Евгения Кобзева
Образовательный проект: «Структурно-синтаксический аспект в развитии речи дошкольников в условиях образовательной среды ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Наименование проекта «Структурно-синтаксический аспект в развитии речи дошкольников в условиях образовательной среды ДУ».
Основной разработчик проекта Кобзева Е. В., воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад №2 «Родничок»
Публикация «Образовательный проект: „Структурно-синтаксический аспект в развитии речи дошкольников в условиях образовательной среды ДОУ“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
Цель и задачи проекта Цель проекта - исходя из необходимости сохранения чистоты родной речи, изучить особенности освоения дошкольниками синтаксического строя русского языка и попытаться разработать педагогическую программу формирования синтаксической стороны речи у детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи данного образовательного проекта :
1) Проанализировать состояние проблемы формирования синтаксического строя речи у дошкольников.
2) Выявить особенности овладения детьми дошкольного возраста синтаксисом русского языка.
3) Разработать программу формирования синтаксического строя речи у дошкольников с учётом возрастных особенностей в условиях дошкольного учреждения.
4) Изучить литературу по данной проблеме.
5) Создать условия для развития синтаксического аспекта речи детей средствами дидактических игр.
Сроки, этапы реализации проекта, перечень основных мероприятий. 1 этап - выбор темы (август).
Задача этапа: 1) заинтересовать детей; 2)создать яркие положительные эмоции; 3) мотивировать детскую деятельность.
Деятельность педагога:
- проведение анализа уровня развития речи детей и синтаксического аспекта в частности;
- вызвать интерес детей при проведении данной работы.
Деятельность детей:
- дети проявляют интерес к предлагаемой работе.
2 этап - подготовка к проекту (сентябрь)
Задача этапа: анализ литературы, задач по развитию речи детей раннего возраста.
Деятельность педагога:
- подбор материала для занятий;
- подбор литературы;
- изучение задач работы с детьми.
Деятельность детей:
- разбить детей на подгруппы по уровню развития речи.
3 этап - реализация проекта (в течение года)
Задача этапа: оказать помощь в решении индивидуальных задач развития
Деятельность педагога:
- подбор и разработка дидактических игр;
- составление перспективного планирования;
- создание картотеки дидактических игр;
- работа с родителями: консультации («Пересказ и рассказывание», «Всё о развитии детской речи», «Дидактические игры в развитии синтаксической стороны речи ребенка»); анкетирование («Знаете ли вы как развить речь ребенка»); родительское собрание («Развитие речи детей посредством дидактической игры»); рекомендации; привлечение в изготовлении пособий; беседы.
- проведение открытой непосредственно образовательной деятельности по коммуникации (развитие речи);
- создание альбома с синтаксическими ошибками в речи детей, альбома иллюстраций;
- проведение игровых упражнений по развитию речи с разработанными пособиями;
- создание альбома с используемыми опорными схемами, наглядными моделями, символами по позновательно-речевому развитию в НОД.
Деятельность детей:
- активное участие детей в игровых упражнениях по развитию речи;
- игры с разработанными дидактическими пособиями;
- рассматривание иллюстраций, коммуникативная деятельность по иллюстрациям.
- слушание и пересказ.
4 этап - подведение итогов (май).
Задача этапа: обеспечить рефлексию, показать рост каждого ребенка.
Деятельность педагога:
- подготовка к презентации;
- презентация новых дидактических игр;
Исполнители проекта. Педагоги, обучающиеся, родители.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта В результате реализации проекта предполагается достигнуть:
• Планирование и реализация системы организационных мероприятий по использованию разработанных опорными схем, наглядных моделей, символов по позновательно-речевому развитию, а также реализация подобранных и разработанных дидактических игр.
• Разработка плана работы с детьми в подготовительной к школе группе на учебный год;
• Повышение самообразования : новые знания о развитии синтаксического аспекта речи детей.
• Повышение уровня связной речи детей (монологической и диалогической).
• Ориентация на развитие у детей познавательно-речевой активности.
