Ольга Васильева
Образовательный проект «Вспомним всех поименно»
▼ Скачать
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 375 Краснооктябрьского района Волгограда»
---
Образовательный
П Р О Е К Т:
“Вспомним всех поименно”
Волгоград 2021
Содержание:
Паспорт проекта 3
Актуальность проекта 4
Технология проведения проекта 6-9
Результативность 10-12
Паспорт проекта
Авторы проекта : воспитатели Дегтяренко Ольга Николаевна,
Васильева Ольга Викторовна
Тип проекта :
Публикация «Образовательный проект „Вспомним всех поименно“» размещена в разделах
По ведущему методу – комплексный проект;
По содержанию – ребёнок и общество и его культурные ценности;
По характеру участия ребенка в проекте – ребёнок, как субъект со-здания проекта от зарождения идеи до получения результата;
По характеру контактов – внутри одной возрастной группы, в кон-такте с семьёй;
По количеству участников – фронтальный: дети подготовительной группы,педагоги МДОУ и родители;
По длительности – среднесрочный: январь – 2 февраля 2018 г. ;
Место проведения – МДОУ «Детский сад №375, Краснооктябрьского района Волгограда» подготовительная группа “Звёздочки”.
Актуальность
Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно - не мертвым!
Это надо – живым!
Люди!
Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, -
пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Роберт Рождественский
Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обще-ством традиционного российского патриотического сознания.
В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является од-ной из важнейших задач современного общества.
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активиза-ции процесса воспитания патриотизма дошкольника. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - пси-хологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Детство – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.
Мы живем в городе-герое Волгограде. Великая победа под Сталин-градом, одержанная советским народом и его Вооруженными Силами, - одна из наиболее славных страниц героической летописи Великой Отече-ственной войны. В дни 75-летия победы в Сталинградской битве мы вспоми-наем о подвигах советских людей, наших родных и близких. Это дань па-мяти павшим на поле боя, благодарность людям, отдавшим все для Побе-ды. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее», мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига. Поэтому наш проект «Вспомним всех поименно» – позволит нашим воспи-танников узнать о великом подвиге их прадедов и сохранить память о них в изготовленном Знамени.
Проблема:можно ли самим сделать Знамя Памяти?
Цель проекта : узнать историю о великих подвигах прадедов и в совмест-ной деятельности с детьми, педагогами и родителями изготовить Знамя Памяти «Вспомним всех поименно!»
Задачи
Для детей:
- выяснить с родителями кто из членов семьи, участвовал в Великой Отечественной войне, формируя чувство гордости за подвиг своего народа в Ве-ликой Отечественной войне, уважения к ветеранам;
- стимулировать познавательную активность в поиске и сборе информации, способствовать развитию коммуникативных навыков;
- формировать умение использовать в проектной деятельности разные виды техники при изготовлении знамени;
Для педагогов:
- создать условия для развития творческой активности детей при реализации проекта;
- пополнить ППРС в рамках проекта.
Для родителей:
- вовлечь родителей в совместную проектную деятельность в условиях семьи и детского сада.
Продукт проекта :Знамя Памяти «Вспомним всех поименно!»
Ожидаемые результаты:
Для детей:
- изготовлено Знамя Памяти «Вспомним всех поименно!»
-сформирован интерес к истории своей страны в период Великой Отечественной войны через историю своей семьи и подвига своих прадедов-героев участвовавших в Великой Отечественной войне;
- сформированы умения использования в проектной деятельности разных видов техники при изготовлении знамени;
Для педагогов:
- организовано партнерское взаимодействие с воспитанниками и их родителями.
- пополнена предметно-пространственная среда в рамках проекта.
Для родителей:
- активизированы к совместной деятельности с детьми и педагогами, в ходе изготовления Знамени Памяти «Вспомним всех поименно!».
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Проект реализуется по двум направлениям:
Совместная деятельность с детьми;
Взаимодействие с родителями.
Технология реализации проекта предусматривает три этапа: подготовительный, основной
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
Что мы будем делать?
• Определение целей и задач проекта.
• Постановка проблемной ситуации с использованием «модели трех вопросов» с дальнейшей информационной беседой, «мозговым штурмом» по выяснению информации от детей по теме проекта.
• Пополнение предметно-пространственной среды семейными фото-альбомами участников ВОВ, иллюстрациями видов знамен.
• Разработка эскиза знамени «Вспомним всех поименно»
• Подготовка к организации различных видов деятельности совместно с детьми и родителями.
