галина шохина
Обучающий семинар для родителей «Семь шагов к здоровью»
▼ Скачать + Заказать документы
Здоровье детей и их развитие – одна из главных проблем семьи и детского сада. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психологическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитно-приспособленных возможностей организма. Это и хронические простуды, и ухудшение зрения, сколиоз, а в результате отсутствия культурных человеческих отношений – детские неврозы.
Темочки:
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Как сделать так, чтобы ребенок не терял здоровья? Как сделать, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей?
Цель: Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей.
Задачи:
- повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни в семье посредством педагогического просвещения;
- обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и семьи в вопросах здоровья детей;
- научить родителей применять полученные знания, направленные на сохранение здоровья ребенка.
Предполагаемый результат:
- планомерное, активное распространение педагогических знаний по формированию основ ЗОЖ среди родителей;
- оказание практической помощи семье в воспитании детей;
- пропаганда положительного опыта общественного и семейного воспитания по формированию основ ЗОЖ;
- вовлечение родителей в педагогическую деятельность;
- активизация педагогического самообразования родителей.
Оборудование и материалы:
- мультимедиа материалы, технические средства;
- буклеты «Правильное питание детей», «Игры для выздоровления детей», «В здоровом теле – здоровый дух»;
- материал и пособия для проведения игр с родителями;
- плакаты для оформления зала.
Ход семинара:
Здравствуйте, уважаемые родители! Как укрепить здоровье детей и избежать болезней? Эти вопросы волнуют и вас родителей, и нас, педагогов, так как все мы хотим, чтобы наши дети не болели, год от года становились здоровее, сильнее, вырастали и отправлялись в «большую» жизнь не только «умненькими и благоразумненькими», как говорил папа Карло, но и здоровыми и закалёнными.
Сегодня наше родительское собрание будет проходить в форме семинара-практикума. Данный семинар я посвящаю родителям, которые хотят, чтобы их дети росли здоровыми.
Эта форма работы выбрана мною неслучайно, т. к. мы будем не только обсуждать вопросы по использованию здоровьесберегающих технологий, но и научимся выполнять несколько упражнений, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В начале нашего разговора хотелось бы немного порассуждать: «Как вы понимаете выражение "здоровый ребенок"?» (Мнения родителей).
А сейчас, уважаемые родители, я предлагаю вашему вниманию презентацию «В здоровом теле – здоровый дух».
Здоровье для человека – это самая главная ценность, но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем. Сегодня мы говорим о здоровье наших детей. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются основные движения, осанка, а также необходимые привычки, приобретаются физические качества, без которых невозможен здоровый образ жизни. Вот мы часто говорим – «Дети – цветы жизни», а чтобы эти цветы росли здоровыми и счастливыми, нам необходимо создать и поддерживать благоприятные условия.
Видеть красивого, умного, здорового ребенка – желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует и заботит его будущее. Папы, мамы, бабушки и дедушки постоянно размышляют над тем, как, когда и сколько нужно заниматься с ребенком, чтобы быстрее научить его ходить, говорить, считать. Эти заботы порой мешают заметить рядом верного и надежного помощника: название ему – движение, развитие моторики, что способствует укреплению здоровья.
Чтобы запомнить семь слагаемых здорового образа жизни, мы поиграем в игру «Собери цветик-семицветик». Семь слагаемых здоровья, семь лепестков цветика-семицветика, и каждый лепесток – это новое слагаемое здоровья наших детей.
Первый лепесток «Режим дня»
Режим дня — это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей.
Бодрое, жизнерадостное и, в то же время, уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от выполнения режима. Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно.
Одним из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего является режим жизни. В детском саду все подчинено заранее установленному распорядку. И это несомненный плюс. Ведь такая системность приучает ребёнка к аккуратности, точности, порядку. Правильный прием пищи в одно и то же время способствует росту здорового организма.
Уважаемые родители, я предлагаю вам игру «Найди ошибку».
Предложить родителям карточки режимов дня, где допущены ошибки их соблюдения (родители исправляют ошибки, сопровождая свои действия объяснением).
Второй лепесток «Правильное питание»
Правильное питание – это включение в рацион овощей и фруктов, мяса и молочных продуктов. То есть продуктов, богатых витаминами, минеральными солями, а также белком. Хочется обратить внимание еще на то, что интервал между приемами пищи должен составлять не более 3-4 часов.
В детском саду организовано рациональное сбалансированное питание в соответствии с правилами и нормативами СанПиН.
Предлагаем вниманию участников семинара-практикума дидактическую игру «Солнышко и тучка» (полезные и вредные продукты)
На столе картинки с изображением различных продуктов питания, родители должны распределить картинки на две доски. Полезные для детского питания продукты на доску с эмблемой «солнышко», а вредные продукты на доску с эмблемой «тучка».
