Кравцова Татьяна
Обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике с использованием элементов технологии «Обучение в движении»
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике с использованием элементов технологии «Обучение в движении»
Татьяны и Марка Вайнапель
В. А. Сухомлинский
«Движение — это жизнь»
Получение знаний по такому увлекательному предмету, как ментальная арифметика, происходит в статике: работа с абакусом и игры с флэшкартами предполагают нахождение детей в сидячей позе и усиленную умственную деятельность, что тяжело дается детям дошкольного возраста.
Публикация «Обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике с использованием элементов технологии „Обучение в движении“» размещена в разделах
Длительность занятия, начиная от 30 минут для детей в возрасте 5-6 лет, и 35 минут для детей в возрасте 6-7 лет в статических позах сильно влияет на внимание ребенка, он начинает отвлекаться, усвоение материала и интерес снижаются. В связи с чем возникла необходимость в применении динамических пауз, которые были бы направлены на закрепление материала в движении.
Для разработки игр с двигательной активностью использовалась технология «Обучение в движении» Татьяны и Марка Вайнапель.
В основе технологии лежат подвижные развивающие игры. Во время таких игр дети могут активно двигаться и интеллектуально развиваться: учиться читать, считать, знакомиться с геометрическими фигурами, цветами, тренироваться запоминать, различать, сравнивать, логически мыслить.
Безусловным положительным моментом в использовании игровых напольных тренажеров является обучение детей в игровой форме. Причем, заниматься можно как индивидуально, так и со всей группой, преобразуя традиционное сидение за столом в динамический поиск нужных решений и уделяя больше времени развитию сенсомоторного интеллекта. И, что особенно важно для педагогов, такие занятия затрагивают все образовательные области и способствуют комплексному развитию дошкольников на основе здоровьесберегающей технологии обучения в движении.
Изучив данную технологию, мы решили использовать ее, как одно из средств в обучении детей ментальной математике с помощью дидактической игры «ЗаниМательные круги».
Цель игры: развитие интеллектуальных и творческих способностей детей с использованием технологии «Обучение в движении».
Следуя этой технологии, мы с помощью изоленты нанесли разметку на пол по образу абакуса, имитирующую раму, перекладину и 2 спицы (счет до ста) - первая ступень изучения ментальной математики в ДОУ. Такую игру можно провести индивидуально или подгруппами в соревновательной форме, изобразив два таких абакуса на полу.
Косточки (вырезанные из плотного картона круги) представлены двух видов:
- белые с красным (для старшего возраста)
- цветные (для детей младшего возраста) по образу абакуса цветного, для лучшего запоминания детьми расположения косточек и ментальной работы с ними (Рис. 1).
Рис. Цветной абакус.
Наличие цветных косточек предполагает первые простые подвижные игры :
- на скорость по цветам разложить круги так, как они представлены на абакусе;
- назвать цвет, которого не хватает, и показать, где он должен разместиться
Далее предусмотрено усложнение - это работа с флешкартами. Помимо раскладывания кругов (косточек) по цветам, прибавляются игры на запоминание чисел и их обозначение на абакусе:
- 1 вариант: сделай по образцу и назови число (детям показывают флешкарту с косточками)
- 2 вариант, когда на обратной стороне флешкарты имеется цифровое обозначение, дети выкладывают его с помощью кругов на полу, а затем флешкарта переворачивается для проверки правильности выполнения задания.
И более сложный этап - решение примеров (можно играть в команде, либо индивидуально).
- 1 вариант: дети на полу выполняют задания на сложение под диктовку педагога и говорят ответ.
- 2 вариант: на основе флешкарт с цифровым изображением дети с помощью цветных кругов складывают и вычитают числа и говорят ответ.
Возможен вариант использования «Цифрового кубика», который представлен в виде куба с прозрачными кармашками. По мере изучения нового материала, в пустые грани помещаются либо просто цифры, либо цифра с действием на сложение и вычитание.
Рассмотрим несколько игр с кубиком:
- на гранях расположены цифры от 0 до 5. Дети подбрасывают кубик, выпадает одна из цифр. Ее нужно выложить с помощью цветных кругов.
- на гранях расположены действия на +1 и -1. Важное предисловие к игре с действиями: первый минус не считается; игру продолжаем, пока на абакусе не получится ноль. Если получаемое число будет расти, то количество действий может быть ограничено педагогом.
- усложнение на действия +2,-2, +3-3, правила аналогичны игре на +1 и -1.
Играть можно индивидуально и командой. Между командами проводится соревнование на скорость, и победившая команда получает приз. Можно комбинировать разные виды игр между собой.
Таким образом, используя элементы технологии «Обучение в движении», мы способствуем развитию умственных способностей и познавательных процессов детей (восприятие, мышление, пространственная ориентировка) и одновременно удовлетворению важной для ребенка дошкольного возраста потребности в двигательной активности. Это способствует, в том числе профилактике переутомления и добавляет положительных эмоций в образовательный процесс.