, может выступать в качестве метода и как отдельный прием обучения [12, c.321]. В тех видах изобразительной деятельности, где основной целью не является закрепление впечатлений от восприятия окружающего, а стоят задачи по развитию отдельных моментов этой деятельности (чаще в декоративных и конструктивных работах, образец применяется как метод обучения.

Показ воспитателем способов изображения является наглядно-действенным приемом, который учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного опыта. Показ может быть двух видов: показ жестом и показ приемов изображения. Во всех случаях показ сопровождается словесными пояснениями[13, c.74].

Жестом поясняется расположение предмета на листе. Движения руки или палочки карандаша по листу бумаги бывает достаточно, чтобы дети даже 3—4 лет поняли задачи изображения. Жестом может быть восстановлена в памяти ребенка основная форма предмета, если она несложна, или его отдельных частей. В обучении детей старших групп чаще используется частичный показ — изображение той детали или отдельного элемента, который дошкольники еще не умеют изображать. Например, дети 4—5 лет рисуют ствол дерева в виде треугольника с широким основанием. Эта ошибка бывает порой вызвана объяснением воспитателя: «Ствол дерева вверху узкий, а внизу широкий,— и дети буквально следуют этому указанию. Воспитателю необходимо наряду со словесным указанием дать показ изображения ствола дерева.

Постоянный показ приемов выполнения задания приучит детей во всех случаях ждать указаний и помощи воспитателя, что ведет к пассивности и торможению мыслительных процессов. Показ воспитателя всегда необходим при объяснении новых технических приемов. Цель показа — привлечь внимание детей к результатам их деятельности. Так же воспитатель одобряет работы остальных детей. Положительная оценка их способствует сохранению интереса к изобразительной деятельности. В средней и старшей группах воспитатель использует показ и анализ детских работ в качестве приема, помогающего детям понять достижения и ошибки в изображении. Умение видеть, насколько правильно изображен предмет, помогает развитию сознательного отношения к выбору средств и приемов работы активизации всей творческой деятельности[14, c.162].

В старшей группе к анализу следует привлекать всех детей. Однако иногда воспитатель сам дает оценку. Например, желая поощрить плохо рисующего ребенка и предвидя критику его работы другими детьми, воспитатель первый указывает на положительные стороны рисунка. Анализ детских работ можно вести в различных планах. Чаще всего для экономии времени педагог выборочно берет для анализа несколько работ. Занятия по изобразительной деятельности, как правило, начинаются с беседы воспитателя с детьми. Цель беседы — вызвать в памяти детей ранее воспринятые образы и возбудить интерес к занятию. Особенно велика роль беседы на тех занятиях, где дети будут выполнять работу на основе представления (по собственному замыслу или на тему, данную воспитателем, не пользуясь наглядными пособиями[15]

Беседа должна быть краткой, но содержательной и эмоциональной. Педагог главным образом обращает внимание на то, что будет иметь значение для дальнейшей работы, то есть на конструктивное цветовое и композиционное решение рисунка, лепки.

Выделяю три основные формы совместной деятельности детей :

«совместно – индивидуальная», «совместно – последовательная» и «совместно – взаимодействующая».

- «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции[17, c.18].

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

«Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

- «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах[17, c.23].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественно-эстетическое развитие) : учебно-методическое пособие. М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013.-208с., перераб и доп.

2. Развитие художественных способностей дошкольников. Монография. - М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2015.-144с. : цв. Вкл.

3. Изобразительная деятельность : конспекты занятий в подготовительной группе / авт. -сост. Т. А. Николкина. - Волгоград : Учитель, 21013.-147с.

4. Занятия по рисованию с дошкольниками / Под ред. Казаковой, Р. Г. — М. : ТЦ Сфера, 2017.- 128с.

5. История орнамента : учеб. Пособие для студ. высш. Пед. Учеб. Заведений, обучающихся по спец. 030800 «Изобразительное искусство» / Буткевич, Л. М. - М. : Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2005.-267 с. ,

6. Декоративно-прикладное искусство : учебное пособие / Молотова, В. Н. - 2-е изд. Испр. И доп. - М. : ФОРУМ, 2010. - 288 с. - (Профессиональное образование).

7. Народные художественные промыслы: Научно-методическое пособие для поеподавателей и студентов высших и средних учебных заведений. - М. : Флинта, 2014. - 64 с.

