Надежда Прудникова
Общая и экспериментальная психология
▼ Скачать + Заказать документы
Психология как наука
Понятие психологии
Психология – наука о психологических особенностях человека.
Психология – наука, изучающая факты, закономерности психической жизни человека (М. В. Гамеза).
Психология – наука, разрабатывающая структуру, содержание, динамику, механизмы, психику человека, как отражательной и регулирующей деятельности мозга (Н. И. Чуприкова).
Признаки психологии как науки
Объект – психология изучает психику.
Публикация «Общая и экспериментальная психология» размещена в разделах
Психика – свойства высокоорганизованная материя, связанная с отражением и регулирующей поведения и деятельности человека (А. Н. Леонтьев).
Современная общая психология применительна к структуре психики чаще опирается на позицию Б. М. Кедрова:
1. ППП (познавательные психические процессы) связаны с организацией познания окружающего мира. Данный автор предложил все ППП представить в виде генетической лестницы (с учётом принципа развития) от самого примитивного познавательно психического процесса к самому сложному.
мышление и речь внимание
воображение
память
восприятие
ощущения
В современной общей психологии внимание до сих пор остаётся научной проблемой, В. Н. Барабанщиков утверждает, что это познавательно психические процессы (Московская психологическая школа). А. Н. Петухов, О. Н. Баскакова утверждают, что это психическое состояние (Питерская психологическая школа).
2. ПСт (психические состояния) обеспечивают эмоционально-волевую регуляцию поведения человека:
Эмоциональное (эмоции, чувства);
Волевые (целеустремлённость, упрямство, настойчивость);
Интеллектуальной (любопытство, любознательность).
3. ПСв (психические свойства) обеспечивает характеристику индивидуальности человека:
Темперамент;
Характер;
Способности;
Направленность личности;
Модальность (визуальный, кинестетический, аудиальный);
Латериальность.
4. ПО (психические образования). Ситуационные изменения в психике человека под воздействием обучения и воспитания:
Знания;
Умения;
Навыки;
Привычки.
Предметом обучения являются факты, закономерности, содержание, структуры, механизмы психологии человека.
Цель: разработка единой концепции психического отражения, универсальных механизмов регуляции поведения человека.
Задачи:
1. Раскрытие общих закономерностей, функционирования психики.
2. Определение механизмов творческой самореализации человека в деятельности.
3. Определение содержания и структуры познавательной деятельности человека.
4. Разработка психологических рекомендаций эффективного взаимодействия в разных видах деятельности.
Методологическая основа современной общей психологии
Методология – наука разрабатывающая принципы и способы организации научного знания (Б. Т. Лихачёв).
Для современной науки как общая психология принято выделять четыре уровня научного знания.
I. Философский уровень. На данном уровне определяются философские теории, которые связанны с развитием научного знания психология. Однозначно выделить философские теории, которые повлияли на развитие психологии трудно в связи с тем, что в истории становления общей психологии как науки менялся предмет науки.
1 этап (психология изучает душу). Интерес к психологии личности зародился в разных философских школах Др. Греции. А. Н. Леонтьев применительно к данному периоду обосновал четыре философских направления:
панпсихизм биопсихизм нейропсихизм Антропсихизм
Душа есть как у живого, так и неживого. Душа есть у живого. Душа есть у того у кого есть нервная система. Душа есть только у человека.
Аристотель (автор первого философского трактата «О душе») впервые выделил виды души: растительная, животная, разумная.
2 этап (психология изучает сознание). Развитие механики, физики привело к пересмотру взглядов на характеристику души человека. Джон Локк (основоположник экспериментальной психологии) обосновал важность изучения видимого в поведении человека. «Человек – это то, что он думает, говорит, делает». В рамках данного этапа представители английской философии Фр. Бэккон, Д. Локк, Р. Деккард привели к изменению предмета науки – философы, которых интересовало феномалогия личности стали изучать сознание.
3 этап (психология изучала поведение человека). Появление бихевиоризма (Б. Скиннер, Г. Тордайк, Уотсон). Данная теория изменила предмет психологии – психологи стали изучать поведение человека под воздействием схемы: стимул = реакция.
4 этап (психология изучает психику). Психология как наука пережила первый научный кризис, в рамках которого остро дискутировался вопрос об узости предмета исследования для науки, возникновение ряда естественных научных теорий привело к изменению предмета науки.
1. Эволюционная теория развития. Чарльз Дарвин доказал, что любое развитие имеет свои законы.
2. Теория высшей нервной деятельности. И. П. Павлов, М. И. Сичинов, Бехтерев доказали, что материальным субстратом психики является здоровый головной мозг.
3. Теория конвергенции двух факторов: наследственности и социальной среды (40% наследственности + 60% социальные факторы = личность человека).
На современном этапе общей психологии предметом изучения становится психика.
Базовые принципы современной психологии:
1) Принцип детерминизма (причина) – любое психическое явление имеет свои причины.
2) Принцип взаимосвязи сознания и деятельности.
3) Принцип развития в деятельности – в каждом возрасте есть деятельность определяющая скорость и качество психического развития (ведущая деятельность).
4) Принцип личностной обусловленности – все психические явления принадлежат личности.
Методы общей психологии
Метод – способ организации научного исследования.
Классификация методов психологии (Б. Г. Ананьев):
1) Организационная группа методов:
Сравнительный метод;
Комплексный метод;
Лонгитюдный метод (длительный по времени).
2) Эмпирическая группа методов:
Наблюдение;
Эксперимент;
Беседа, опрос, анкетирование;
Тестирование (психодиагностический);
Изучение продуктов деятельности;
Биографический;
Моделирование.
3) Методы обработки данных:
Количественные;
Качественные.
4) Интерпретивная группа методов:
Структурный метод (определение составляющих психологической проблемы);
Генетический (психолог не только констатирует проблему, но и определяет прогноз её развития).
Научная проблема общей психологии
Трудно разрешимый вопрос в науки на который нет однозначного ответа.
1. Психофизиологическая проблема – изучается соотношение психического и физического (гендерная психология). Вопрос в том, влияет ли социальная среда на формирование пола и динамику психического развития.
2. Психогностическая проблема – влияние успешности умственного развития на проявление нравственных качеств.
3. Психопраксическая проблема – влияние деятельности на динамику (скорость) психического развития.
4. Психосоциальная проблема – влияние микро и макро окружения на психическое развитие человека.
Место психологии в системе наук
Б. М. Кедров выделяет три группы научных дисциплин: естественные, социальные и философские. Схематично это можно представить в виде треугольника, вершины которого соответствуют естественным (верхняя, социальным (левая) и философским (правая) дисциплинам.
Ж. Пиаже рассматривает вопрос о связи психологии с другими науками в таком аспекте: что психология может получить от других наук.
Б. Г. Ананьев в работе «Человек как предмет познания» рассмотрел связи психологии с другими научными дисциплинами.
Б. Ф. Ломов в книге «Методологические и теоретические проблемы психологии» отмечает, что взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию, с естественными – через психофизику, психофизиологию, с медицинскими науками – через медицинскую психологию, патопсихологию, нейропсихологию и др., с педагогическими – через психологию развития, педагогическую психологию, с техническими – через инженерную психологию и т. д.
Важным фактором дифференциации психологии являются именно отношения с другими науками.