Третий лепесток «Физическое развитие»
Физическое развитие детей дошкольного возраста направлено, прежде всего, на охрану жизни и укрепление здоровья, полноценное физическое развитие, формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, на освоение культурно-гигиенических навыков, воспитание привычек к упорядоченному ритму жизни.
В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: современные родители большую часть времени уделяют интеллектуальному развитию детей (компьютерные игры, чрезмерный бесконтрольный просмотр телевизионных программ, посещение развивающих кружков, поэтому практически не остается времени на подвижные игры и прогулки.
Правильно организованное физическое воспитание способствует умственному развитию детей, так как создаются благоприятные условия для нормальной деятельности нервной системы и всех других органов и систем.
На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим (утренняя гимнастика, занятия по физической культуре, физкультминутки, подвижные игры, спортивные праздники и развлечения и др.)
А сейчас, уважаемые родители, у нас – динамическая пауза. Я предлагаю немного отдохнуть и размяться (музыкальная зарядка).
Четвёртый лепесток «Прогулки на свежем воздухе».
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Прогулка должна проводиться в любую погоду, за исключением неблагоприятных условий и если ребёнок болен. При этом одежда и обувь должны соответствовать погоде и всем гигиеническим требованиям. Полезно сочетать прогулку с двигательной деятельностью.
Я предлагаю вам познакомиться с одной из подвижных игр, в которую вы можете поиграть со своими детьми во время прогулки.
Игра «Займи свой домик» (с обручами).
Пятый лепесток «Профилактика заболеваний»
Данные статистики неумолимы: маленькие дети заболевают в пять раз чаще взрослых. Причиной этого является не до конца сформированная иммунная система.
Из-за нормальной физиологической слабости она еще не может в полную силу противостоять инфекциям и вирусам. К сожалению, по этой же причине, дети в разы чаще подхватывают осложнения в виде бронхита или пневмонии. В вопросах здоровья, как нигде, актуальна мудрость: предотвратить - лучше, чем бороться. Причем к профилактике вирусных заболеваний необходимо подходить комплексно и задействовать как силы семьи, так и ДОУ.
Профилактика заболеваний в ДОУ, таких как грипп и респираторные вирусные инфекции, предусматривает обязательное выполнение следующих условий:
- соблюдение чистоты и личной гигиены в детских учреждениях;
- практика закаливания и активная физическая нагрузка;
- правильное, полезное питание и сбалансированный рацион;
- ограничение контакта здоровых детей с заболевшими;
- получение детьми противовирусной терапии;
- вакцинация воспитанников (один из самых эффективных методов профилактики вирусных заболеваний).
А сейчас я предлагаю вашему вниманию видеоролик «Я прививаюсь» о пользе и важности календарных прививок.
Шестой лепесток «Эмоциональное здоровье»
Эмоциональное здоровье напрямую связано с психическим здоровьем. Здоровая нервная система – залог успешного развития ребенка.
В последние годы увеличилось число детей, имеющих различные нарушения нервно-психического здоровья. Такие дети не могут сосредоточиться на выполнении задания, постоянно отвлекаются, плохо запоминают материал, испытывают трудности в общении с ровесниками и педагогами. Эти дети чрезмерно беспокойны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, сильно возбуждаются и долго не могут успокоиться. При малейшей неудаче обижаются, плачут, пускают в ход кулаки – всё поведение ребёнка основывается на эмоциях. Встречаются и такие, которым, наоборот, свойственна заторможенность деятельности. Они нерешительны, рассеяны, не уверены в себе, испытывают страх перед новыми людьми и обстоятельствами, всё делают очень медленно с большим количеством ненужных движений.
Эмоциональное здоровье зависит от нас взрослых. Ссоры, семейные споры, неурядицы – это все влияет на психическое и физическое здоровье детей. Всячески избегайте семейных сцен, если уж это случилось, попытайтесь не повышать голос друг на друга при ребенке, не размахивайте руками. Одна стрессовая ситуация может оставить свой след и подорвать здоровье малышу.
Уважаемые родители, помните, для того, чтобы воспитать психологически здорового ребенка, нужно приложить немало трудов и усилий, а именно:
- старайтесь больше времени уделять сыну или дочери;
- гуляйте на свежем воздухе, играйте дома в семейные игры;
- читайте книги вместе и вместе обсуждайте их героев;
- на своем примере показывайте значимость своей семьи;
- доверяйте своему малышу свои «секреты», переживания;
- учите сопереживать человеку, попавшему в беду, тому, у кого неприятность, горе;
- учите находить выход из трудностей согласно правилу «Не навреди»;
- формируйте адекватную самооценку;
- постарайтесь стать самым близким другом;
- учите дорожить друзьями;
- учите ребенка быть внимательным к окружению;
- старайтесь ограничить ребенка от внутрисемейных конфликтов;
- ограничьте общение с семьями, ведущих асоциальный образ жизни!
Помните, что ребенку нужна забота, ласка, понимание, а не порицание и ваша усталость после трудного рабочего дня!
Но в жизни часто бывает так, что стрессовые ситуации возникают неожиданно, и мы к ним зачастую не готовы. Для того чтобы уметь противостоять таким неприятным моментам, я хочу вам предложить несколько упражнений.
Упражнения:
1.«Брыкание» - упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения. Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит: "Нет!", увеличивая интенсивность удара.
2. «Способы повышения настроения» - обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому).
3. «Нарисуй плохое настроение» - а затем картинку, скомкать, порвать и выкинуть.
Чаще улыбайтесь, обнимайте, целуйте своих детей, им это необходимо.
Седьмой лепесток «Правильно организованная развивающая среда»
Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный разнообразными предметами и игровыми материалами. В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую деятельность, развиваются его любознательность, воображение, умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое главное – происходит гармоничное развитие личности.
Как достичь этого в условиях семьи?
Советы для родителей :
-в семье игры и игрушки можно разместить, создав «центры». Содержание «центров» нужно периодически менять. Это не значит, что игрушки нужно выбрасывать. Создайте дома «камеру хранения», из которой доставайте те игрушки, которые немного подзабыты ребёнком;
- учитывайте возрастные особенности и потребности ребёнка;
- сделайте «сундучок», в котором будут храниться предметы, материалы, куски ткани, платки, старые платья, сумки и прочие детали разных костюмов;
- предметы – заместители и полифункциональное игровое оборудование (ширмы) обладают наибольшим развивающим эффектом;
- создайте «детское зеркальце». В идеале зеркало помещают в прихожей. Уходя из квартиры, ребёнок учится приводить себя в порядок и, вернувшись, осматривать себя и менять, в случае необходимости, что – либо в своей внешности. У ребёнка начинает формироваться культура внешнего вида, качества трудолюбия, самостоятельности. Не храните одежду на стульчиках. Хорошо, если вы приобретете детские плечики, и ребёнок будет приучаться к порядку.
- организуйте «мешочек добрых дел». За каждое сделанное доброе дело в мешочек помещайте мелкий предмет. Итоги подводите в субботу, но не используйте «мешочек» в качестве поведения на показ.
- в зависимости от пола ребёнка, организуйте уголок «умелых ручек». Сделайте подборку из бросового материала (пробки, пластиковые бутылки, катушки, подборку из природного материала (шишки, мох, семечки).
- «Книжки в вашем доме». Создайте полочку или стол, где будут храниться любимые книги, магнитофон. Рассматривайте, слушайте вместе, а потом ребёнок сам начнёт читать;
- «Альбомы по интересам». Собирайте в них фантики, открытки, наклейки, создавайте коллекции.
- организуйте уголок спорта. Пусть там находятся любимые спортивные игрушки, и будет возможность поиграть в любой момент.
- создайте уголок «тишины», где будут предметы и игрушки, дающие возможность успокоиться, отдохнуть.
- при создании среды учитывайте гендерную специфику и наполните среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и для мальчиков. Специфичный материал, мы знаем, для девочек – куклы, коляски, для мальчиков – машины, пистолеты…Что же может быть общим? Это конструкторы, обучающие игры.
- если ребёнок проявляет интерес к цифрам, буквам, добавьте магнитную доску, наборы цифр, букв, линейки.
Помните, создание среды - это творческий процесс. В нём принимают участие две стороны – родители и дети. Дерзайте и у вас получится.
Мы собрали все лепестки к нашему цветочку, все слагаемые здорового образа жизни, всё, что создаёт благоприятные условия для его роста и развития.
Рефлексия: И в заключении давайте с вами выясним, что же необходимо нашим детям, чтобы быть здоровыми! Предлагаю поиграть в игру «Неоконченное предложение» (передавая мяч, родители договаривают предложение)
– Мой ребёнок будет здоров, если будет … (каждый день делать гимнастику, правильно и вовремя питаться, закаляться и т. д.)
Итак, подведем итог: ваш ребенок будет здоров, если будет вести здоровый образ жизни.
А сейчас я предлагаю Вам взяться за руки, закрыть глаза и мысленно пожелать друг другу здоровья.
Берегите здоровье друг друга,
Мы — природы малая часть,
Вы кому-то ответили грубо –
Чью-то жизнь сократили на час.
А. Дементьев
За активное участие в семинаре я хочу вручить Вам буклеты «Правильное питание детей», «Игры для выздоровления детей», «В здоровом теле – здоровый дух»