Елена Елистратова
Образовательный проект «Душа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
1. Вид проекта : творческий.
2. Продолжительность: средней продолжительности (сентябрь, октябрь, ноябрь)
3. Участники проекта : дети старшей группы № 23, воспитатели, родители.
4. Актуальность темы:
«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха».
Темочки:
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
Александр Асмолов, руководитель Федерального института развития образования, председатель рабочей группы разработчиков ФГОС
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования наряду с познавательной, исследовательской деятельностью и творческой активностью ребенка игра объявлена основной формой реализации Программы.
Игра-это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.
Развитие детей происходит в игре и с помощью игрушек. Одной из распространенных игрушек является кукла, которая особое место занимает в воспитании ребенка. Это та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности.
Наблюдая за играми детей, мы обратили внимание, что играя с куклами, они, молча, выполняют определенные действия. Пеленают, одевают, укладывают спать.
А ведь еще с древнейших времен сохранилась традиция ухода за малолетними детьми. Слыша еще в колыбели песни матери, сказки, потешки, поговорки, ребенок естественным образом усваивал народный музыкально- поэтический язык, постигал основы традиционной культуры.
Что же происходит сейчас?
Многие ли мамы могут спеть своему ребенку настоящую колыбельную?
Умывая или расчесывая, рассказать потешку?
Многие ли дети, открывая мир вокруг себя, слышат светлую, мелодичную народную музыку? К сожалению, таких домов все меньше и меньше. Семья оказалась обездоленной духовно. А ведь семья, дом - гнездо человеческое, основа жизни, основа народа и государства. Именно там юная жизнь должна начинать свое насыщение светом культуры - словом, игрой, музыкой. Чувство любви к Родине нужно прививать с раннего детства.
Решить эту проблему поможет наш проект «Душа России»
5. Цель проекта :
Создать условия для развития детей старшей группы, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей развитие ребенка, в соответствии с требованиями ФГОС.
6. Задачи проекта :
Создать систему работы по приобщению детей к истокам народной культуры.
Познакомить детей с народными праздниками, обычаями, традициями, народными промыслами
Формировать у детей интерес к отечественной культуре.
Развивать самостоятельную игровую деятельность детей.
Активизировать речь, расширять словарь детей.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитать у них чувства народной гордости, развития патриотизма, уважения к прошлому народа через фольклор и устное народное творчество.
Воспитать уважительное отношение в общении со взрослыми и сверсниками, терпимость к людям разных национальностей и уважение к культуре других народов;
Воспитать в детях понимание роли семьи и своего места в ней.
7. Предполагаемый результат:
С помощью проекта дети смогут :
во время игры использовать произведения народного фольклора (потешки, приговорки, пословицы и поговорки).
играть в русские народные игры, используя считалки;
осмысленно и активно принимать участие в русских народных праздниках
(петь песни, исполнять частушки, читать стихи).
Узнают историю русского народного костюма, головных уборов.
Научатся различать и называть виды народного декоративно-прикладного искусства.
Узнают новые сказки, былины, станут узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
8. Продукт проектной деятельности :
1. Фольклорный досуг детей с родителями «Золотая ярмарка»
2. Интерактивное развлечение для сверстников «Магазин игрушек»
3. Веселый вечер конкурсов «Лучшая мама на свете»
Схема реализации проекта
РАЗДЕЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИДЫ ДЕТСКО - ВЗРОСЛОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Социально – коммуникативное
развитие
Игры на звукоподражание
Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку»
Цель: Развивать воображение и фантазию.
Игра-конкурс «Лукошко со сказками»
Цель: Развивать память, внимание, навыки командной игры, взаимопомощи.
Речевое развитие
Чтение русских народных сказок.
Чтение сказок народов России.
Д/ игра «Ласковые слова»
Цель: развитие коммуникативных способностей детей; развитие умения образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен.
Познавательное развитие
Презентация «Народная игрушка»
Цель: дать представление о народной игрушке, народных промыслах и играх
Беседа "Из чего делают игрушки"
Закрепить знания детей о разных материалах, из которых делают игрушки: резина, пластмасса, глина, дерево, ткань.
Знакомство детей с тряпичной куклой.
Рассказ о традициях; показ иллюстраций, как изготавливалась кукла. Изготовление кукол из лоскутков.
«Костюмы народов России»
Цель: познакомить детей с историей русского народного костюма и костюмов народов России.
Знакомство с русскими народными инструментами.
Исследование Арины С. «Я – Калмычка»
Художественно – эстетическое
развитие
Прослушивание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Детский альбом»
Д. Шостакович «Танцы кукол»
Русские народные песни
Разучивание русских народных танцев.
Рисование: «Гжельские узоры», «Хохломская роспись»,
«Роспись фартука для дымковской барышни»
Песни «К нам гости пришли», «Семечки».
Танец "Матрешки"
Танец с родителями «Кадриль»
Танец «Золотая Ярмарка»
Физическое развитие Утренняя гимнастика.
Пальчиковая гимнастика.
Подвижные народные игры.
Цель: Воспитывать интерес к русским народным играм
Заключение:
Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю».
Таким образом, ребенок стал не только слушателем, но и активным участником процесса познания.
Проект побудил детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой.
Проект содействовал родителям развитию совместного творчества родителей и детей.
Способствовал развитию у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.
Заинтересовал их жизнью группы, вызвал желание участвовать в ней.
Создал в семье благоприятные условия для развития ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Аникин, В. П. Русское народное творчество / В. П. Аникин – М. : Высш. шк., 2004. – 735 с.
Даль, В. И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В. И. Даль. – М. : Изд-во Эксмо, 2005. - С. 245-246.
Дыбина, О. В. Сказка как средство патриотического воспитания / О. В. Дыбина // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 2. - С. 5.
Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской национальной культуре: Программа. Учебно-методическое пособие. / О. Л. Князева, Н. Д. Маханева. – 2-е изд. перераб. и доп. ; Спб. : Детство-Пресс, 2008.
Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры / М. Ф. Литвинова. – М. : Издательский центр “Академия”, 2002
Мельников, М. Н. Русский детский фольклор. / М. Н Мельников - М. : Просвещение, 1987.
Метлов, Н. Русская народная песня в ДОУ. / Н. Метлов // Дошкольное воспитание. – 2008. - №10 – С. 3-11.
Фролова, А. Прикоснуться к истокам культуры предков / А. Фролова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 5. – С. 127-128.