• Ориентация на формирования у детей навыка использовать в речи сложные синтаксические конструкции.
• Вовлечь родителей в образовательный процесс по развитию связной речи ребёнка.
Целевая группа проекта Дети 5-6 лет, посещающие подготовительную группу.
1. Актуальность проекта и анализ исходного состояния проблемы.
В современной логике принято выделять два типа определений: «семантические» («содержательные») и «синтаксические» («формальные», «функциональные»). При семантических определениях, по словам Д. П. Горского, значение выражения устанавливается посредством явного упоминания обозначаемого предмета, при синтаксических определениях «предмет отличается от других предметов не по его свойству или отношениям к другим предметам, а через правила оперирования с ним, через способы и цели его употребления».
Известно, что владение богатством русского литературного языка является показателем интеллекта и общей культуры человека. Дошкольный возраст характеризуется как сензитивный период усвоения речи. Связная речь детей дошкольного возраста бедна, стереотипна, изобилует ошибками. В связи с этим одной из важнейших задач дошкольных учреждений является формирование у детей грамматической стройности речи с включением структурно-синтаксического аспекта наряду с семантическим компонентом. В реальной практике наибольшую трудность вызывает освоение ребенком синтаксического строя русского языка. Для работы по речевому развитию детей в детских садах отсутствует целостная программа формирования синтаксиса детской речи, а также отсутствует необходимая социально- педагогическая база.
Представление о структуре высказывания, способах связи между предложениями и частями текста также могут быть сформированы только в результате целенаправленного речевого воспитания. Необходимость создания программы и проведения специального обучения родному языку продиктованы и тем, что учителя начальной школы постоянно подчеркивают недостатки речи, с которыми дети приходят в школу (неумение выстроить высказывание в логической последовательности, отсутствие культуры общения, а отсюда и низкая речевая культура и т. п.). Конечно, истоки всех речевых ошибок нужно искать в дошкольном детстве. Только специальная речевая работа, целенаправленное речевое воспитание могут привести к высокому уровню владения речью.
2. Новизна материала.
В психолого-педагогической и лингвистической литературе имеются исследования по вопросам освоения дошкольниками синтаксического строя русского языка, в частности, о формировании предложений в детской речи и некоторых особенностях их грамматического оформления (А. Н. Гвоздев, А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская, Ф. А. Сохин, А. Г. Тамбовцева, Д. Б. Эльконин, В. И. Ядэппсо). Результаты данного проекта должны дополнить, развить, внести новые элементы в теоретические положения. Проект конкретизирует практические рекомендации.
3. Цели и задачи проекта.
Цель проекта - исходя из необходимости сохранения чистоты родной речи, изучить особенности освоения дошкольниками синтаксического строя русского языка и попытаться разработать педагогическую программу формирования синтаксической стороны речи у детей в условиях дошкольного учреждения.
Объект проекта - освоение детьми синтаксического строя русского языка на разных этапах взросления.
Предмет образовательного проекта - процесс формирования синтаксического строя речи у дошкольников в условиях детского сада. Гипотеза проекта : в детских садах процесс формирования синтаксического строя речи у дошкольников происходит эффективнее, если:
- создается развивающая речевая среда для каждой возрастной подгруппы детей;
- организуется целенаправленная работа с детьми каждого возраста с опорой на возрастные особенности формирования синтаксического строя речи;
- используются традиционные и авторские педагогические ситуации общения, побуждающие детей к активному, речевому общению со взрослыми и друг с другом.
Задачи данного образовательного проекта :
1) Проанализировать состояние проблемы формирования синтаксического строя речи у дошкольников.
2) Выявить особенности овладения детьми дошкольного возраста синтаксисом русского языка.
3) Разработать программу формирования синтаксического строя речи у дошкольников с учётом возрастных особенностей в условиях дошкольного учреждения.
4) Сформировать у ребенка навык сознательно пользоваться языковыми средствами (словами, словосочетаниями, предложениями) при передаче своих мыслей, чтобы в процессе формирования грамматического строя речи обеспечить сознательный выбор необходимых средств при построении связного монологического высказывания.
