Сердитых Анна
Обучение детей дошкольного возраста способам изображения
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из важных условий развития творчества у детей дошкольного возраста-овладение способами изображения в рисунке, лепке, аппликации. Любой деятельностью ребенок может овладеть,усваивая от взрослого те или иные способы. Для успешного осуществления творчества ему нужно овладеть не просто способами деятельности, а обобщенными способами создания изображения.
Как же воспитателю надо строить обучение, чтобы обеспечить у детей формирование обобщенных способов изображения?
Темочки:
Ребенок в рисовании стремится передать сходство изображения с предметами и явлениями окружающей жизни, но ему это не всегда удается, так как у ребенка еще отсутствуют соответствующие умения. Вот почему важно, чтобы дети овладели такими изобразительными движениями, которые позволят им передать форму разнообразных предметов в рисунке.
Какими же формообразующими движениями должны овладеть дети в детском саду, чтобы свободно рисовать предметы и явления окружающей жизни?
Все предметы по форме можно разделить на три группы: которые состоят из линий, круглой и овальной формы и прямолинейной формы-квадратной, прямоугольной, треугольной.
Как же обучать детей, чтобы они, овладевая ими, могли свободно изображать любые предметы и явления окружающей жизни?
При обучению рисованию детей в детских садах, на каждом занятии дети приобретают умение изображать какой-то один конкретный предмет,яблоко или шар, флажок или дом, воспитатель видя,что дети затрудняются-сам показывает способ изображения. Современные требования,предъявляемые для усвоения знаний, выдвигают необходимость обучения детей обобщенным способам действия. Решение этой задачи возможно при условии, если ребенок овладеет формообразующими движениями. Говоря другими словами, овладевая способом изображения одного предмета, он одновременно усваивает способ изображения любого сходного по форме предмета т. е. усваивает обобщенный способ действия. Обобщенность детского рисунка идет от двигательного опыта. Повторяя одно и тоже рисовальное движение для изображения разных предметов, ребенок постепенно приобретает опыт.
Начинать формирование обобщенного способа изображения (в рисунке, лепке, аппликации) надо с момента организации восприятия предмета (движения руки по форме). Движение, которым воспитатель, а потом дети обрисовывают предмет по контуру в процессе ознакомления, и движение, воспроизводящее контур изображаемого предмета в рисунке, сходны по своей направленности. Это сходство и специфичность движений для каждой группы форм и позволяет ставить вопрос о возможности формирования у детей обобщенных рисовальных движений (способов рисования, необходимых для передачи в рисунке предметов,относящихся к определенной группе.
От уровня овладения обобщенными формообразующими движениями в младшей и средней группе детского сада зависит уровень развития рисования и детского изобразительного творчества в будущем. Владение обобщенными способами изображения обеспечивает ребенку самостоятельность и умение решать любую изобразительную задачу.
Во второй младшей группе занятия, на котором дети изображают предмет, требуют нового формообразующего движения, его следует начинать с обследования, определения формы предмета.
Точному формообразующему движению и зрительному контролю детей надо учить. Но не в сухой назидательной форме,а эмоционально,учитывая особенности дошкольного возраста. Важное значение для формирования обобщенных способов изображения имеет методика последующих занятий, на которых изображается предмет той же формы. Все занятия начинаются с обследования предмета, определения его формы. Потом дети вспоминают, какой предмет они рисовали на прошлом занятии. Затем в воздухе дети показывают, как следует рисовать. Показ рисовального движения педагог сопровождает объяснением. При этом важно учесть : не только формообразующее движение ребенок должен делать верно ; он должен правильно держать и карандаш, правильно пользоваться красками.
На следующих занятиях педагог продолжает учить детей устанавливать взаимозависимость между формой предмета и способами его передачи в рисунке, пониманию того,что все предметы (или их части) одинаковой формы рисуются одним и тем же способом. При этом педагог обращается к опыту детей, приобретенному ранее, активизируя его. Когда педагог просит детей нарисовать предмет уже знакомой им формы, состоящий из нескольких частей, способ изображения не показывается. В этих случаях активизируется накопленный ранее опыт. По обследованию предмета, определенной формы его частей. величины и расположения воспитатель предлагает вспомнить способы изображения той или иной части и показывает у доски. Если предмет несложный, воспитатель прибегает к показу жестом в воздухе.
Вся работа по обучению обобщенным способам изображения-это не сама цель. Она необходима для того, чтобы подвести детей к осознанному рисованию. Усваивая обобщенный характер исполненных изобразительных действий, дети легко применят их при создании любых изображений.
О настоящем творческом характере можно говорить тогда, когда дети легко и свободно изображают любой предмет, который им понравился, независимо от того, изображали ли они его ранее или нет.