• Встреча с родителями для обсуждения темы и конечного продукта проекта.
Практический выход
• Определение продукта проектазнамени памяти «Вспомним всех поименно»
• Эскиз знамени. Как мы будем делать?
• Совместно со взрослыми членами семьи изготовить индивидуально часть знамени с информацией о семейном герое Великой Отечественной Войны.
• Создать по изготовленному эскизу общее знамя памяти «Вспомним всех поименно».
Виды совместной деятельности
Для педагогов и детей
Коммуникативная:
Беседы: «Символы По-беды», «75-летие Победы в Сталинградской битве», «Боевое знамя – символ воинской части», «Памятники воинской славы города-героя Волгоград».
Игровая:
Организация сюжетно-ролевых игр «Мы военные», «На границе», «Моряки», «Летчики», «Солдаты».
Подвижные игры «Кто быстрее», «Самый меткий», «Самый смелый».
Дидактические игры «Колесо истории», «Чья форма», «Определи род войск».
Познавательно-исследовательская:
НОД «Мы помним, мы гордимся (О ветеранах Великой Отечественной войны)».
Рассматривание иллюстраций, плакатов, бук-летов о боевых знаменах и о Знамени Победы
Восприятие познавательной и художественной литературы:
Чтение художественной литературы Некрасов, В. П. «В окопах Сталинграда» : повесть, рассказы - М. :Худ. лит., 1990.
Чтение стихотворений М. Дудин «Волга», А. Корнеев «Сталинградские осколки», М. Ага-шина «Растет в Волго-граде березка».
Изобразительная
Рисование «Боевое знамя».
Музыкальная (исполняли военные песни с использованием нашего знамени).
Прослушивание музы-кальных произведений Д. Тухманова «День Победы», А. Пахмутова «На Мамаевом кургане тишина», А. Филиппенко «Священная война».
Для детей и родителей
Познавательно-исследовательская:
поиск информации в интернете и изучение домашнего архива (фото, рассказы, письма, домашние Альбомы).
Коммуникативная (обсуждение и анализ полученной информации по теме проекта)
Чтение познавательной литературы: чтение литературы, рекомендуемой воспитателями по теме проекта)
Продуктивная (аппликация и изготовление элементов знамени)
Практический выход
• Создание индивидуальных частей полотна знамени с информацией о семейных героях Великой Отечественной Войны.
• Знамя памяти «Вспомним всех поименно»
Где, как покажем и расскажем?
• Презентация продукта проекта ребятам параллель-ной группы «Радуга» и представление знамени на празднике, посвященном 2 фев-раля.
Практический выход
• Презентация продукта проекта на празднике
• Рефлексивная беседа
• Определение перспективы
I. Подготовительный этап
Накануне 75-летия победы в Сталинградской битве воспитатели рас-сказывали детям о боевых знаменах воинских частей, участвующих в Великой Отечественной войне и о Знамени Победы. Боевое знамя – это символ и воинская реликвия воинской части. Оно олицетворяет ее честь, доблесть и славу. Во время Великой Отечественной войны боевое знамя всегда находилось со своей воинской частью с солдатами на поле боя – в районе боевых действий.
Воодушевленные рассказами о боевых знаменах в свободное время, мальчики группы стали играть и использовать различные предметы в качестве знамен. Девочки сделали им замечание, что эти предметы не знамена. Тогда Захар предложил: «А давайте сами сделаем свое знамя». Мальчишки подхватили эту идею: «А что, если на самом деле мы изго-товим такое знамя, ведь это здорово!». Так и возникла идея изготовить собственное знамя.
Для планирования совместной работы по реализации проекта с по-мощью познавательной беседы нами был использован “метод трех вопросов”
Что мы знаем Что мы хотим узнать Как узнать
1. Мы знаем, что каждая воинская часть имеет боевое знамя. 1. Что означает боевое знамя для солдата?
2. Имена своих членов семьи участвовавших в Великой Отечествен-ной войне.
3. Где и в каких воин-ских частях воевали их родные.
4. Как самим можно создать Знамя группы 1. Спросить у родите-лей о членах семьи участников Великой Отечественной войны.
2. Расспросить бабушек и дедушек.
3. Рассмотреть семей-ные альбомы.
4. Обратиться за по-мощью к родителям по подбору информации из интернета по поиску родственников - ветеранов.
