лидия гордеева
Образы страха у дошкольников
Страх – одна из основных человеческих эмоций, изучавшаяся в различных психологических школах и направлениях.
Существуют разные определения страха, выделены его виды и формы, сформулированы функции, и выявлены причины возникновения. В дошкольном возрасте страхи имеют свою специфику и связаны с особенностями ребенка. В них отражаются и индивидуальный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром, и возрастные особенности.
Изучение страхов в детском возрасте строилось в основном на изучении и анализе тех объектов и явлений, которые вызывали тревожные, неприятные переживания у детей.
Публикация «Образы страха у дошкольников» размещена в разделах
- Страх и детская тревожность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Изменения, которые произошли в российском обществе в последние десятилетия, отразились и на жизни дошкольников. Изменились игры и игрушки, появились новые рассказы и волшебные истории, дети проживают иные жизненные ситуации и это не может не отразиться на развитии детей, прежде всего на их эмоциональной сфере.
Необходимость изучения эмоций определяются, в первую очередь, той ролью, которую они играют в жизни человека.
Важные изменения происходят в эмоциональной сфере ребенка в дошкольном возрасте. Ребенок среднего дошкольного возраста уже может «уклониться» от непосредственного проявления своего чувства, если оно социально неодобряемо, и, наоборот, стремиться к осуществлению одобряемых окружающими действиями.
Эмоциональный образ возникает в условиях, когда ребенок выполняет значимую для него деятельность. Важным моментом для возникновения эмоционального образа является ситуация неопределенности дальнейшего развития ситуации. Тогда то и возникает эмоциональное напряжение, которое становится причиной возникновения эмоционального переживания.
В объектах, включенных в эмоциональный образ, для ребенка воплощаются смыслы пережитых ситуаций. В образе закрепляется переживание определенной эмоции, которое переносится на новые ситуации, это значит, что эмоциональный образ выступает средством эмоционального предвосхищения. Он становится причиной возникновения повторных переживаний уже в новых ситуациях, сходных с ситуацией, породивший этот образ.
Переживание ребенком отрицательных эмоций при неуспешном решении познавательной задачи приводит к возникновению эмоционального образа. Приобретенный ранее опыт переживания отрицательных эмоций, связанных с неуспехом при выполнение познавательного задания, порождает адекватное эмоциональное предвосхищение – ребенок либо выполняет задание с предметом в последнюю очередь, либо отказывается от его выполнения. Ситуации, в которых ребенок пережил эмоцию страха, несомненно, вносят свой «вклад» в его эмоциональный опыт. А эмоциональные образы этих ситуаций оказывают предвосхищяющее действие в повседневной жизни. В образовании ситуации, сопряженные с переживанием детьми страха, могут быть отнесены к факторам риска, что невозможно не учитывать при построении повседневной образовательной работы.
В объектах страха дошкольников отражаются не только особенности их познавательного развития, но и символически и те ситуации, которые породили негативные эмоции и были восприняты как пугающие.
Для обозначения слова «страх» нереальные объекты чаще используются детьми 6-го года жизни. Однако возрастает число объектов, которые не только обладают устрашающим внешним видом, но и несут конкретную угрозу человеку. У детей старшего возраста возрастает количество обозначений страха реальными ситуациями и объектами. Таким образом, можно утверждать, что выделяется определенная возрастная динамика. Это позволяет нам говорить, что по мере взросления детей и возрастания их познавательных возможностей к возникновению страха чаще приводят ситуации, в которых животные, люди или фантастические существа совершают угрожающее действие. Объекты, которые связаны у детей с ситуациями переживания страха, меняются на протяжении дошкольного возраста. Существенные изменения происходят на рубеже 5 лет. Реальные опасности становятся менее «страшными». Дети начинают понимать, насколько эти ситуации вероятны, что стоит за опасностью, какова ее причина и какие способы защиты существуют. В старшем дошкольном возрасте для части детей становятся самыми «страшными» непредсказуемые ситуации и события.
Скажем о том, что источником страхов дошкольников являются в большей мере, как реальные, так и нереальные ситуации, которые они «проживают» при знакомстве с художественной литературой, кинофильмами и др. У детей до 7 лет преобладают так называемые природные страхи, которые основанные на инстинкте самосохранения. В первый год жизни кроху страшит отдаление от матери, появление посторонних людей. В возрасте от года до 3 лет пугает темнота, страшно одному остаться в помещении. От 3 до 5 лет сохраняется страх темноты, появляется боязнь замкнутого пространства. Многие пугаются сказочных персонажей, которые ассоциируются с реальными людьми. В 5–7 лет часто появляется страх смерти.
Следует отметить, что сами родители зачастую являются источником страха у ребенка, не осознавая того. Запугивание ребенка в целях педагогического воспитания может привести к серьезным последствиям в дальнейшем развитии у детей. Ведь дети в дошкольном возрасте настолько чисты и наивны, что верят любым словам взрослым. Поэтому взрослый человек должен контролировать свои слова, а также действия.
Не стоит забывать и о том, что страх у детей может не только мешать, но и спасать, защищать от чего-то серьезного. Бояться – не стыдно. Любите своих детей, и больше с ними общайтесь, рассказываю про окружающий нас мир, тогда ребенок справиться со своими страхами, благодаря любящим и понимающим родителям!