Ирина Лукина
Образовательный терренкур в старшей группе «Новые приключения Маши и Миши»
Новые приключения Маши и Миши
Дети выходят на улицу вместе с воспитателем. В руках у воспитателя конверт. Навстречу им идёт Машенька.
Воспитатель: Здравствуй Машенька!
Машенька: Здравствуйте ребята, вы куда - то собрались?
Дети и воспитатель: Да, на прогулку. А что ты такая взволнованная?
Маша: Миша мой, снова, куда - то пропал, не могу его найти, он же без меня пропадёт!
Воспитатель: Маша, ребята, к нам в детский сад пришло письмо от медведя Миши, давайте посмотрим, что он нам пишет.
Воспитатель открывает конверт и читает:
Публикация «Образовательный терренкур в старшей группе „Новые приключения Маши и Миши“» размещена в разделах
«Здравствуйте ребята, этой осенью у нас с Машей хороший урожай, а вот моя Машенька, всё только прыгает да бегает, а помочь мне в огороде не хочет. Помогите, пожалуйста, собрать урожай. Спасибо вам. До встречи! Ваш друг медведь Миша».
Машенька: Ой, ну да, бывает у меня. Я люблю заниматься спортом, физкультурой. Ну не усидчивая я, чтобы слушать Мишу. Да и на огороде мне скучно. Давайте я вас лучше аэробике научу! (дети вместе с Машей выполняют ритмическую разминку)
Воспитатель: Маша, ты хочешь всему научиться и узнать много интересного?
Машенька: Очень хочу, помогите ребята!
Воспитатель: Поможем ребята?
Дети: Конечно, поможем.
Воспитатель: Ребята, тогда мы с вами отправляемся в путешествие. Посмотрите, Миша оставил свои следы «По – медвежьи мы прошли, к огороду все дошли!» (дети двигаются по следам и подходят к огороду)
станция «Огородная»
Воспитатель: Ребята, а отгадайте-ка загадки:
• Оранжевый нос в землю врос (морковь);
• Сидит бабка на грядках, вся в заплатках (капуста);
• На грядке длинный и зелёный, а в кадке жёлтый и солёный (огурец);
Воспитатель: Молодцы! А что мы делаем с овощами на огороде, когда приходит осень? Ответы детей ( собираем урожай овощей: картошку, морковку, свёклу, капусту, тыкву и складываем их на хранение в погреб)
Воспитатель: Маша, ты всё поняла. Скажи, какие овощи в огороде растут?
Машенька: Картошка, капуста, яблоки, груши.
Воспитатель: Ребята, правильно Маша ответила?
Дети: Яблоки и груши не растут в огороде, а растут они в саду.
Машенька: Ой, ребятки, я немного устала. Давайте поиграем!
Подвижная игра «Огородник»
Машенька: Вот теперь мне очень хорошо, я готова дальше знания получать. Ну и куда там дальше?
Воспитатель - Ребята, вы готовы продолжить наше путешествие, тогда в путь:
Друг за другом дружно встали
И за мной все пошагали
Выше ноги поднимаем
Через пенечки мы шагаем
Ну, а дальше во весь рост
Через речку, через мост.
Дальше вместе мы пошли
И немного подросли
Шли, мы шли и к «Метеостанции» пришли
Фенологичекие наблюдения:
Воспитатель: Осенью день постепенно становится короче, а ночь длинней; уменьшается количество света и тепла; нарастает прохлада и холод; часто бывают низкая облачность и идут дожди. Такие условия влияют на растения и животных, поэтому они меняют свое состояние и образ жизни – готовятся к зиме.
Воспитатель: Следующая станция нашего путешествия «Экспериментальная»
Опыт «Почему лист зеленый?»
- Что нам понадобится для этого эксперимента?
-Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? ( Дети: на ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет, вырабатывается он только на солнце (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
- А теперь давайте рассмотрим желтый листик. Положите его на белую ткань, сделайте с листом то же самое, что и с зеленым. Что вы заметили? (нет зеленого вещества на ткани). Значит, у желтого листа нет хлорофилла и нет влаги. Для того, чтобы лист был зеленым, нужно много хлорофилла, а значит много света.
Вывод: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадет совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым, влаги становится меньше и лист опадает.
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие, и дальше наш путь лежит к пруду. По пути играем в игру.
• Игра «Слушай внимательно»
Ход игры: дети двигаются друг за другом и слушают сигнал. 1 хлопок - прыжки на месте, 2 хлопка - ходьба друг за другом, 3 хлопка - остановка.
Дети с воспитателем и Машенькой подошли к пруду.
Следующая станция «У пруда»
Воспитатель: Машенька, а ты знаешь, кому нужна вода?
Машенька: Конечно, знаю, мне! Я люблю купаться и плескаться!
Воспитатель: Ребята, а ещё кому необходима вода?
Дети: Людям, животным, птицам, рыбам, растениям.