Для выявления отношения родителей к выбранной теме проекта и вовлечения родителей в тему проекта были проведены следующие формы работы:
1. Консультация: «Патриотическое воспитание подрастающего поколе-ния».
2. Анкетирование: «Что Вы понимаете под словом патриотизм?»
3. Беседа: «Считаете ли Вы выбранную тему проекта актуальной».
4. Привлечение к изготовлению частей Знамени Памяти «Вспомним всех поименно!».
После выявления положительного отношения родителей к теме проекта и конечному продукту, воспитатели предложили совместно с деть-ми изготовить дома часть знамени с информацией о семейном герое ВОВ. Родители единодушно решили, что умалчивать такие важные события из истории нашей страны и каждой семьи нельзя. А предложенная воспитателями форма работы через знакомство с героями своих семей, позволит детям глубже понять тему проекта. В результате, родители активно вовлеклись в продуктивную деятельность по изготовлению части знамени.
В итоге, практическим выходом первого этапа стало составление совместного плана по изготовлению Знамени Памяти «Вспомним всех поименно!» и эскиза знамени.
II. Основной этап
Основными направлениями деятельности на данном этапе стали: организация совместной деятельности педагога с детьми, организация сов-местной деятельности детей с родителями, организация практической дея-тельности.
В процессе обсуждения возникла проблема: как и из чего сделать наше знамя? Саша Х. предложила сделать знамя из картона, Егор Ш. предложил из цветной бумаги, а Варя К. сказала: «Давайте сделаем знамя из ткани». Началось обсуждение изготовления знамени из ткани: возник вопрос о выборе цвета. Ира предложила белый цвет, а Егор - красный. Юля, Катя и Ваня поддержали Егора. Возникла необходимость – выяснить, почему знамя именно красного цвета. В результате был организован мозговой штурм по выяснению причин выбора красного цвета. В процессе штурма, было выяснено, что знамя имеет красный цвет, потому что оно символизирует победу. После этого было принято окончательное решение – знамя будет изготовлено из ткани красного цвета.
Затем ребята стали решать, чем украсить знамя?
Дима сказал, что в его семье прадедушка был участником Великой Оте-чественной Войны. Многие ребята подхватили это и начали говорить о своих прадедушках и прабабушках, которые воевали. Витя С. предложил украсить знамя звёздочками, так как наша группа называется «Звёздочки», Ира М. – георгиевскими ленточками, а Даша К. предложила наклеить на знамя фотографию своего прадедушки, который участвовал в Великой Отечественной войне. Дамир И. сказал, что тоже принесет фотографию своего дедушки Гриши. Оказалось, что в группе многие дети знают своих родственников – ветеранов Великой Отечественной войны. А Ваня Д. предложил: «Давайте возьмем домой и с мамой и папой поду-маем, что рассказать о своем герое». Возник вопрос - как же мы возьмем эту ткань, ведь нас много, а полотно едино. Катя У. предложила: «Давайте разрежем нашу красную ткань на полотна и, тогда каждый сможет взять часть общего полотна домой. А потом соединим все эти части полотна ткани в одно знамя».
Мы разрезали полотно на равные части, и каждый ребенок взял его до-мой для подготовки информации.
Так как тема очень тронула души детей, они никак не могли успокоиться и продолжали обсуждать наше будущее знамя. В результате, Вова Ф. спросил: «А как же мы назовем свое знамя? Возникла проблема, и мы организовали общий сбор для её решения. Дети стали предлагать свои варианты названия. Вова Ф. предложил назвать «Военное Знамя», потому что наши прадедушки и прабабушки все воевали. Егор Ш. предложил назвать «Знамя Памяти», так как мы вспоминаем о своих близких, участвующих в Великой Отечественной Войне. Воспитатель предложила назвать Знамя строчками из поэмы Рождественского Р. «Вечная сла-ва героям» - «Вспомним всех поименно» и прочитала детям эту поэму. После прослушанной поэмы дети единогласно решили назвать наше знамя - Знамя Памяти «Вспомним всех поименно!»
Для определения внешнего вида конечного продукта нашего проекта был изготовлен эскиз знамени.
Дети группы, обсудив на групповом сборе изготовление частей знамени, выполняли работу дома с родителями: с удовольствием оформляли свои полотна памяти, приклеивали фотографии своих прадедов, писали и выши-вали нитками их имена, рисовали картинки, делали аппликации, вышивали цветы. А также готовили информационные сообщения о семейных героях ВОВ.