5) Изучить литературу по данной проблеме.
У детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого они должны усваивать разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию до конца.
4. Этапы проекта.
В работе над проектом можно выделить четыре этапа: организационно-подготовительный, этап реализации, обобщения и подведения итогов.
1 этап с мая по август 2012 года - подготовительные мероприятия, выбор темы. Мной был проведён анализ уровня развития речи детей и синтаксического аспекта в частности; детей необходимо было заинтересовать, создать яркие положительные эмоции; вызвать интерес.
2 этап - подготовка к проекту (сентябрь) - анализ литературы, задач по развитию речи детей раннего возраста; подбор материала для занятий; подбор литературы; изучение задач работы с детьми. Мной изучались методики и технологии по данной проблеме.
3 этап - реализация проекта (в течение года) - подбор и разработка дидактических игр; составление перспективного планирования; создание картотеки дидактических игр; работа с родителями; проведение открытой непосредственно образовательной деятельности по коммуникации (развитие речи); создание альбома с синтаксическими ошибками в речи детей, альбома иллюстраций; проведение игровых упражнений по развитию речи с разработанными пособиями; создание альбома с используемыми опорными схемами, наглядными моделями, символами по позновательно-речевому развитию в НОД.
4 этап - подведение итогов (май) – обеспечение рефлексии, показать рост каждого ребенка; подготовка к презентации; презентация новых дидактических игр; анализ достигнутых результатов, подведение итогов.
5. Ожидаемые результаты.
Работа над синтаксисом играет особую роль. Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов - простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. В процессе упражнений дети понимают, что особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся социальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным. Обучаются дети и умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.
У детей необходимо сформировать элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого они должны усвоить разные способы сочетания слов в предложении, понимать некоторые смысловые и грамматические связи между словами и уметь интонационно оформить предложение, соблюдая интонацию его конца. Связность речи существенно зависит от владения построением отдельного предложения, от сформированности программирования речевого высказывания самой различной сложности.
В результате реализации проекта предполагалось обобщить и систематизировать имеющийся материал, адаптировать его для применения на практике; повысить уровень самообразования, и как следствие создание авторской программы.
6. Промежуточные результаты.
Проводилась экспериментальная работа: с этой целью был проведен эксперимент в двух подгруппах подготовительной группы. Детям давалось 1-е задание - продолжить рассказ, начатый воспитателем, т. е. продумать композицию (основное событие и завершение рассказа). Затем это же самое задание давалось в других условиях (ребенок выступал как "диктор", по телевизору, а другие дети слушали его сочинение). 2-е задание - придумывание сказки на заданную тему. Ребенок самостоятельно строил композицию и продумывал словесную форму. Это же задание давалось в другой ситуации. Все высказывания детей обеих групп (1-е и 2-е задания) были записаны.
Содержание рассказов 1-го задания в какой-то степени было обусловлено тем, что детям давалось начало сюжета, а они должны были придумать его продолжение и завершение. Поэтому было решено провести еще один эксперимент: придумывание сказки на тему, предложенную в разных ситуациях. Это была сказка "Как заяц по лесу гулял".
Сначала детям предлагалась тема и индивидуально записывались детские ответы. Другое задание выполнялось на занятии в группе. Педагог говорил: «Дети, вы недавно придумывали сказку "Как заяц по лесу гулял". У многих детей получились интересные сказки. Если их переписать в альбом и сделать рисунки, получится книга вашей группы. Вы сами будете решать, какую сказку записывать в альбом. Она должна быть интересной, короткой и законченной».
Детям предлагалось внимательно прослушать товарищей и при оценке сказки обосновать, почему данную сказку можно переписать в альбом. Особое внимание обращалось на содержание (интересно ли придумана сказка, а также отмечались грамматическая правильность (как построены предложения) и структурное оформление высказывания.
