Светлана Дронова
Общее родительское собрание «Компьютер — друг или враг»
▼ Скачать + Заказать документы
Современный ребёнок рано знакомиться с компьютером. Мы радуемся, глядя, как ловко малыш нажимает на кнопки. Многим родителям нравится, что дети не балуются, не носятся по улице, а тихо сидят дома за компьютером. Иногда взрослые не подозревают, что дети узнают из компьютера, не догадываются, что компьютер не только становится для ребёнка няней или источником знаний, но начинает эмоционально заменять ему родителей, особенно много работающих родителей. Постепенно ребёнок проводит за компьютером всё больше времени. Да, компьютеры, интернет прочно вошли в нашу жизнь. И нам не удастся отмахнуться от технического прогресса. Чтобы компьютер стал другом и помощником, а не проблемой мы попробуем с ним подружиться. Помогут нам в этом волшебные слова.
Публикация «Общее родительское собрание „Компьютер — друг или враг“» размещена в разделах
Первое слово - знать. Родители должны помогать детям осваивать компьютер, а для этого надо уметь работать на нём и самим. Я предлагаю вам проверить свои знания, а помогут в этом загадки (дети загадывают загадки) :
1. Маленькая, удаленькая по коврику бежит, стрелочка дрожит. (Мышка) .
2. Две сестрички-невелички возле домика живут, громким голосом поют. (Колонки) .
3. Конопатая девица томится в светлице, кто к ней, тот и кнопки нажимает. (Клавиатура).
4. Гляжу в тебя, как в зеркало, до головокружения, а вижу только букв движенье. (Монитор) .
5. Стоит коробка с парой кнопок, кто мимо пройдёт - всяк поклонится. (Системный блок) .
6. Без рук, без ног, из домика берёт и в руки подаёт. (Принтер).
Дети исполняют песню «Компьютер».
Второе слово – сохранить. Уважаемые родители, что подразумевается под словом «сохранить», если речь идёт о вашем ребёнке? ( Ответы: здоровье ребёнка).
При организации игры ребенка с компьютером нежелательной нагрузки можно избежать, если соблюдать следующие правила:
• Центр экрана должен быть установлен на высоте 15 – 20 см ниже уровня глаз. Не располагайте рядом с монитором блестящие и отражающие свет предметы. Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60 – 70 см, но не ближе 50 см.
• Комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена.
• Работать за компьютером не более 30 минут в день - время одной игры рассчитывается по формуле: возраст ребёнка помноженный на 1, 5.
• После игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
• В течение недели ребенок может работать за компьютером не более 3 раз.
Чем рискуют дети, бесконтрольно пользующиеся компьютером?
• Нарушение осанки и появление лишнего веса из – за длительного статического положения и неправильно подобранной мебели.
•Перенапряжение нервной системы, нарушение сна, ухудшение самочувствия. Пытаясь уследить за калейдоскопом звуков и образов, разобраться в них, ребенок тратит много сил. Состояние эмоционального напряжения, стресса, в котором пребывает играющий на компьютере, не находит разрядки в физической активности. А это со временем приводит к сосудистым нарушениям, гипертонической болезни.
•Особенно опасными для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены агрессии, жестокости и насилия, под воздействием которых дети становятся более готовыми к жестокости в реальном мире, который становится для них более агрессивным и пугающим.
• Общение с информационными гаджетами - одностороннее, ребёнок не является собеседником. Поэтому дети, проводящие много времени перед экраном могут не научиться хорошо и грамотно говорить, ясно излагать свои мысли, общаться со сверстниками. Дело в том, что когда человек читает книгу, информация поступает в мозг в том ритме и количестве, которое соответствует его возможностям. Читая, человек сам может контролировать поток информации – остановиться, обдумать что-то, перечитать заново. А когда он за компьютером, поток информации огромный, насыщенный, а главное, неконтролируемый, оказывающий сильное влияние и на сознание, и на подсознание. Детям, «живущим» в Интернете, зачастую необходима социальная поддержка: они испытывают большие трудности в общении, неудовлетворенность, им свойственна низкая самооценка в реальной жизни, закомплексованность, застенчивость и т. п.
•Компьютерная зависимость. Её признаки:
-Испытывает эйфорию, хорошо себя чувствует за компьютером, и наоборот, ощущает пустоту, раздражение, когда вынужден заниматься чем-то другим или лишён компьютера.
-Увеличивает время, проводимое за компьютером, в ущерб другим занятиям - прогулкам, домашним делам и. т. д., полностью или частично теряя к ним интерес.
-Вступает в конфликт с близкими людьми из-за своей деятельности, это ведёт ко лжи относительно того, что он делает.