Воспитатель: Правильно ребята. Вода нужна для жизни всему живому на нашей земле. Если не будет воды, всё погибнет.
Машенька: А мой Миша очень любит ловить рыбу, но куда же осенью подевалась рыба, раки, лягушки?
Воспитатель: Осенью большинство рыб: караси, сомы, лещи, карп, плотва, а также лягушки, раки опускаются на дно водоёмов, зарываются в ил и впадают в спячку, а водные растения опускаются на дно водоёма, чтобы не замёрзнуть. С наступлением зимы вода в водоёме превратится в лёд, но лёд образуется только на поверхности водоёма, а на самой глубине вода не замёрзает. Обитателям водоёмов зимой подо льдом находиться очень трудно, им трудно дышать, поэтому в водоёмах люди делают проруби, через которые воздух поступает под лёд.
Машенька: Ой, как интересно! Ребята, давайте уже поиграем
Подвижная игра «Удочка» повторяется 3-4 раза.
Машенька: Как мне с вами весело, а Миша со мной не всегда хочет играть.
Воспитатель: Не переживай, ты ему расскажешь чему научилась, будешь помогать, а он играть с тобой больше будет. Согласна?
Машенька: Конечно, согласна.
Дети идут по «Змейке», нарисованной на асфальте (ходьба, а потом по «Лесенке», шесть линий, нарисованных на асфальте на расстоянии друг от друга в тридцати сантиметрах (прыжки на двух ногах, руки на поясе)
Воспитатель – следующая станция нашего путешествия «Пернатые друзья».
Воспитатель: Маша, а каких ты птиц знаешь? Чем их можно покормить зимой?
Машенька: Я знаю и ворону, и воробья, и голубя, и сороку. А подкармливать я их буду семечками, пшеном, хлебными крошками.
Воспитатель: Ребята, правильно сказала Маша?
Дети: Да.
Воспитатель: Молодец, Машенька. Ты теперь знаешь много про живую природу и про её обитателей.
Машенька: Ребята, я предлагаю поиграть в подвижную игру
«Птицы в гнёздышках»
Ход игры: Выбирается водящий, по сигналу «Солнце светит» птицы разлетелись по всей площадке, по сигналу «Буря», птицы залетают в гнёздышки (беседка)
Воспитатель: Продолжаем нашу прогулку и впереди нас ждёт
«Тропа здоровья»
Ребята вместе с Машенькой двигаются по нарисованным дорожкам и выполняют определенные движения:
1. Ходьба «змейкой»
2. Ходьба приставным боковым шагом;
3. Прыжки на 2 ногах;
4. Перешагивание через линии, высоко поднимая колени.
Воспитатель: Молодцы ребята, а тебе, Маша, понравилась наша тропа?
Маша: Супер! Я себе дома тоже сделаю. Буду с друзьями ходить, здоровьем заниматься.
Воспитатель: А вот мы и дошли до станции «Лесная сказка»
Машенька: Ой, да это же Миша мой пропащий. Миша, Миша, ну наконец – то ты нашёлся. Я за тебя стала волноваться.
Медведь: Здравствуйте ребята. Машенька, да я и не пропадал. Я в лес пошёл, чтобы с волками поговорить, а их не было, они на своей скорой помощи белку спасали. А я здесь по лесу гулял, да на деревья смотрел. Ребята, а вы знаете с какого дерева этот листочек? (дидактическая игра «С какого дерева листок»)
- Ребята, расскажите, Маша всему у вас научилась, старалась или нет?
Дети: Она старалась, и многому научилась.
Медведь: Спасибо вам.
Маша: Ребята, давайте уже вместе с Мишей поиграем в подвижную игру: В сад мы к Мишеньке пойдём,
Вкусных ягод соберём,
Если Мишка вдруг проснётся,
Убегать нам всем придётся.
Миша: Ребята, а знаете ли вы грибы, которые растут в лесу?
Воспитатель: Миша, наши ребята знают много грибов: белый гриб, подберёзовик, подосиновик, сыроежка, опята, лисички (ответы детей, используя муляжи).
Миша: Вот спасибо вам, ребята
Видел дружные команды,
Вам понравилось в лесу?
Всех ребят я угощу! (угощает детей грибочками)
Воспитатель: Вот и подходит к концу наше путешествие. Машенька, тебе понравилось гулять с ребятами?
Машенька: Да, очень понравилось, было интересно и весело для меня.
Воспитатель: А теперь пора возвращаться в детский сад.
Машенька: Ребята, а чтобы нам было веселей идти, споём песню. Дети становятся парами, Маша и Медведь идут первой парой. И поют:
«Солнечные зайчики» (из мультфильма «Маша и медведь»)
Машенька: Ребята, вы такие классные, дружные, спасибо вам за всё.
Медведь: Ну, а нам пора с Машенькой возвращаться домой, друзья заждались. До свидания, до новых встреч!