При анализе экспериментальных материалов выяснялось, что большинство детей при изменении коммуникативной ситуации стремится внести изменение в свое высказывание. У одних детей это изменение касается содержания рассказа или сказки (10%, у других изменяется форма изложения того же самого содержания (25%, и около 50% детей в новой ситуации изменяют содержание и форму; остальные (15%) оставили содержание и форму рассказа в прежнем виде. Было проведено также сопоставление типов связей между предложениями в условиях разных коммуникативных ситуаций.
Этот эксперимент показал, что большинство детей при изменении коммуникативной ситуации стремятся внести изменение в высказывание. Был сделан вывод о том, что одним из условий развития связности речи является создание различных коммуникативных ситуаций, которые помогают детям сделать содержание высказывания интересным, а структуру текста более стройной. При всей специфичности построения связного сложного высказывания собственно связность существенно зависит от уровня владения построением отдельного предложения.
7. Целевая группа проекта.
Целевой группой данного проекта являются дети 5-6 лет, посещающие подготовительную к школе группу. Особенно интенсивно развитие связной монологической речи ведётся в старшем дошкольном возрасте, на определённом уровне сформированности психических процессов, жизненного и языкового опыта ребёнка. Только комплексное развитие речевых умений и навыков даёт положительный результат. На шестом году ребёнок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно.
В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счёт простых распространённых предложений, но и сложных; возрастает объём высказываний. Отсюда, возникает необходимость развитя связной речи дошкольников, в частности синтаксического аспекта.
8. Объём и содержание работы.
Содержание работы в данной возрастной группе по развитию семантической стороны речи реализую в разных видах деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в дидактических играх, в индивидуальных беседах, краткосрочных проектах и т. д.
Грамматическая правильность речи ребёнка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.
Более подробно объем и содержание работы представлены в разработанном мной перспективном плане.
9. Формы представления результатов.
Результаты работы над данным проектом представлены в форме:
1. перспективного планирования;
2. картотеки дидактических игр;
3. консультаций для родителей;
4. доклада на педагогическом совете.
5. мониторинг формирования синтаксического аспекта речи.
Таким образом, данный инновационный образовательный проект стал неотъемлемой частью моей педагогической деятельности. Он не только повысил профессиональный уровень, но и изменил подходы к воспитанию и обучению детей, раскрыл творческий потенциал.
Список используемых источников.
1. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. - 471с
1. Гвоздев А. Н. Формирование у ребёнка грамматического строя русского языка / Под ред. С. А. Абакумова. М., 1949. Ч. 1.
2. Горский Д. П. Проблема значения (смысла) знаковых выражений как проблема их понимания // Логическая семантика и модальная логика. М., 1973.
3. Звегинцев В. А. Язык и его лингвистическая теория. М., 1973.
4. Козырева Л. М. развитие речи. Дети 5-7 лет – Ярославль: Академия развития, 2002. – 160с.
5. Лепская Н. И. Онтогенез речевой коммуникации: Дис. Докт. Филол. Наук. М., 1989.
6. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969. - 214с.
7. Развитие речи детей дошкольного возраста : Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина- М. : Просвещение, 1979. — 223 с.
8. Рудик О. С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2009. – 176с.
9. Рудик О. С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. М. : ТЦ Сфера, 2009. –192с.
10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 256 с.
11. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 240с.
Из перспективного плана работы по теме «Структурно-синтаксический аспект в развитии речи дошкольников в условиях образовательной среды ДОУ» на декабрь месяц 2012-2013 учебного года.
Тематика занятий Цели Пути достижения цели Предметно-развивающая среда Взаимодействие с родителями
1. Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег» - формировать у детей навык интонационно выразительно передавать любование картиной зимней природы при чтении наизусть стихотворения; навык замечать изобразительно-выразительные средства;
- развивать эстетическое восприятие, воображение, поэтический слух;
- воспитывать поэтический вкус. • Беседа оснеге;
• Рассматривание иллюстраций;
• Чтение стихотворение педагогом; вопросы;
• Повторное выразительное чтение с установкой на запоминание;
• Чтение стихотворение детьми;
• д/и «Подбери синонимы». • Иллюстрации, на которых изображены заснеженный лес, поле. • Прогулки, наблюдения за снегопадом, рассматривание снежинок;
• Чтение худ. литературы о снеге;
• Лепка из снега.