8. Народные художественные промыслы. - М. : Знание, 2012. - 176 с. + 16 с. вык. - (Нар. ун-т Фак. Литературы и искуства).

9. Техники изобразительного искусства. Конспект лекции. - Ростов н/ Д: Феникс, 2004 — 176 с.

10. Возвращение к истокам : Народное искусство и детское творчество : Учеб. Метод. Пособие / Под ред. Шпикаловой, Т. Я., Поровской, Г. А. - М. : Гуманит. Изд. Центр Владос, 2013. - 272 с. : ил. - (Воспитание и доп. Образование детей).

11. Народное декоративное-прикладное искусство : Кн. Для учителя. - М. : Просвещение, 2015. - 144 с., ил.

12. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М. «Мозаика- Синтез». - 2015. - 328 с.

13. Корчинова, О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях - Ростов – на – Дону «Феникс» - 2015. - 74 с.

14. Усупова., А. П. Русское народное творчество детскому саду - М. Издательство «Просвещение» - 2014г. - 162 с.

15. Декоративно-прикладное искусство - Россия, Russia russia.rin.ru/guide/3/5.html

16. Artly.Ru - Декоративно-прикладное искусство, народные промыслы, живопись. www.artly.ru

17. Казакова, Т. Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов. // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 4.

18. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Методическое пособие. - М. : Карапуз-Дидактика, 2017. - 253с.

19. Пчелинцева, Е. В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие. – Нижний Новгород : Бумеранг, 2005.

20. Развитие личности ребенка: Учебное пособие. / Под ред. Головей, Л. А. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дикие животные». Рисунки детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной техникеФотоотчет «Дикие животные». Рисунки детей старшего дошкольного возраста в нетрадиционной технике Продолжая знакомить детей с различными видами нетрадиционного рисования попробовали использовать технику примакивания кистью и тычок мятой.

«Рыбки в аквариуме». Аппликация коллективная в нетрадиционной технике для детей старшего дошкольного возраста«Рыбки в аквариуме». Аппликация коллективная в нетрадиционной технике для детей старшего дошкольного возраста Сегодня я провела коллективную аппликацию с использованием фантиков от конфет. Предварительной работой стало наблюдение за аквариумными.

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию штампами «Виноградная гроздь» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по нетрадиционному рисованию штампами «Виноградная гроздь» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Сказочный» букет для бабушки»Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Сказочный» букет для бабушки» Конспект НОД по рисованию для детей старшего дошкольного возраста. «Сказочный» букет для бабушки. Нетрадиционная техника: рисование мятой.

Конспект НОД по рисованию «Заяц-Хваста» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по рисованию «Заяц-Хваста» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развивать умение создавать изображение по знакомой сказке. Задачи: -воспитывать любовь к русским народным сказкам; -развивать мышление,.

Открытка ко Дню Победы» в технике «изонить» для детей старшего дошкольного возрастаОткрытка ко Дню Победы» в технике «изонить» для детей старшего дошкольного возраста Мастер-класс "Открытка ко Дню Победы" в технике "изонить" для детей старшего дошкольного возраста. С нашими детьми мы уже делали открытку.

Мастер-класс по рисованию с использованием изоленты «Березовая роща» для детей старшего дошкольного возрастаМастер-класс по рисованию с использованием изоленты «Березовая роща» для детей старшего дошкольного возраста Береза – символ России, Сокровище русской земли. Веками ей песни дарили, Признанья стихами в любви. Береза – символ России, Царица русских.

НОД по рисованию «Хохломские ложки» для детей старшего дошкольного возрастаНОД по рисованию «Хохломские ложки» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: художественное творчество, познание, коммуникация, социализация. Предварительная работа: Просмотр презентации.

Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию портрета Актуальность проблемы: противоречие между достаточно разработанной теорией художественного творчества и недостаточным количеством разработок.

Пошаговый мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике для детей старшего дошкольного возраста «Рифмуем и рисуем осень»Пошаговый мастер-класс по рисованию в нетрадиционной технике для детей старшего дошкольного возраста «Рифмуем и рисуем осень» Пошаговый МАСТЕР - КЛАСС по рисованию с применением нетрадиционных техник для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Рифмуем.

Автор публикации:
Обучение детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию в технике «Городец»
Опубликовано: 15 января 2020 в 22:24
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию в технике «Городец»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Рыжих в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД