Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Такие разные мосты»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область : познавательное развитие (конструирование
Возрастная группа: 6-7лет, подготовительная к школе группа
Тема: «Такие разные мосты»
Основные цели: 1)сформировать представление детей о мостах, их назначении, строении; умение анализировать самостоятельно постройки, использовать для постройки детали Lego в соответствии с алгоритмом и детали строительного конструктора; 2)закрепить умение сравнивать детали по свойствам, тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самопроверки по образцу, выполнения действия с комментированием, построение простейших умозаключений; 3)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества; 4) воспитывать умение концентрировать внимание. Дидактические материалы: Демонстрационный: 1)слайд с презентацией «Кроссворд»; 2)видеофрагмент Профессора Почемучкина; 3)видеофрагмент «Привет от Лего-человечков»; 4)модель моста из ткани длиной 2м, шириной 20см. Раздаточный:
Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Такие разные мосты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
1) Детали Lego конструктора. 2) Набор деревянного строительного конструктора. 3) Тетради с чертежами.
4) игрушечные машины на каждого ребенка; Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска, диск с песней «Волшебный мост» сл. А. Хайта, муз. Б. Савельева. Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о мостах, их назначении, строении. В основе разработки лежит системно - деятельностный подход.
Ход образовательной ситуации:
1. Введение в ситуацию. Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать знания об окружающем мире, развивать речь.
– Бывает ли, что вы переходите или проезжаете через мост?
- Как вы думаете, для чего нужны мосты?
– Какие бывают мосты?
- Я вам предлагаю посмотреть один интересный фильм.
– В одном большом Лего- городке жили Лего-человечки. Они были очень веселыми и добрыми и любили ходить в гости. У каждого человечка был свой домик, и домов стало так много, что им не хватало места. И те человечки, кому негде было построить дом, очень огорчались. А рядом с этим городком протекала речка, за которой было много площади для постройки домиков. Перебраться на другую сторону реки они не смогли. Тогда Лего- человечки задумались: как же им перейти на другую сторону реки, чтобы они смогли друг другу ездить в гости, прокатится на машине. К сожалению, они ничего не придумали, и за помощью обратились к нам.
– Чем мы им можем помочь?
– Сможем ли помочь Лего-человечкам?
– Что для этого нужно построить? (построить мост)
– Хотите помочь?
– Сможете?
2. Актуализация
2.1. Игра: «Разные мосты» (начало)
Дидактические задачи:
1) актуализировать знание детей о мостах, об их строении;
2) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества;
– Что сначала нужно сделать, чтобы построить мост? (Нужен чертеж моста) - Я вам предлагаю пройти за стол, и знакомится чертежами, но они у вас у всех разные. - Как называются детали, поставленные вертикально на некотором расстоянии друг от друга? (Опора)
- Из каких деталей конструктора можем построить опоры? (Из лего-конструкторов, из деревянных брусков)
– Как вы думаете, почему нужные одинаковые детали для опоры? (Чтобы опоры были крепкими, не шатались и не сломались)
– Как называется часть под опорой? (Фундамент)
– Для чего он нужен? (Для стойкости конструкции моста)
– Какие детали подойдут? (Крупные)
– Почему крупные детали? (Чтобы был мост крепким и стойким)
– Какие детали по длине подойдут для пролетного строения? (Длинные)
– Почему?
– Я вам предлагаю начать свою работу.
3. Затруднение в ситуации.
3.1. Игра «Разные мосты» (продолжение)
Дидактические задачи:
1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;
2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, воображение, логическое мышление, речь.
- Смогли вы построить мост? (Нет)
– Сумели помочь Лего-человечкам? (Нет)
– Почему не смогли? (Не хватает деталей)
– Что нужно сделать? (Найти плиты перекрытия)
4. «Открытие» нового знания (способа действия)
4.1. Игра: «Разные мосты» (продолжение0
Дидактические задачи:
1) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по учебнику;
- Как мы можем это узнать? (Обратиться к взрослым, заказать в магазин, заказать через интернет, попросить друга)
- Я вам предлагаю послушать советы Профессора Почемучкина.
– Что нам предлагает, Профессор Почемучкин? (Сходить в магазин и купить)
- На какую форму напоминают плиты перекрытия? (На прямоугольную, на квадратную.)
- Я вам предлагаю всем вместе сходить в магазин и приобрести недостающие детали. 5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.
5.1. Игра: «Мост» Дидактические задачи:
1) организовать активный отдых детей;
- Чтобы добраться до магазина нам нужно перейти мост. (Перед детьми из ткани длиной 2м, шириной 20см модель моста. Дети друг за другом переходят.)
5.2. Игра: «Магазин».
1) закрепить представление о строительной детали как о прямоугольной и квадратной форме.)
2) закрепить умение сравнивать детали по свойствам, тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, сформировать опыт самоконтроля.
3) тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь.
Дети заходят в салон магазина «Лего для дошколят».
- Как будете выбирать себе детали? (По чертежу, по цвету, по форме, по размеру.)
- Все ли выбрали нужные детали? (Да)
- Перед тем как выйти из магазина, не забудьте проверить по чертежу?
- Теперь можем достроить мост? (Да)
5.3. Игра: «Расшифровка»,
Дидактические задачи: закрепить навыки чтения.
- Я вам предлагаю отгадать название моста, который проложен через реку. Для этого нужно разгадать небольшой кроссворд. Задание: Прочитай по первым название моста.
5.4. Игра «Пуск».
Дидактические задачи: тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, коммуникативные навыки.
- Как вы думаете, как проверить прочность моста? (Сначала нужно сделать испытательный рейс, можно ли в дальнейшем эксплуатировать мост).
- Можем проверить свои мосты, чтобы не было приключений с Лего-человечками? (Да).
- Тогда я вам предлагаю выбрать любой вид транспорта и испытать свой мост. (Каждый ребенок испытывает свой мост.) Звучит мелодия песни «Волшебный мост».
6. Осмысление.
Дидактические задачи: сформировать опыт осмысления собственной деятельности, фиксации достижения запланированного результата и условий, которые позволили его достичь.
– Что вы сегодня делали? (Строили мост)
– Какие трудности испытали?
– Что вам больше всего понравилось?
- В подарок вам небольшой ролик о том, как Лего-человечки переходят через мост и передают вам «Большой привет!».
Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.).
Для разработки конспекта непосредственно образовательной деятельности мною использована программа и учебно-методическое пособие: Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Мир открытий» (программа, И. А. Лыкова «Конструирование в детском саду» (учебно-методическое пособие).