Лилия Мухитдинова
Образовательный проект «Программа здорового питания»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа культуры здорового питания
«Программа культуры здорового питания» (далее Программа) – стратегический документ МАДОУ Детский сад № 113 (далее ДОУ, она способствует упорядоченности и совместной деятельности всех заинтересованных сторон и участников образовательных отношений в организации здорового питания обучающихся.
2. Разработчики Программы
• Заведующий ДОУ
• Старший воспитатель
Публикация «Образовательный проект „Программа здорового питания“» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Продукты питания
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
• Заместитель заведующего по АХЧ
3. Основные исполнители Программы
Основными ответственными за исполнение программы являются : администрация ДОУ, педагогический коллектив ДОУ, работники пищеблока, родители.
4. Содержание проблемы и обоснование её решения
Одним из приоритетных направлений деятельности государства и общества является обеспечение здоровья населения страны. Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях представляет особо социальную значимость. Основное время дети находятся в дошкольном учреждении. Поэтому от того, насколько правильно организовано питание в ДОУ, во многом зависит здоровье и развитие обучающихся. Правильное питание – залог здоровья. В условиях недостаточной грамотности родителей, которые не уделяют необходимого внимания организации питания своих детей,
возрастает роль организации питания, которое помимо возможности обеспечить каждого ребёнка основными пищевыми веществами, в том числе, незаменимыми (такими, как витамины и минеральные вещества, приобретает огромное воспитательное значение, так как позволяет сформировать у ребёнка оптимальное пищевое поведение в соответствии с принципами здорового питания.
На сегодняшний день ситуация с состоянием питания вызывает тревогу по целому ряду причин:
• современный мир с его техническим прогрессом разучил нас двигаться. Человек все меньше тратит свою собственную энергию, снижается двигательная активность, что неизбежно приводит к избыточному весу, ожирению. (наше дошкольное учреждение в настоящее время посещает 1,5% таких детей) ;
• часть детей страдает от неполноценности рациона питания, причем в наиболее острых случаях это приводит к замедлению физического и функционального развития;
• родители, не демонстрируют грамотного, сознательного отношения к режиму питания, имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. И как следствие, дети не усваивают правил рационального питания;
• основные проблемы питания воспитанников связаны с нарушением питания вне стен учреждения : увлечение родителей фаст - фудами, чипсами, газированными напитками и т. д.
Между тем, нарушение принципов рационального питания – верный путь к развитию многочисленных заболеваний желудочно – кишечного тракта, нервно – психической сферы, дыхательной и сердечно – сосудистой систем, опорно – двигательного аппарата, возникновения стрессовых состояний, существенно снижающих эффективность образовательной деятельности и адаптацию к образовательному процессу. Все перечисленные факторы негативно сказываются на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Проблему оздоровления населения в настоящее время, пытаются решить на разных уровнях государственной власти, общественных организаций и образовательных учреждений.
В личностно – ориентированном образовании заложена определенная идеология: приобретение ребенком личного опыта – наиболее ценно для его развитии, ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, решение которой будет осуществляться посредством реализации Программы
ДОУ – формирование ценности здорового образа жизни для современного человека, ответственного отношения к собственному здоровью.
Все это возможно только в результате серьезной совместной работы педагогов, родителей и самих воспитанников.
5. Концепция оптимального питания
Рациональное, здоровое питание воспитанников в организованных коллективах является необходимым условием обеспечения их здоровья. Полноценное питание - существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте.
Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты. В организации питания большое значение имеют режим или ритм питания для каждой возрастной группы, правильное распределение рациона питания по отдельным приемам пищи.
Немаловажное значение отводится кулинарной обработке, оформлению пищи и обстановке, в которой осуществляется ее прием, включая воспитание гигиенических навыков подготовки к приему пищи и правильное поведение во время еды.
Если в питании детей снижается потребление наиболее ценных в биологическом отношении мяса и мясопродуктов, молока и молочных продуктов, рыбы и рыбных продуктов, яиц, растительного масла, фруктов и овощей и при этом существенно увеличивается потребление хлеба и мучных продуктов, а также картофеля, то на первый план выходят следующие нарушения пищевого статуса:
• дефицит животных белков, достигающий 15–20% от рекомендуемых величин, особенно в группах населения с низкими доходами;
• дефицит полиненасыщенных жирных кислот на фоне избыточного поступления животных жиров;
• выраженный дефицит большинства витаминов: С - у 70–100% обследованных, витаминов группы В и фолиевой кислоты - у 60–80%, бета- каротина - у 40-60%. Питание воспитанников должно быть сбалансированным. Для здоровья детей важнейшее значение имеет правильное соотношение питательных веществ. В меню дошкольника обязательно должны входить продукты, содержащие не только белки, жиры и углеводы, но и незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минералы и микроэлементы. Эти компоненты самостоятельно не синтезируются в организме, но необходимы для полноценного развития детского организма.
Соотношение между белками, жирами и углеводами должно быть 1: 1:4.
Питание воспитанников должно быть оптимальным. При составлении меню обязательно учитываются потребности организма, связанных с его ростом и развитием, с изменением условий внешней среды, с повышенной физической или эмоциональной нагрузкой. При оптимальной системе питания соблюдается баланс между поступлением и расходованием основных пищевых веществ. Понятие качественного питания предполагает прежде всего его рациональность, возможность восполнения энергетических затрат подрастающего организма при увеличении умственных и физических нагрузок.
6. Основная цель Программы
Основной целью Программы является – обеспечение здорового питания обучающихся для сохранения и укрепления их здоровья, а также профилактики заболеваний.
7. Основные задачи Программы :
• Обеспечение детей дошкольного возраста питанием, соответствующим возрастным, физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания
• Обеспечение доступности дошкольного питания
• Гарантированное качество и безопасность питания и пищевых продуктов, используемых в питании
• Модернизация материально – технической базы пищеблока
• Предупреждение (профилактика) среди детей инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания
• Повышение кадрового потенциала работников пищеблока и других специалистов, ответственных за организацию питания
• Пропаганда принципов здорового и полноценного питания. Организация образовательно – разъяснительной работы по вопросам здорового питания
• Совершенствование системы финансирования питания воспитанников, оптимизация затрат
8. Направления Программы
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:
• организация рационального питания обучающихся;
• обеспечение высокого качества и безопасности питания;
• обеспечение разнообразия питания обучающихся;
• организация разъяснительной работы по вопросам здорового питания;
• пропаганда принципов здорового и полноценного питания;
• обучение кадрового состава работников пищеблока современным технологиям
9. Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на пять лет: 2019 – 2024 г. г.
10. Ожидаемые результаты реализации Программы :
• наличие сформированного пакета документов по организации питания;
• обеспечение обучающихся питанием, соответствующим возрастным физиологическим потребностям в пищевых веществах и энергии, принципам рационального и сбалансированного питания;
• обеспечение гарантированного качества и безопасности питания и пищевых продуктов, используемых в питании;
• улучшение санитарно-гигиенического и эстетического состояния пищеблока;
• отсутствие среди детей инфекционных и неинфекционных заболеваний, связанных с фактором питания;
• улучшение здоровья воспитанников дошкольного учреждения;
• повысится познавательный уровень развития детей в области правильного питания;
• обеспечение культуры приема пищи обучающимися;
• информация, полученная родителями, поможет пересмотреть семейное меню;
• улучшится представления о связи состояния здоровья с гигиеной питания, формированию представления о необходимости и важности соблюдения режима питания, как одного из условий рационального питания