-Предвкушает следующий сеанс жизни в виртуальной реальности, что также поднимает настроение и захватывает.
-Компьютер - основной объект общения и физическое общение становится не нужным.
-Проявляет агрессию.
Третье слово - заинтересовать. В компьютерной игре, как и в книгах, самое главное содержание. Игры для дошкольников должны быть доступными, добрыми, понятными, яркими, краткими, познавательными. Выберите игры, которые соответствуют детям дошкольного возраста.
• Прежде всего, выбирайте жанр игры в соответствии с темпераментом и склонностями ребё нка: одним детям лучше подходят спокойные, размеренные игры, другим - активные, динамические.
• Разрешайте дольше играть в игры с исследовательским содержанием, чем развлекательным. Если ребёнок проявляет инициативу, пытается разрешить возникшую проблему, анализирует сложившуюся ситуацию и делает из неё выводы - такая игра, несомненно, содержит элементы исследования.
• Продолжительность игры выбирайте в соответствии с возрастом ребёнка и характером игры. Ритм и продолжительность игры должны быть сбалансированы: если ритм игры напряжён, то игра не должна быть долгой.
• Не прерывайте игру ребёнка до завершения эпизода - малыш должен покидать компьютер с сознанием успешно выполненного дела.
• Постарайтесь, чтобы он усвоил главный принцип продолжительности игровых сеансов - нельзя играть в игры в ущерб жизненно важным занятиям, таким как сон, еда, отдых, физкультура, игры на свежем воздухе и др.
Компьютерные игры обладают рядом преимуществ:
• Движения, звук мультимедиа надолго привлекают внимание. То, что выглядит ярким, динамичным, неожиданным, сразу привлекает внимание, и, чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку не нужно прилагать никаких усилий, т. е. его внимание в этот момент непроизвольное. При этом увиденное легко запоминается, так как непроизвольно функционируют эмоциональная и образная память, развитые у детей обычно лучше, чем механическая и логическая. Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания, а чрезмерное – ухудшает.
•Игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. А дети привыкают к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления.
•Даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому, то что совершенно не интересует его на страницах книг, может быть привлекательным на экране монитора. Этим можно воспользоваться в формировании познавательной мотивации. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности. Причем для детей со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным.
•Среди современных игровых программ очень много развивающих. Так, для детей подойдут разнообразные логические игры.
• В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
• Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
•Самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно-моторной координации. Иными словами, нажимая на кнопки клавиатуры и подводя курсор мышкой к нужному месту на экране, ребенок упражняет тонкую моторику, а также учится соотносить движения своей руки с теми результатами, которые он наблюдает на экране.
•Путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем.
Четвёртое слово - удивить. Удивить – значит, отвлечь ребёнка от длительной игры с компьютером. Компьютерная игромания – это проблема, с которой пытаются бороться многие родители. Что родители могут предложить детям взамен компьютера? (Ответы родителей)
Новая игрушка, книги, конструктор, общение с друзьями, животное, домашние обязанности - это может сократить время провождения ребёнка за компьютером.
Старайтесь развивать в ребенке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секция или студия может быть любой направленности, главное - чтобы в жизни ребенка появился какой-либо интерес.
С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Больше общайтесь с детьми. Беседуя с ребенком, интересуйтесь его мнением. Ежедневно рассказывайте, как прошел ваш день, спросите, что было интересного в его жизни.
Обязательно разрешайте ребёнку приглашать в дом друзей, спрашивайте о том, как он общается со своими ровесниками. Делитесь собственным детским опытом, чтобы помочь ему решить свои проблемы.
Помните, что для ребёнка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.
И пятое слово - установить. Что установить? ( Ответ: программу) Да, действительно, нужно установить программу «КиберМама» или «Родительский контроль», которая автоматически контролирует время нахождения ребёнка за компьютером.
Компьютер приносит вред тогда, когда родители формально относятся к подбору игр для ребенка или не знают, как их выбирать, не создают условия для организации безопасной игровой деятельности: не следят за осанкой, не контролируют время игры, и т. д.
В игре не должно быть текстовой информации, изображение на экране должно быть крупным, темп движений на экране не быстрый, нежелательно применение системы оценок, программа должна иметь логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок.
Что касается интернета, постарайтесь установить Интернет-фильтр, т. е. программу, позволяющую блокировать доступ к сайтам с нежелательным содержанием.
Если родители будут соблюдать требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна, так как новые стандарты обучения предполагают совершенствование образовательных программ, а также использование новых информационных средств обучения. Эти средства необходимы для развития познавательной деятельности, в современных условиях играют важную роль и в подготовке ребёнка к школе.
Всё в Ваших руках.