Елена Рубанова
Конспект занятия по образовательной ситуации по развитию речи и аппликации «Жили — были овощи»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная ситуация «Жили – были овощи»
(развитие речи, аппликация)
Материал:
1. Музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года» «Октябрь»
2. Натуральные овощи для игры в «Чудесный мешочек»
3. Литература об овощах : стихи, загадки.
4. Картинки овощей.
5. Дидактическая игра «Собери картинку».
6. Банка из бумаги, цветная бумага, ножницы, клей, клеёнка, салфетка.
Публикация «Конспект занятия по образовательной ситуации по развитию речи и аппликации „Жили — были овощи“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Аппликация
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. ИЗО, творческие занятия
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход совместной деятельности.
Организационный момент.
Тихо звучит музыка П. И. Чайковского из альбома «Времена года» - «Октябрь». Дети
становятся по кругу, в центре, на ковре, лежит зелёный обруч «грядка». В нём
конверты с заданием по количеству детей.
Рефлексивный круг: «Осеннее настроение»
Дети стоят, взявшись за руки:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
- Какой у нас получился замечательный круг (небольшая беседа о настроении).
Наши умные головки будут думать много ловко,
Ушки будут слушать, ротик четко говорить,
Ручки будут хлопать, ножки будут топать,
Спинки выпрямляются, все мы улыбаемся.
-Скажите мне, пожалуйста, а что в природе встречается круглое?
(варианты детей, останавливаюсь на солнце).
-А солнышко какое? Что происходит с землей, когда солнце ее согревает? Солнце все
лето грело землю, поэтому в огороде созрело много …чего? Скоро взрослые и дети
отправятся на дачу или в деревню, для того чтобы собрать….(урожай) и мы с вами
пришли на наш огород.
-Ребята, посмотрите, какая у нас необычная грядка, здесь вместо овощей какие-то
письма.
(Воспитатель берёт один из конвертов. В нем задание. Надо из частей
собрать целое).
Игра «Собери картинку»
(Дети на ковре из частей собирают картинку с овощем и его называют)
-Как можно назвать одним словом, то, что вы собрали?
-Кто догадался, о чем мы с вами сегодня будем говорить?
-Какие овощи вы еще знаете?
-Где растут овощи?
Основная часть.
Дети с ковра пересаживаются на стульчики.
Игра «Собираем урожай»
-А сейчас я буду показывать картинки, изображающие овощи, а вы будете составлять
предложение про то, как собирают этот овощ. (Морковь выдергивают; капусту
срезают; картофель выкапывают, редис выдергивают, огурец срывают, кукурузу
обрывают и т. д.)
-Ребята, а вот и наш волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что в нём. Будем
наощупь, поочередно, узнавать и доставать из волшебного мешочка то, что там
спрятано, и класть на стол.
(Привлечь к игре детей II подгруппы)
Игра «Чудесный мешочек» (Дети по одному угадывают овощ на ощупь, опираясь
на тактильные ощущения, достают его из мешка, кладут на стол. Дети I подгруппы
объясняют, как догадались).
-А теперь немного отдохнем, наши пальчики разомнем.
Пальчиковая гимнастика.
Мы пришли в огород,
Что там только не растет.
Тыква, репка и чеснок,
Лук, капуста, кабачок.
Лук, капуста, кабачок,
Помидор и огурец.
Вот хозяин – молодец!
Составление рассказа об овощах.
(дети рассаживаются полукругом на ковре)
-Сейчас каждый из вас возьмёт понравившийся овощ и расскажет о нём. А поможет
вам в этом карточка-схема (план). Что это? Какого цвета? Какой размер? Какая
форма? Какой вкус? Какой на ощупь? Где растет? Что можно приготовить?
( Примерный рассказ: Это картофель. Растёт на огороде в земле. Его выкапывают. Он
овальный, коричневый или розовый. На ощупь шершавый, твёрдый с ямочками.
Картофель едят люди и кормят им животных. Можем приготовить пюре,
картофельный рулет, оладьи, его кладут в разные супы.)
(Предполагаемые овощи : морковь, лук, свекла, помидор, огурец, горох, кабачок).
(При составлении рассказа дети II группы заканчивают начатое воспитателем
предложение)
- Пришло время отдохнуть и поиграть.
Игра Доскажи словечко.
- Зрел всё лето урожай, что собрали, отгадай:
- Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
- На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков (горох)
- А на этой грядке, разыгрались в прятки, зелёные хитрецы, молодые (огурцы).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
- Кругла да гладка, откусишь –сладко, засела крепко на грядке (репка)
- Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а (лук).
- Верите - не верите, мы родом из Америки, а в сказке мы сеньоры, на
грядке (помидоры).
- Он из тыквенной породы, на боку лежит все дни,
Как зелёный чурбачок, под названьем (кабачок).
-Молодцы, ребята, посмотрите, а наш ослик опять не знает, что ему скушать, он
приглашает вас с ним поиграть и помочь ему собрать урожай, встаем в круг вместе с
осликом и вспоминаем слова игры:
Игра на координацию речи с движением “Ослик”.
(Дети встают в хоровод В кругу обруч зелёного цвета (огород, в обруче муляжи
овощей по количеству детей, игрушка-ослик)
Во саду ли, в огороде
У Ивана ослик бродит, (дети, взявшись за руки, идут по кругу вправо)
Выбирает, выбирает,
Что сначала съесть — не знает. (останавливаются, разводят руки в стороны, поднимают плечи)
Слева — свекла, справа — брюква,
Слева — тыква, справа — клюква, (отводят левую (правую) руки в сторону) :
Снизу — свежая трава, (приседают, вытягивая руки вперёд)
Сверху — сочная ботва. (поднимаются на носки, руки – вверх)
-А теперь поможем Ослику собрать урожай. Я буду загадывать загадку, а вы
отгадывать. (Использование картотеки-загадок про овощи)
Дети отгадывают загадки, отгадавший ребёнок, берёт овощ и кладёт его в
корзинку, проговаривая: “Я сорвал баклажан…Я выкопал картошку…”
-Ребята, какие вы молодцы, столько овощей собрали. Но ведь скоро наступит зима,
как нам сохранить овощи надолго? (предположения детей)
-А как сохраняют помидоры и огурцы ваши мамы и бабушки? (сушат,
замораживают, консервируют)
-Замечательно, вот и мы с вами сегодня сделаем заготовки на зиму. Пройдите на свои
места за столы, расскажите, что вы видите, в какой последовательности вы будете
выполнять работу? (ответы детей)
Аппликация «Заготовки на зиму»
(дети I подгруппы самостоятельно вырезают из красной бумаги круги (помидоры,
из зеленой бумаги овалы (огурцы) и наклеивают их на банку из бумаги. Детям II
подгруппы оказывается индивидуальная помощь в вырезывании и наклеивании
овощей).
Рефлексия.
-Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали и на зиму заготовили! Давайте
вспомним, о чём мы говорили и в какие игры играли. Что было самым интересным,
трудным, веселым? (привлечь к разговору детей II подгруппы)