Ольга Большакова
Общее родительское собрание «Здоровье на тарелке». Культура питания как основа ЗОЖ детей
▼ Скачать + Заказать документы
ОБЩЕЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
Цель: формирование у родителей культуры питания как составляющей здорового образа жизни их детей
Задачи:
- дать информацию об основных принципах детского питания;
-раскрыть смысл понятия «здоровое питание»;
-показать, как нарушение режима питания сказывается на здоровье детей;
Публикация «Общее родительское собрание „Здоровье на тарелке“, Культура питания как основа ЗОЖ детей» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Продукты питания
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
- дать рекомендации по соблюдению правильного режима питания.
Форма проведения: дискуссионный клуб.
Подготовительная работа: подготовка презентации на тему детского питания, оформить памятку для родителей «Вредные продукты», «Принципы здорового питания».
Оборудование: пригласительные билеты, плакаты с мудрыми мыслями, памятки, папка, в которой оформлены мудрые мысли по теме собрания.
План проведения:
- Вступительное слово старшего воспитателя. Обозначение проблемы.
- Выступление детей по проблеме собрания.
- Анкетирование.
- Тест «Правильное ли ты питаешься?»
- Выступление медицинского работника.
1 слайд
Ход собрания
Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. А начать наше мероприятие хочется с поучительной сказки….
2 слайд
Сказка о здоровом питании
Жили старик да старуха. У них был деревянный дом, а рядом сад и огород. В саду росли яблони и груши, а на грядках выращивали старики овощи.
Однажды на летние каникулы приехали к ним из города внучка Машенька да внучок Никитушка. Обрадовались старик со старухой и стали готовить обед. И вот на столе уже стоят щи, каша, варёный картофель, овощной салат, тарелка с фруктами и крынка с молоком. Но Никитушка сказал, что он не будет есть, ни супы, ни салаты, а только колбасу, чипсы, конфеты и пить кока-колу.
Развели руками старик со старухой, да делать нечего. Пошёл дед в магазин и купил всё, что пожелал внук.
Ест внучок сардельки, да шоколадки и толстеет не по дням, а по часам. А Машенька стариков слушает, овощи да фрукты кушает.
Прошло время. Машенька подросла и окрепла. Здоровый румянец у неё на щеках. А Никитушка стал ленивым, толстым, неповоротливым, да ещё и желудок стал болеть. Тяжело ему стало бегать, да играть с сестрой. Мальчик только лежал, да телевизор смотрел.
3 слайд Как-то раз приснился Никитушке необычный сон. Идёт он по дорожке, а впереди две двери. На одной из них табличка «здоровая пища», а на другой «вредная еда». Подошёл мальчик к первой двери и слышит за ней звонкий смех детей. Подошёл он ко второй двери, а за ней раздаются стоны и плач. Испугался Никитушка, развернулся и вошёл в первую дверь.
Мальчик увидел полянку, а на ней весёлых детей. Они играли в различные игры. Вокруг полянки росли необычные деревья и кусты. На одних висели хлебные булочки, на других варёные овощи, на третьих свежие овощи и фрукты. Даже были деревья с молочными и кефирными пакетиками. Испорченные продукты падали с деревьев на землю и большие жуки их куда-то уносили.
В этот момент, откуда ни возьмись, подошли к Никитушке Морковь и Капуста. Они улыбнулись мальчику, взяли его за руки и подвели к другим детям. Никитушка стал играть с ними, а потом они все вместе подбегали к деревьям, срывали и кушали полезные продукты.
Проснулся Никитушка и понял, что здоровое питание приносит пользу для организма человека. И решил тогда он, что будет кушать только полезные продукты
4 слайд Чем проще пища, тем она приятнее - не приедается, тем здоровее и тем всегда и везде доступнее. Л. Н. ТОЛСТОЙ
Уважаемые мамы и папы! Мы рады вновь видеть у нас в гостях. Как вы уже догадались, сегодня мы поговорим о питании наших детей.
«Человек рождается здоровым, а все его болезни приходят к нему через рот с пищей» Гиппократ
5 слайд Здоровое питание - здоровый ребенок. А здоровый ребенок в семье это самое важное для родителей. Одним из важных составляющих благополучного развития ребенка является здоровое питание. Питание может помочь предупредить возникновение болезни или же наоборот ускорить ее появление. Поэтому в вопросах питания ребенка родители должны проявить максимум внимательности и настороженности.
6 слайд Для чего человеку нужна еда? Взрослому питание необходимо для поддержания обеспечение и жизнедеятельности организма и торможения угасания его функций. В главную задачу питания ребенка входит поддержание его развития. Развитие ребенка - это цепь последовательных и физиологических событий, совершающихся в строго установленном порядке. Набор пищевых веществ, их количественные взаимоотношения, форма подачи пищи - все должно соответствовать возрастным особенностям ребенка. Если такое соответствие достигается, то развитие обретает гармоничность и «биологические часы» идут точно. Если нет - возникает рассогласованность физиологических механизмов, организм становится «расшатанным», неустойчивым, легко срывается в болезнь. Организм ребенка «строится» из питания как домик из кирпичиков, и пища с этих позиций, прежде всего, - поставщик пластического материала и энергии. Клетки многих важнейших органов (головного мозга, кровеносных сосудов, мышц, костей) формируются один раз и на всю жизнь. Оттого, как они будут первоначально построены, зависит качество их пожизненного функционирования. Развитие растущего организма происходит безостановочно, и опоздать с поставкой нужного «материала» нельзя. Если в организм своевременно не поступит достаточное количество подходящего «строительного материала», то клетки начнут использовать не подходящие, но похожие по химическим свойствам вещества. Итог подмены станет формирование тканей с ухудшенными свойствами. Ярким примером такого оборота дела служат нарушения пищевого обеспечения растущих костей. При недостатке в пище ребенка кальция кость сразу же начинает встраивать в себя чужеродные ей (и в целом для организма) элементы. В результате кость теряет (а точнее, не приобретет) устойчивость к травмам, нагрузкам, болезням. (обратить внимание на таблицу)
7 слайд Одной из самых главных причин, приводящих к формированию не правильных рационов, является информационный хаос, царящий на рынке продуктов питания. Человек уже давно утратил способность интуитивно выбирать полезную для него пищу. Переедая одни продукты и недоедая другие, дети формируют неправильные стереотипы пищевого поведения, которые, как правило, сохраняются на всю жизнь и приводят к ухудшению здоровья. В целях сохранения и приумножения здоровья ребенка наиважнейшей задачей взрослых является формирование у него культуры питания.
8 слайд Один известный автор сказал, что детей нужно питать так же, как и взрослых, только лучше. Эти слова как нельзя лучше характеризуют правильный подход к питанию дошкольников. Рациональное питание любого человека предполагает баланс количества, качества и своевременности, то есть продукты, употребляемые в пищу, должны наиболее полно и своевременно обеспечивать организм необходимыми аминокислотами и микроэлементами для его нормальной жизнедеятельности. Для ребёнка это особенно важно!
Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.
Выступление детей
Дети с карточками продуктов, маршируя, выходят, становятся полукругом. За ними «пьедестал», в форме большой пирамиды. Ребенок выходит вперед.
9 слайд
Ребенок
Как нам правильно питаться?
Вы послушайте рассказ:
Пирамиду из продуктов
Мы построим вам сейчас!
Ребенок уходит, встает последним, сразу же за ним вперед выходят следующие пятеро детей с карточками продуктов нижнего ряда, показывают их зрителям
1-й ребенок 9 слайд
Мы скачем, прыгаем и бегаем!
Откуда столько в нас энергии?
День нужно с каши начинать!
Пшено и рис, овсянка, гречка
И каша манная, конечно, -
Вот что поможет сил придать!
2-й ребенок
Еще мы любим мюсли, хлопья
Из кукурузы золотой!
3-й ребенок
Охотно кушаем картофель —
Тушеный или отварной!
4-й ребенок
И макароны не забудем —
Ракушки, вермишель, лапша!
5-й ребенок
И самый главный, самый вкусный
- Хлеб - всем продуктам голова!
Дети друг за другом двигаются к пьедесталу, ставят карточки на нижнюю ступень пирамиды и становятся в конец полукруга, выходят четверо детей с карточками продуктов второго ряда, полукруг снова сдвигается.
1-й ребенок слайд
Знаем: чтобы не болеть,
Витамины нужно есть!
Овощей нам нужно много:
Свекла, редька, кабачок.
Огурцы и помидоры,
И капуста, и лучок!
2-й ребенок
Баклажаны, патиссоны,
И морковь, и сельдерей
- Витамины и клетчатка
Для здоровья всех детей!
3-й ребенок
Фрукты - тоже ведь, ребята,
Витаминами богаты!
Абрикосы, ананасы,
Апельсины, айва,
Вишня, виноград, бананы,
Груши, яблоки, гранат!
4-й ребенок
Мандарины и лимоны,
Персик, слива и хурма
- Сколько фруктов нам природа
Для здоровья создала!
Дети ставят карточки на вторую ступень, встают последними, все сдвигаются, выходят трое детей, показывают карточки третьего ряда.
1-й ребенок 9 слайд
Чтобы правильно развиться,
Крепким, сильным становиться,
Пища мне белковая нужна!
2-й ребенок
Употребляйте мясо, рыбу, птицу,
Бобы, горох, фасоль и чечевицу,
Яйцо и печень тоже иногда.
3-й ребенок
И молочные продукты
- Для костей и для зубов:
Сыр, кефир, сметана, творог.
И. конечно, молоко!
Дети ставят карточки на третью ступень, встают последними, все сдвигаются, выходят двое детей, показывают карточки четвертого ряда.
1-й ребенок 9 слайд
Сладости мы обожаем,
Но скажу я вам, друзья,
Что конфет и шоколадок.
2-й ребенок
Чупа-чупсов, мармеладок,
Пастилы, халвы, зефира
Много кушать нам нельзя!
Дети ставят карточки на четвертую ступень, встают последними, все сдвигаются, выходит ребенок, показывает карточку.
Ребенок
И совсем уже немножко
- В праздник или в юбилей,
Можно скушать нам пирожных
Или с кремом торт поесть!
Ребенок ставит карточку вверх пирамиды, встает последним
Дети (вместе)
Чтоб здоровым оставаться,
Нужно правильно питаться!
Под музыку марша дети друг за другом уходят.
10 слайд Перед собранием мы провели анкетирование родителей (53 анкеты). Вот такие результаты у нас получились:
Уважаемые родители!
Мы будем очень благодарны, если вы ответите на вопросы нашей анкеты!
1. Как вы думаете, есть ли взаимосвязь питания и здоровья?
53 - ответили да
2. Как вы относитесь к «быстрому» питанию (полуфабрикаты, пицце, чипсы, вермишель быстрого приготовления и др.)
49 – нет, 3 – покупают периодически, 1 - положительно
3. Составляют ли ежедневно овощи и фрукты основу рациона вашей семьи?
38 – да, 12 – не всегда, 3 – нет.
4. Назовите любимое блюдо вашего ребёнка?
Макароны с котлетой, макароны с мясом, макароны с сосиской (3 человека, молоко, йогурты, каши манная и гречневая, пельмени, молочные супы, борщ, курица в разном виде, шашлык, рыбные блюда, салаты из капусты с огурцом, свекла вареная, пюре с гуляшем и пр. 1- нет любимых блюд, 2 – затруднились ответить, 1 – мороженое.
5. Что не любит есть ваш ребёнок? От каких продуктов отказывается Ваш ребёнок?
Яйцо, мясо, рыба, борщ, пельмени, манная каша, геркулес, винегрет, салаты овощные, капусту, лук, помидоры, свеклу, сырники, все супы, рогу овощное, молоко и пр.
6. Какие блюда готовите ребенку на ужин и в выходные дни?
Меню разнообразное, по вкусам семьи и детей (картофельное пюре, катлеты, супы, каши, блюда из рыбы, выпечка, макароны, запеканки, омлет, сосиски, картофель, рогу и пр.). 2 – затруднились ответить.
7. Часто ли даёте ребёнку сладости? Какие? В какое время?
4 – когда захочет, 9 – ежедневно, 17 - часто, 2 – в доступе, 1 – раз в неделю, 2 – в меру, 18 – редко.
8. 11 слайд Любит ли ваш ребёнок фрукты? Какие?
1 – не любит, 1 – ест в меру, 6 – любят все виды фруктов, в основном любят яблоки и бананы, груши.
9. Готовят ли в вашей семье салаты? Какие?
2 – не очень часто, 10 – готовят овощные салаты (огурцы, помидоры, с капустой, с морковью, салат из свеклы, в основном – оливье, мимоза, сельдь под шубой, крабовые палочки, острячек, коктейль, греческий, винегрет, капуста.
10. Часто ли в вашей семье употребляют колбасные изделия?
1 – как попросит, 1 – ежедневно, 1 –не употребляют совсем, 25 – редко, 25 – часто.
11. Как часто употребляются в вашей семье основные продукты питания : молоко, творог, сыр, сливочное и растительное масло, каши, фрукты? (подчеркнуть продукты, которые употребляются ежедневно)
В основном молоко, сливочное масло и фрукты.
12. Какие блюда и напитки из меню детского сада вы готовите дома?
2 – не следят за меню в детском саду, 5 – затруднились ответить, в основном дома готовят такие же блюда как и в детском саду.
13. Как отзывается Ваш ребенок о питании в детском саду?
4 – не чего не говорит, остальные – положительно и хорошо.
14. Дайте оценку организации питания в детском саду по пятибалльной системе.
8 – дали оценку «4», 1 – «4+», 43 – «5», 1 – «5+»
По результатам анкетирования были выявлены следующие положительные результаты:
1. В целом родители удовлетворены качеством питания детей в детском саду, интересуются меню, спрашивают мнение детей о питании, включают в домашний рацион блюда из меню детского сада.
2. Большинство родителей уделяют внимание здоровому питанию в своей семье.
Но в то же время, из анкет видно, что детям дают много сладостей, злоупотребляют колбасными изделиями, далеко не детские салаты (с майонезом).
12 слайд Семья должна заложить в раннем возрасте ребенку правильные пищевые привычки. Питание ребенка дошкольного возраста должно быть:
Во-первых, полноценным, содержащим в необходимых количествах белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, воду.
Во-вторых, разнообразным, состоять из продуктов растительного и животного происхождения. Чем разнообразнее набор продуктов, входящих в меню, тем полноценнее удовлетворяется потребность в пище.
В-третьих, доброкачественным - не содержать вредных примесей и болезнетворных микробов. Пища должна быть не только вкусной, но и безопасной.
В-четвертых, достаточным по объему и калорийности, вызывать чувство сытости. Получаемое дошкольником питание должно не только покрывать расходуемую им энергию, но и обеспечивать материал, необходимый для роста и развития организма.
13 слайд Тест – опрос «Правильно ли мы питаемся»
1. Ежедневно ли вы завтракаете, обедаете и ужинаете?
а) Да. 1
б) Зависит от моей занятости в конкретный день. 2
в) Нет, далеко не всегда. 3
2. Возвратившись после работы домой, сколько в среднем времени проходит перед тем, как вы садитесь за стол?
а) Не менее получаса. 2
б) Час и больше. 1
в) Сразу стараюсь что-нибудь перекусить. 3
3. И как вы выбираете блюда?
а) Ем то, что есть под рукой. 3
б) Исходя из их питательной ценности. 1
в) Ем все, что нравится. 2
4. Обычно во время приема пищи, вы:
а) придерживаюсь правила: Когда я ем, я глух и нем. 1
б) отвлекаюсь на всевозможные разговоры. 2
в) читаю прессу или смотрю телевизор. 3
5. Всегда ли вы тщательно пережевываете пищу?
а) Нет, это не про меня. 3
б) Раз на раз не приходится, во многом зависит от времени, которым я располагаю. 2
в) Разумеется, да. 1
14 слайд 6. После приема горячей пищи вы, как правило, сразу переходите к чаепитию?
а) Нет, откладываю чаепитие минимум на полчаса–час. 1
б) По-разному. 2
в) Да, сразу. 3
7. Едите ли вы на ночь?
а) Да, бывает. 3
б) Позднее шести вечера не ем. 1
в) Прекращаю прием пищи не менее чем за два часа до сна. 2
8. Вы следуете принципу раздельного питания?
а) Да. 1
б) Время от времени, но в целом не придаю этому большого значения. 2
в) Нет. 3
9. Часто ли питаетесь всухомятку?
а) Такое случается нередко. 3
б) Иногда. 2
в) Практически никогда. 1
10. Вы стараетесь придерживаться правила: В течение дня не ограничивать себя в еде, но есть небольшими порциями?
а) Да, конечно. 1
б) Правило мне известно, но следую ему не всегда. 2
в) Нет. 3
Подсчитайте баллы
15 слайд 10–16 баллов. Остроумный Сократ заметил: Мы не для того живем, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. Вы, вероятно, прилежны в вопросе, как и когда есть, тем самым помогая вашему организму жить и работать с максимальной отдачей.
17–23 балла. Вам знакома истина, что чрезмерное увлечение едой, так же, как и высокомерное невнимание к ней, неразумно, но иногда вы об этом забываете. Вам не помешает относиться к тому, как вы едите, более ответственно, чтобы гарантировать себя в будущем от проблем со здоровьем, связанных с неправильным питанием.
24–30 баллов. Пришла пора задуматься над тем, чтобы начать менять свои привычки, потому что, судя по всему, вы не очень заботитесь о том, как едите. В качестве первых шагов старайтесь не садиться за стол, когда очень устали или раздражены. Такой прием пищи не пойдет впрок. Не ешьте наскоро, это позволит вам не переедать. Возьмите себе за правило, минимум дважды в день не пренебрегать горячей пищей.
16 слайд Пищевое поведение и здоровье
Как известно, особенности пищевого поведения закладываются в детстве и носят устойчивый характер. Дети, которые питаются неправильно, скорее всего, не изменят своим привычкам в зрелом возрасте и окажутся подвержены серьезным и опасным заболеваниям. Это относится, например, к болезням сердца и сосудов, отмечаются повышенное артериальное давление, признаки атеросклероза сосудов или избыточная масса тела, а нередко и все перечисленные состояния вместе.
17 слайд Все это можно предотвратить, привив ребенку в детстве привычку к правильному питанию. К наиболее значимым негативным особенностям пищевого поведения детей относят :
- избыточное потребление соли, сахара, насыщенных жиров;
- недостаток микронутриентов в рационе питания;
- недостаточное потребление рыбы, молочных продуктов, овощей, и других продуктов, являющихся источником микронутриентов и пищевых волокон.
18 слайд Заболевания, обусловленные неправильным питанием :
- анемии;
- атеросклероз;
- болезни органов пищеварения;
- болезни щитовидной железы;
- гипертоническая болезнь (артериальная гипертензия);
- избыточная масса тела и ожирение;
- кариес зубов;
- кишечные инфекции;
- инвазии и пищевые отравления;
- кишечный дисбактериоз (дисбиоз);
- метаболический синдром;
- некоторые злокачественные новообразования (рак толстой кишки);
- подагра;
- остеопороз;
- сахарный диабет.
19 слайд Копирование по образцу
Неправильная диета детей связана не только с дефицитом витаминов в пище, но и с неадекватным пищевым поведением, которому дети учатся у взрослых и других детей.
Существует множество объяснений того, почему дети едят не всегда то и не в тех количествах, как хотелось бы взрослым. Одно из них - влияние значимых взрослых и других детей на развитие предпочтений в еде и связанных с ней привычек.
Этот факт естественен и очевиден: ребенок смотрит, что делает взрослый или другой ребенок и повторяет его действия.
Если на обеденные столы в детском саду поставить солонки, то многие малыши, глядя друг на друга (и доверяя взрослым, которые эти солонки поставили, начинают чрезмерно солить пищу (именно поэтому солонки в детском учреждении категорически недопустимы).
20 слайд Роль родителей
Отношение в семье к приему пищи, вкусовым предпочтениям активно перенимается ребенком. Наиболее близким человеком, образцом для подражания для ребенка прежде всего выступает мать. С ней дошкольник чаще общается, делится впечатлениями, ее больше, чем остальных членов семьи, слушается. Отцы в межличностных отношений ребенка в семье занимают второе место. Что касается бабушек и дедушек, то дети часто делятся с ними впечатлениями, но вот слушаются лишь в 3% случаев.
Влияние матери и отца в формировании вкусовых привычек намного сильнее влияния других взрослых: бабушек и дедушек, воспитателей, нянь.
21 слайд Неофобия
В ДОО дети нередко отказываются от незнакомых полезных блюд. Это проявление неофобии - боязни употребления в пищу новых продуктов и блюд. Неофобия - естественный защитный механизм, позволяющий ребенку избежать употребления в пищу незнакомых и неопознанных веществ. Данный механизм присутствует с рождения и в норме, значительно ослабевая, переходит во взрослую жизнь. Пик неофобии приходится на 2-6 лет. У неофобии много причин:
- персональные (генетические) факторы;
- пищевые семейные и этнокультурные традиции;
- социальные влияния в организованном детском коллективе и др.
22 слайд На успешность преодоления неофобии влияет поведение окружающих ребенка людей и их привычки, связанные с едой. Наблюдая за тем, как другие едят незнакомые ему ранее блюда, ребенок постепенно избавляется от страха перед новым. Важно подчеркнуть, что наблюдение за значимыми другими оказывает более сильное воздействие на ребенка, чем их уговоры и разговоры о еде. При некоторых видах дисбактериоза, избирательность в еде и резкое ограничение употребляемых продуктов и блюд связано с желанием ребенка оградить себя от нежелательных болевых ощущений
23 слайд Для преодоления неофобии детям обычно необходимо около 15 проб нового продукта.
Результатам проведенного НИАЦ (научный информационно-аналитический центр) исследования выяснилось, что готовность детей пробовать новые продукты тесно связана с поведением родителей.
Так, выяснилось, что родители детей, готовых попробовать незнакомое блюдо, чаще покупают новые продукты, тогда как родители отказавшихся детей редко покупают и пробуют что-то новое.
Называние продукта и его свойств, способствует повышению доверия и повышает вероятность употребления его в пищу.
24 слайд Пища – это необходимая потребность организма, и обязательное условие существования человека. Мы чаще всего питаемся тем, что нам нравится по вкусовым качествам, к чему привыкли или, что можно быстро, без труда приготовить. Важно вовремя обратиться к рациональному питанию. Именно ваш пример ляжет в основу будущей культуры питания вашего ребенка. Вы сформируете его первые вкусовые нормы, пристрастия и привычки, от вас будет зависеть его будущее здоровье.
25 слайд Закончить наше собрание хочу известной мудростью: «Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть». Только умеренное сбалансированное питание может стать гарантией долгих лет жизни.
«Вредные продукты»
10 самых вредных продуктов, от которых стоит отказаться.
1. Леденцы, жевательные конфеты, пастила и мармелад неестественно ярких расцветок.
Помимо зашкаливающего за все разумные рамки количества сахара, в этих сладостях содержатся и особенно опасные для нашего организма красители и ароматизаторы, в буквальном смысле убивающие клетки человеческого организма.
2. Чипсы, картофель фри.
Эти, безусловно, вкусные, продукты вредны не только для фигуры, но и для здоровья вообще, ведь они представляют собой богато сдобренную химическими улучшителями вкуса и специями смесь легкоусваиваемых углеводов и жиров.
3. Газированные напитки.
4. Шоколадные батончики.
Огромное количество сахара, содержащееся в них, очень быстро вызывает привыкание: человек буквально не может и дня прожить без очередного «Марса» или «Сникерса».
5. Колбасы и сосиски.
6. Жирное мясо.
Излишнее количество животного жира ведет к образованию холестериновых бляшек, следствием чего становятся заболевания сердечнососудистой системы.
7. Майонез, кетчуп, фабричные соусы.
8. Продукты быстрого приготовления.
О какой-то пользе данной категории продуктов говорить не приходится: для ускорения приготовления в них добавляют рекордное количество химикатов, что не может положительно сказаться на здоровье употребляющих их людей.
9. Соль.
Нарушения сна, гипотония, отечность – это далеко не все проблемы, возникающие из-за употребления слишком соленой пищи.
10. Алкоголь.
Не стоит верить тем, кто утверждает, что в малых дозах спиртные напитки полезны. Наоборот, даже одна рюмка алкоголя способна помешать усвоению витаминов, нарушить кровообращение.