Людмила Шперова
Образовательный проект по ознакомлению с основами географии в ДОУ «Земля-наш общий дом»
▼ Скачать + Заказать документы
Шперова Л. М.
География – это наука, которая включает в себя обширные знания, помогающие понять устройство окружающего мира. Конечно, более глубокое и подробное знакомство с этим предметом происходит в школе, но и дошкольном возрасте детям полезно представлять себе планету, её океаны и континенты, страны и народы.
Маленькие дети нуждаются в новой информации, их мозг готов впитывать её, как губка, ведь только так происходит его развитие. При изучении географии закладывается важнейшая база для формирования интеллекта, формируется основа для будущего кругозора дошкольника. Ребёнок узнаёт, что наш мир - это не только знакомые ему «дом-двор-садик». Изучая основы географии, он начинает фантазировать и представлять себе другие страны, людей и животных, их населяющих, учится мыслить шире. Детям становится очень интересно, а какое же место занимает в этой вселенной их дом, город, страна? Что происходит в других местах, что за люди там живут и чем они отличаются от нас?
Публикация «Образовательный проект по ознакомлению с основами географии в ДОУ „Земля-наш общий дом“» размещена в разделах
- Планета Земля - наш дом
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Занятия географией формируют стремление познавать окружающий мир, а познание – функция не только интеллекта, но и личности, происходит развитие мыслительных процессов – внимания, памяти, мышления. Дети учатся сравнивать, обобщать, анализировать. Например, вопросы «Почему Антарктида на глобусе и карте белого цвета? Почему там живет так мало животных?» заставляют детей сравнивать континенты, искать причинно – следственные связи
Такие знания, помогают малышам утолить свой познавательный голод, узнать что-то новое и интересное, формируют эрудицию, память и внимание, учат воспринимать и анализировать информацию, научат малыша уважать другие народы и их ценности, прививают интерес к большому миру вокруг нас.
Цель проекта : Развитие интеллектуальных качеств детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с основами географии.
Задачи проекта :
Развивающие:
• Развивать у детей географические представления о земном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) .
• Развивать представления о странах и населяющих их народах разных рас и национальностей; особенностях их жизнедеятельности.
Образовательные :
• Познакомить детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле и разными видами ландшафта.
• Придать творческий исследовательский характер процессу изучения окружающего мира.
Воспитательные:
• Воспитывать уважение к другим народам и их ценностям.
Образовательные области : «Социально-коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие»,«Физическое развитие».
Период: долгосрочный проект (1 год).
Этапы реализации проекта :
1-выбор темы проекта;
2-планирование;
3-реализация проекта;
4-презентация проекта.
Ожидаемые результаты:
• для детей - обогатится социальный опыт дошкольников, расширится их кругозор; повысится интерес детей к основам географии; у детей сформируются представления оземном шаре, океанах, материках через знакомство с глобусом и картой. (части света, страна, природные ископаемые, обозначение пустынь, лесов, гор, рек и т. д.) ;
• для педагогов - качественное освоение педагогами инновационных технологий; повышение профессионального уровня воспитателей;
• для родителей - родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
• для ДОУ - оснащение развивающей среды новым познавательным оборудованием.
Участники проекта : дети старшего возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, семьи воспитанников.
Перспективный план проекта по ознакомлению с основами географии с детьми старшей группы
Сентябрь
Задачи НОД Совместная деятельность в режимных моментах Самостоятельная деятельность
Развивать познавательную деятельность в процессе ознакомления детей с глобусом, картами
Познавательно-речевое занятие «Наш дом - Земля»
«Путешествие по карте России»
«Австралия»
Рисование «Моё любимое место отдыха»
• Беседа о глобусе
• Продуктивная деятельность. «Изготовление глобуса».Папье маше
• Чтение художественной литературы «Лягушка- путешественница», В. Орлова «Голубой шар»
• Д/и «Что изменилось», «Найди на карте».
• С/р игра «Капитаны», «Мы лётчики».
• Экспериментальная деятельность «Путешествие в царство воды»
• Театрализованная деятельность. В гости к детям приходит Буратино с проблемной ситуацией
• Здоровье
• Рассматривание иллюстраций с видами нашей Земли
• Рассматривание глобуса, карт
Октябрь
Знакомство детей с различными природно-климатическими зонами, условиями жизни на Земле Познавательно-речевое занятие.
«Путешествие по природным зонам России», «Антарктида»,
«Степь», «Тундра»
Рисование, аппликация «Пингвины»
Детский дизайн. Оригами «Пингвин»
• Рассматривание эстампов
• Наблюдение на прогулке
• Д/и «Кто где живёт»
• Знакомство с картой климатических зон
• Просмотр слайдов
• С/р игра «Мы капитаны», «Мы лётчики»
• Чтение художественной литературы
• Изготовление макетов природно- климатических зон
«Пустыня», «Джунгли», «Антарктида»
• Трудовая деятельность
• Просмотр мультфильмов
• Чтение сказок Г. Х. Андерсена, К. Чуковский «Доктор Айболит», Г. Снегирёв «про пингвинов»,
• Разучивание песни про пингвинов.
• Разучивание танца пингвинов
• Рассматривание иллюстраций из серии «Животные разных стран
•Создать условия в уголке Изо для самовыражения творчествав рисовании, лепке, аппликации по теме
• Дать Книжки- раскраски с животными разных климатических зон
Ноябрь
Знакомить детей с разными видами ландшафта. Дать понятие: равнина, холм, овраг, гора, лес, океан, реки, моря.