А в группе для поддержания познавательного интереса воспитателями был организован просмотр семейных фотоальбомов с последующими рассказами детей о прадедушках и прабабушках, которые подготовили родители совместно с детьми. А так же для детей был организован просмотр фраг-ментов документальных фильмов о Великой Отечественной Войне, из которых дети узнали о ценности знамени. На групповом сборе было организовано занятие «Мы помним, мы гордимся», из которого дети узнали о вете-ранах Великой Отечественной Войны.
Через специально созданные образовательные ситуации такие, как беседы «Символы Победы», «75-летие победы в Сталинградской битве», «Боевое знамя - символ воинской части», дети получили более широкую информацию о войне, о значимости знамени для воина, о подвигах жителей и за-щитников Сталинграда. После проведенных бесед, дети рассуждали о том, что такое война и как солдаты жили на войне.
Для актуализации детских представлений и впечатлений, воспитатели чита-ли детям литературные произведения: В. П. Некрасов в окопах Сталинграда»
В свободное время дети отражали полученные впечатления в рисунках: «Боевое знамя» и «Знамя Победы». В результате воспитателями в уголке патриотического воспитания была организована выставка детских работ.
Через несколько дней дети стали приносить свои полотна.
После того, как все были готовы, мы приступили к сбору всего знамени.
Результатом общей работы стало большое Знамя Памяти «Вспомним всех поименно». Наши воспитанники гордятся нашей общей работой.
Что у нас получилось
Практический выход второго этапа:
Изготовление Знамени Памяти «Вспомним всех поименно!»
III. Заключительный этап
Результатом реализации проекта стало :
- презентация родителям Знамени Памяти «Вспомним всех поименно!»
Под песню «Журавли» (музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова) дети внесли в группу Знамя Памяти «Вспомним всех поименно». Захар Ч. и Варя К. прочитали отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием (Вечная слава героям)». Дети рассказали родителям, как создавалось Знамя и о сво-их членах семьи – ветеранах Великой Отечественной войны.
Когда дети узнали, что в нашем садике будет проводиться праздник, по-священный 2 февраля, то они предложили надеть солдатские пилотки и участвовать со знаменем в празднике, посвященном 75-летию победы в Сталинградской битве.
В итоге, воспитатели предложили сделать знамя главным атрибутом праздника 2 февраля.
Рефлексия.
На групповом сборе педагоги предложили детям вспомнить с чего начался проект (дети захотели «увековечить память о своих прадедах на Знамени Памяти). Дети отметили, что решение изготовить Знамя Памяти «Вспомним всех поименно» помогло им больше узнать о своих родных и близких, участвовавших в Великой Отечественной войне, с большой любовью офор-мить свое полотно, используя различные виды техники (научились выши-вать нитками, делать аппликации, создавать композицию). Входе беседы педагог подвел ребят к пониманию, что наличие цели (что мы хотим узнать, интереса взрослых и детей, совместный труд позволили получить такой результат. Беседа позволила сделать педагогам вывод о сформированности у детей представлений о членах соей семьи, участвовавших в Ве-ликой Отечественной войне. Родители отметили: детей настолько увлекло оформление своего полотна памяти, что они хотят изготовить такое же полотно для участия в шествии «Бессмертный полк» 9 мая.
Таким образом, по окончании реализации проекта, мы видим, что де-ти проявили огромный интерес к поиску информации о членах их семьи – участниках Великой Отечественной войны, к продуктивной деятельности, конструированию, к работе с иголкой
Перспективы:
Продолжать знакомить детей с историей Великой Отечественной вой-ны, формировать любовь к Родине, воспитывать уважение к ветеранам Ве-ликой Отечественной войны через посещение мемориального комплекса «Мамаев курган», чтение литературы и просмотр тематических фильмов.
Литература:
1. Некрасов, В. П. «В окопах Сталинграда» : повесть, рассказы - М. :Худ. лит., 1990.
2. Р. Рождественский Реквием «Вечная слава героям».
3. М. Дудин «Волга»,
4. А. Корнеев «Сталинградские осколки»
5. М. Агашина «Растет в Волгограде березка».
6. Д. Тухманова «День Победы»
7. А. Пахмутова «На Мамаевом кургане тишина»
8. А. Филиппенко «Священная война».
9. Интернет ресурсы: https://www.coldwar.ru/rvo/052009/boevie-znamena-voinskih-chastei.php - БОЕВЫЕ ЗНАМЕНА ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ В ИС-ТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