Папки-передвижки

Образовательная технология обучения дошкольников отгадыванию и составлению загадок

Екатерина Анохина
Образовательная технология обучения дошкольников отгадыванию и составлению загадок

Анохина Екатерина Владимировна

"Образовательная технология обучения дошкольников отгадыванию и составлению загадок"

Сейчас модно применять инновационную образовательную технологию. Но я же обратил свой зор на традиционную.

Актуальность темы: Вам наверняка известно что Загадка – одна форм устного народного творчества, в которой даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, умению самостоятельно делать выводы, описывать. Развивает речь ребёнка. Учит доказывать, логически мыслить и правильно выражать свою мысль.

В общении с детьми я выявила следующие проблемы:

-Не внимательно слушают текст загадок

-Полностью или частично не понимают текст

-При сравнение используют не все признаки имеющеюся в загадке.

-не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки указанные в загадке.

Я поставила цель с помощью применения образовательной технологии отгадывание и составление загадок, я развиваю в детях способность к анализу обобщению доказательству, умение делать выводы, и с помощью речи правильно выражать свои мысли.

Перед собой я поставила следующие задачи

1. Поддерживать интерес детей к отгадыванию и составлению загадок. Стараюсь что бы загадки появлялись в разных образовательных моментах.

2. Создаю условия для развития у каждого ребёнка умение отгадывать и самостоятельно придумывать загадки.

Для этого обогатила развивающею среду не только в книжном и речевом уголке появились книги и дидактические игры с загадками, но и появился домик загадок. это практический материал с огромными развивающимися возможностями.

Домик загадок помогает работать как с группой детей так и индивидуально. Развивает мышление, воображение, наблюдательность, внимание, сенсорную сферу, расширяет запас знаний и представлений об окружающем мире, развивает речь.

Загадка это очень эффективная форма роботы по развитию речи детей. Так как я работаю с детьми, имеющими речевые трудности в силу своего возраста, загадка для меня является одним из инструментов в коррекции и формировании правильной речи ребенка.

Отгадывание любого вида загадок представляет собой довольно сложную мыслительную задачу

1. Действие Отгадывания по признаку

2. Акт объективации в процессе отгадывание.

3. Принятие решения отгадка

Большое внимание я уделяю тренировки второго действия. Оно требует большой подготовки что бы дети выполняли его успешно, необходимы знания о предмете: поэтому предмет мы рассматриваем с различных сторон с применением всех образовательных областей, то есть важно при подготовке детей к отгадыванию и составлению загадки, формировать у них знание об особенностях предмета.

Я учитываю возрастные особенности и психологические механизмы отгадывание загадки, поэтому использую данную технологию,Выполняю с детьми три действия.

Первое действие – Рассматриваем предмет. Во время рассматривания стараюсь ввести слова-метафоры (из текста загадки) - сравнения рас-сматриваемого предмета с другим предметом. А потом загадываю загадку. Малыши, как правило, сразу кричат отгадку. Однако объяснить сразу не могут.

Второе действие. Теперь важно, чтобы текст загадки дети сопоставили с образом предмета, увидели эти признаки в предмете. Обращаю их внимание на текст загадки, который они уже слышали во время рассматри-вания. Малыши начинают ещё раз вслушиваться. Так дети готовятся к тому, чтобы начать отвечать на самый трудный вопрос: «Почему в загадке Облако сравнивают с ватой, а сосулька растёт вниз головой и плачет?» Это самый трудный вопрос - ответив на него, ребёнок откроет механизм не только отгадывания, но и придумывания, сочинения своих загадок. Но это случится уже в средней группе.

Третье действие. Ещё раз читаю загадку и теперь уже ребёнок должен вполне осознанно, произвольно назвать отгадку, так как он может объяснить метафору.

В младшей и средней группе использую загадки описания и загадки метафоры в которых предмет изображается с помощью другого предмета.

Описательные рассказы -это основа для загадок описания. Овладев этими загадками ребёнок начинает получать радость. Это уже для него игра где нужно найти то что скрыто от него нужно до-гадатся.

Для старших я применяю игры с загадками, предлагаю им придумать свою загадку в том числе с помощью метода ТРИЗ.

ЭТАП. Предварительная работа: учу детей сравнивать предметы «На что похоже?»

II ЭТАП. Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам

Первая модель:

1. Составление опорной таблицы вида:

Можно выбрать по признаку, по действию и в сопоставлении с другим явлением

1. Составление опорной таблицы вида:

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»

2. Выбор объекта (вписывается на верхней строчке – для читающих детей, для других – картинка или схематический рисунок). Например:

КОМАР

3. Заполнение левой части таблицы: «Что делает?»

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»

Летает

Пищит

Кусается

4. Заполнение правой части таблицы: «Кто делает то же действие?»

«Что делает?» «Кто делает то же действие?»

Летает

Пищит

Кусается Самолёт

Мышка

собака

5. Все слова соединяем добавляем А НЕ и получается загадка.

Загадка: Что такое?

Летает, а не самолёт?

Пищит, а не мышь?

Кусается, а не собака (Комар)

Применяя данную технологию я решаю выше названые проблемы

-Дети интересуются загадками

-Проявляют интерес к загадыванию и составлению задач

-Научились вслушиваться и понимать текст.

Анализировать обобщать и правильно делать умозаключение.

Таким образом отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации«Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения». Консультация-практикум для педагогов дошкольной организации Лэпбук — это самодельная интерактивная папка. В ней собирается материал по какой-то определенной теме. Основа лэпбука создается, дополняется.

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Дидактическая игра «Волшебная тучка» для обучения чтению и составлению словДидактическая игра «Волшебная тучка» для обучения чтению и составлению слов Чтение – это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. И человек стал человеком исключительно потому,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Образовательная технология обучения дошкольников отгадыванию и составлению загадок
Опубликовано: 5 августа 2024 в 20:54
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Образовательная технология обучения дошкольников отгадыванию и составлению загадок» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Анохина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 августа. День арбуза. Передвижка «Арбуз»

 3 августа свой праздник отмечает арбуз. Этого зелено-полосатого именинника любят взрослые и дети, без него невозможно представить лето.

29 июля. День рождения И. К. Айвазовского. Передвижка «Маринист Иван Константинович...

Айвазовский — самый известный русский маринист. Он изображал море, как никто другой. В своих картинах он смог передать великолепие и непредсказуемость морской стихии.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД