Ольга Павлова
Общая характеристика технологий педагогической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Общая характеристика технологий педагогической деятельности
Педагогическая технология — это алгоритм (последовательность) целенаправленных совместных действий участников образовательного процесса, обеспечивающий достижение намеченного образовательного результата. В качестве основных характеристик педагогической технологии разные авторы называют следующие: системность, концептуальность, научность, законосообразность, гарантированность результата, алгоритмичность, оптимальность, комфортность для учителя и ученика и др. Каждая технология — это определенная система, в которой все компоненты тесно взаимосвязаны, подчинены конкретной цели (целям) и придают ей целостность, Таким образом, сущность педагогической технологии заключается в следующем:
Публикация «Общая характеристика технологий педагогической деятельности» размещена в разделах
1. Педагогическая технология переводит практическую деятельность на путь предварительного проектирования учебно-воспитательного процесса с последующей реализацией проекта в классе.
2. Педагогическая технология предлагает проект учебно-воспитательного процесса, определяющий структуру и содержание взаимодействия учителя, учащегося и содержания образования, который с высокой долей вероятности приведет к достижению запланированных результатов.
3. Педагогическая технология предполагает объективный контроль качества полученных результатов (усвоения учебного материала, развитие личности в целом) с помощью средств мониторинга и диагностики на основе заранее заданных критериев.
4. Педагогическая технология разрабатывается на основе принципа системности и целостности, то есть изменение хотя бы в одного из элементов учебно-воспитательного процесса обязательно приведет к изменению всех других. Критерии технологичности деятельности учителя В. А. Сластенин определяет следующие критерии:
• Диагностично заданная цель, то есть корректно измеримые понятия, операции, деятельность, освоенные учащимися, как ожидаемый результат обучения и способы его диагностики.
• Личностно мотивированное обеспечение деятельности учителя и ученика (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл).
• Указание границ допустимого отступления от алгоритмической и от свободной, творческой деятельности учителя.
• Применение в учебном процессе новейших средств и способов представления информации.
Педагогические технологии можно распределить в зависимости от сферы применения: технологии обучения, технологии воспитания, образовательные технологии, технологии организации, технологии управления : Чем большим количеством технологий овладел педагог, тем более профессиональным и обоснованным будет его выбор; тем большим количеством технологий, способов организации учебной деятельности овладевают его ученики.
Освоение педагогами главных идей, которыми необходимо руководствоваться при освоении индивидуально ориентированных технологий :
Освоение общих образовательных технологий.
Освоение педагогами частных технологий.
Выбор педагогами одной или нескольких технологий для освоения (как правило, выбирают одну технологию.
Применение отдельных техник и приемов технологии в сложившейся системе деятельности.
Более глубокое знакомство с выбранной технологией через отработку некоторой совокупности приемов, техник, а затем освоение всех пошаговых действий в процессе самостоятельного осмысления и поиска
Построение учебного процесса на основе целостного использования технологии.
Экспертиза опыта применения технологии специалистами.
Совершенствование опыта применения технологии, предусматривающее изменение условий работы педагога и построения.
Внесение в имеющуюся технологию своих собственных приемов, модернизация технологии.
Создание собственных авторских технологий.
Интеграция техник и приемов различных технологий.
Использование технологий, ориентированных на ученика как субъекта деятельности, предусматривает наличие у педагога способности к импровизации, мобильности, гибкости, умения развиваться и изменяться вместе со своими учениками.