Познавательно-речевое занятие «Путешествие по карте»,
Экспериментальная деятельность «Песок, глина, земля, керамика»
• Рассматривание карты
• Прогулка в лес, к водоёму, в поле
• Просмотр слайдов, мультфильмов
• Чтение книг с описанием пустынь, гор, степи
• Рассмотреть иллюстрации
• Изготовление макета «Горы»
• Экспериментальная деятельность
• Трудовая деятельность
• Театрализованная деятельность
• Д/и «Что лишнее», «Чего не стало»
•Просмотр иллюстраций
• Игры с макетами»Горы», «Лес», «Озеро»
• Создать условия для самовыражения творчества в уголке Изо
• Экспериментальная деятельность
Декабрь
Развивать представления детей о разных природных богатствах Земли
Познавательно-речевое
«Богатства недр Земли» (Минералы, мел, земля, вода, песок, глина).
Интегрированное занятие по сказке П. Бажова «Серебряное копытце» • Рассматривание коллекции минералов
• Чтение П. Бажов «Серебряное копытце
• Театрализованная деятельность
• Просмотр слайдов, мультфильмов»
• Д/и «Что лишнее», «Чего не стало»
• Экспериментальная деятельность
• Рассказ воспитателя о газе и нефти
• Рассматривание карты *Экспериментирование
• Создать условия для самовыражения творчества в уголке Изо
• Создать условия для *Рассматривание иллюстраций
Январь
Знакомить детей с разными странами, народами разных рас и национальностей Познавательно речевое занятие «Мои друзья»,
«Все имеют равные права»», Рисование «Весёлый хоровод»,
Детский дизайн «Поезд дружбы»
• Беседа с детьми по теме
• Рассмотреть иллюстрации с людьми разной национальности и рас
• просмотр слайдов
• Разговор о правах взрослых и детей
• Театрализованная деятельность. В гости приходит Незнайка с проблемной ситуацией
• Драматизация сказки
• Создать условия для просмотра иллюстраций
•Создать условия для просмотра иллюстраций к сказкам
• Создать условия для самовыражения творчества в театральном уголке и уголке Изо
Февраль
Познакомить детей с видами поселений, Познавательно речевое занятие
«Мой город», «Моя страна».
Рисование «Улица на которой я живу»,
Аппликация «В гостях у бабушки в деревне»
Детский дизайн «Наш город в будущем»
• Прогулка по городу,
• Просмотр слайдов, иллюстраций, фотографий
• Чтение произведений по теме
• Изготовление макета «Улица города»
• Театрализованная деятельность с гостем с проблемной ситуацией
• Д/и «Что лишнее», «Чего не стало», «Я знаю 5 названий городов»
• С/и «Экскурсия по городу»
• Рассматривание карты
• Создать условия для самовыражения творчества в уголке Изо
• Создать условия для рассматривания иллюстраций, фотографий
Март
Познакомить детей с географией Пензенской области, и её достопримечательностями Познавательно- речевое занятие
«География Пензенской области»,
Рисование «В зоопарке», «В цирке»,
Аппликация «В гостях у Лермонтова»
Интегрированное занятие «Путешествие по карте Пензенской области»
• Просмотр слайдов, иллюстраций,
• Чтение произведений по теме
• Театрализованная деятельность с гостем с проблемной ситуацией
• Д/и «Я знаю «» названий городов области», «Я знаю 5 названий рек области»
• С/и «Экскурсия по Пензенской области с помощью слайдов»
• Игры с макетом «Улица города»
• Создать условия для самовыражения творчества в уголке Изо
• Создать условия для рассматривания иллюстраций, фотографий
Апрель
Познакомить детей с географией Белинского района и города Белинского и его достопримечательностями
Интегрированное занятие «Путешествие по карте Белинского района»,
Рисование «Мой родной город»,
Детский дизайн «Улицы города Белинского»
Спортивное развлечение «В гости к Лесовичку»
• Просмотр слайдов, иллюстраций, фотографий с природой, ландшафтом, населением, производством
• Чтение произведений современных авторов Белинского района. Н. Снаткин, А. Шуваев, П. Кукушкин
• Театрализованная деятельность с гостем с проблемной ситуацией
• Д/и «Я знаю … названий городов района», «Я знаю рек района»,
• С/и «Экскурсия по Белинскому району»
• Знакомство с творчеством художника- земляка Ф. Ф. Воробьёва
• Развлечение «Край Пензенский» * Создать условия для самовыражения творчества в уголке Изо
• Создать условия для рассматривания иллюстраций, фотографий
• Игры с макетом «Улица города»
Май
Развивать познавательную деятельность в процессе ознакомления детей с основами географии.
Презентация «От Белинского до самых до окраин…»
• Беседа о глобусе, картах
• Продуктивная деятельность
• «Чтение художественной литературы
• Д/и «Что изменилось», «Найди на карте».
• С/р игра «Капитаны», «Мы лётчики».
• Экспериментальная деятельность
• Театрализованная деятельность. В гости к детям приходит Буратино с проблемной ситуацией
• Здоровьесбережение
• Трудовая деятельность
•Просмотр иллюстраций
• Игры с макетами»
• Создать условия для самовыражения творчества в уголке Изо
• Экспериментальная деятельность
•Трудовая деятельность
Взаимодействие с родителями
• Беседы;
• Выставки совместного творчества;
• Совместное чтение художественной литературы;
• Участие родителей в дидактических играх;
• Участие родителей в С/р играх;
• Участие родителей в экспериментальной деятельности;
• Участие родителей в театрализованной деятельности;
• Участие родителей в презентации проекта;
• Участие родителей в выпуске газеты «Юный географ»;
• Участие родителей в пополнении географического уголка;
• Участие родителей в праздниках и развлечениях по проекту"
• Консультации для родителей.
Завершение проекта
Презентация проекта, Развлечение «Земля- наш общий дом».