2. Сравнение картин «Зима» И. Шишкина и «Сказка инея» И. Грабаря - вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы;
- развивать эстетические оценки, суждения, умения соотносить образное настроение в искусстве;
- воспитывать чувство прекрасного. • Прослушание музыки и представление зимнего пейзажа;
• Рассматривание картин и их сравнение;
• Вопросы по содержанию;
• Чтение стихотворения С. Есенина «Белая берёза». • Картины художников;
• Аудиозапись. • Посещение музея изобразительных искусств;
• Рассматривание репродукций картин о зиме разных художников.
3. Составление описательного рассказа «Здравствуй зимушка- зима» - расширять знания детей о зиме, упражнять в выделении родственных слов к слову «зима», «снег»; согласовывать прилагательное с существительным в роде; обогащать лексику синонимами; совершенствовать умение составлять описательный рассказ, используя план и схему.
- развивать связную речь;
- воспитывать желание слушать рассказы товарищей, умение оценивать их. • Чтение стихотворений о зиме;
• д/и «Подбери признаки», «Подбери действия;
• составление описательного рассказа о зиме. • Иллюстрация о зиме • Во время прогулки с детьми обратить внимание на объекты живой и неживой природы вокруг, постараться описать их.
4. Рассказывание из личного опыта детей «Как мы играем зимой на участке». - Формировать у детей отбирать для рассказа самое интересное и существенное, находить целесообразную форму передачи его содержания, включать в повествование описания природы; активизировать употребление сложных синтаксических конструкций;
- развивать творческие способности; память, воспитывать доброе отношение друг к другу. • д/и «Подбери родственные слова», «Придумай предложение» (со словом «снег»);
• придумывание рассказа детьми по плану;
• оценка рассказов. • Фото, иллюстрации о зиме. • Рассказы о прогулках в детском саду.
5. Пересказ произведения Л. Воронковой «Ёлка» - совершенствовать умение детей пересказывать литературные произведения, передавая диалоги действующих лиц, учить понимать идею произведения;
- развивать интерес к предстоящему празднику;
- воспитывать уважение к старшим. • Беседа о предстоящем празднике нового года, подарках;
• Чтение произведения;
• Вопросы по содержанию;
• Повторное чтение;
• Пересказ по плану»
• д/и «Найди похожие предложения», «Назови родственные слова». • Фото, открытки, иллюстрации с изображение празднования Нового года. • Посещение новогодних представлений,
• Установка и украшение ёлки.
6. Чтение произведения С. Иванова «Каким бывает снег». - углублять знания детей об особенностях природы в разное время года и в разные периоды зимы, формировать навык внимательно слушать литературное произведение, отвечать на вопросы по содержанию;
- развивать эстетическое восприятие картин природы; • Вступительная беседа о зиме, снеге с рассматриванием иллюстраций;
• Чтение рассказа;
• Вопросы по содержанию;
• д/и «Скажи иначе», «Разложи иллюстрации по порядку (снег в разные периоды зимы)». • Иллюстрации разных периодов зимы. • Прогулки, наблюдение за снегом, снежинками.
7. Составление сравнительного рассказа – описания двух времён года (лето – зима). - активизация и обогащение предметного словаря (зима, стужа, метель, заносы, снежки, лыжи, санки, снежинки);
- обогащение словаря признаков (снежный, морозный, скрипучий, морозный, мягкий; антонимы);
- уточнение словаря наречий (морозно, холодно, темно);
- образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах (Р. П., Т. П., П. П.);
- согласование существительных и числительных в роде, числе (один снеговик, два снеговика, пять снеговиков);
- образование сложных слов (снегоход, снегопад, снегокат, гололёд);
- употребление сложных предлогов (из, из – из, из – под).
- развитие общей моторики (подвижные игры);
-развитие логического мышления, памяти, внимания.