Елена МБДОУ детский сад Солнышко
Образовательная программа МБДОУ детский сад «Солнышко» на 2012–2013 учебный год. Старший воспитатель Дашкова Е. Л.
▼ Скачать + Заказать документы
Тихеева:" Не может быть демократизации дошкольного образования,если игнарируется родной язык".
СТРУКТУРА ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Обязательная часть.
1. Пояснительная записка
1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении, условия осуществления образовательного процесса
Публикация «Образовательная программа МБДОУ детский сад „Солнышко“ на 2012–2013 учебный год, Старший воспитатель Дашкова Е, Л,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Солнце, солнышко
- Старшая группа
- Темочки
1.2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
1.3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации ООПДО;
1.4. Особенности осуществления образовательного процесса (национально-культурные, демографические, климатические);
1.5. Принципы и подходы к формированию Программы.
2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении :
2.1. Ежедневная организация жизни и деятельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей;
2.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями.
3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей : «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
4. Планируемые результаты освоения детьми ООПДО.
5. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
2. Часть, формируемая участниками образовательного процесса.
Обязательная часть
Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основная общеобразовательная программа МДОУ детский сад
«Солнышко» разработана на переходный период и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Нормативно-правовая база деятельности ДОУ
1. Закон РФ «Об образовании» от 10.07.92 г. № 3266-1 (редакция Федеральных законов от 13.01.96 г. № 12 – ФЗ от 16.11.97 № 144 ФЗ)
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93);
3. «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666;
4. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений» СанПиН 2.4.1.2660-10 (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07. 2010 г. № 91);
5. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655
6. Методические рекомендации «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования» утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 октября 2010 г № 03-248;
7. О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий. Письмо МО РФ от 02.06.98 № 89/ 34-16
8. Устав ДОУ
Общие сведения об учреждении
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» сдан в эксплуатацию в 1972 году.
Детский сад общеразвивающего вида является звеном муниципальной системы образования города Сураж обеспечивает познавательное развитие всех воспитанников с превышением стандарта дошкольного уровня образования и предоставляет весь спектр образовательных услуг дошкольного воспитания. Медико-педагогические условия, развивающая
среда позволяют осуществлять полноценное физическое, личностное и интеллектуальное развитие ребенка, обеспечивают сохранение и укрепление здоровья детей.
№ Группа Программы комплексные Кол-во детей
1. Ранний возраст от 1 -2 лет «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Васильева М. А, Т. С. Комарова 15
2. Первая младшая группа (от 2 – 3 лет
«От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Васильева М. А, Т. С. Комарова 21
3 Вторая младшая группа
(от 3 до 4 лет) «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Васильева М. А, Т. С. Комарова 23
4 Средняя группа
(от 4 до 5 лет) «От рождения до школы» Вераксы, Васильева М. А, Т. С. Комарова 25
(от 5 до 6 лет) «От рождения до школы» Н. ЕВераксы, Васильева М. А, Т. С. Комарова 28
6 Подготовительная группа
(от 6 до 7 лет) «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Васильева М. А, Т. С. Комарова 22
Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 80% основная часть и 20% вариативная часть. Общий объем обязательной части Программы установлен в соответствии с возрастом воспитанников. В дошкольном учреждении действует 6 групп, из них: две группы раннего возраста и 4 группы детей дошкольного возраста.
Данные по количественному и качественному составу педагогических работников ДОУ приведены в таблице
Сведения о квалификации педагогических кадров
Категория работников Общая численность педагогических работников В том числе
пенсионного возраста Из общей численности работников имеют образование Из общей численности работников
законченное высшее незаконченное высшее среднее специальное имеют стаж педагогической работы
всего из них педагоги-ческое До 2 лет от 2
до 5 лет от 5до 10 лет от 10 до 20 лет свыше 20 лет
Педагоги-ческие работники 12 1 5 - 7 7 - 2 2 4 4
Старший воспитатель 1 - 1 - - 1 - - - 1 -
Музыкальный руководитель 1 1 - - 1 - - - - 1
Инструктор по ФИЗО 1 - 1 - - 1 - - 1 -
Заведующий 1 - - - 1 1 - - - - 1
Уровень квалификации педагогов МДОУ «Солнышко»
Категория
Количество человек Процентное соотношение
Без категории
4 33,3%
II квалификационной категории
нет ---
I квалификационной категории
6 50%
Высшей квалификационной категории 2 16,7%
Социальными заказчиками деятельности учреждения являются в первую очередь родители воспитанников. Поэтому коллектив ДОУ пытается создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу, в основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями, взаимопонимание и сотрудничество.
Выяснение потребностей родителей коллектив ДОУ осуществляет на основе результатов изучения контингента родителей, анкетирования родителей воспитанников посещающих ДОУ и жителей микрорайона. Данные сведения позволили нам определить направления деятельности ДОУ по удовлетворению запросов родителей:
• Интеллектуальное развитие детей (направление деятельности ДОУ)
• Подготовка к обучению в школе (Развитие произвольной сферы, обучение грамоте, развитие логического мышления)
• Проведение оздоровительных и профилактических мероприятий.
Социальный паспорт МДОУ «Солнышко»
По социальному составу:
28% - из семей служащих;
32% - из семей рабочих;
22% - из семей предпринимателей;
12% - не работают;
Из них имеют
35- % высшее образование;
61 % - среднее (в т. ч. специальное);
4% - неполное среднее,
20% - неполные семьи;
80% - полные семьи;
Состояние здоровья дошкольников:
5-ЧДБ;
15 – нарушение осанки;
4 – плоскостопие;
2– дети-инвалиды;
2 – заболевание нервной системы.
1.1. Возрастные особенности психического развития детей
от года до двух лет
Основными приобретениями второго года жизни можно считать совершенствование основных движений, особенно ходьбы. Подвижность ребенка порой даже мешает ему сосредоточиться на спокойных видах деятельности. Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему к концу пребывания ребенка во второй группе раннего возраста у него формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного детства.
Происходит быстрое развитие разных сторон речи ее функций. Хотя темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года активный словарь состоит уже из 200-300 слов, по сравнению с предшествующей возрастной группой он возрастает в 20-30 раз.
С одной стороны, возрастает самостоятельность ребенка во всех сферах жизни, с другой – он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно). Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.
Возрастные особенности психического развития детей
от двух до трех лет
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее, продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого, совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету, различать мелодии, петь.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.
Возрастные особенности психического развития детей
от трех до четырех лет
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних и тех же действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами – заместителями.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали. У других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов- индивидуальных единиц восприятия- переходят к сенсорным эталонам- культурно выработанным средствам восприятия.
Развиваются внимание и память. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные отношения. Положение ребенка в группе во многом определяется мнением воспитателя.
Сознательное управление поведением только начинает складываться, во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем, можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя.
Возрастные особенности психического развития детей
от четырех до пяти лет
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические формы, вырезать ножницами, наклеивать изображение на бумагу.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другими. В группах начинают выделяться лидеры.
Возрастные особенности психического развития детей
от пяти до шести лет
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят свое поведение, придерживаясь роли, начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится детализированным и пропорциональным.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.
Возрастная характеристика, контингента детей 6-7 лет, воспитывающихся в образовательном учреждении
Физическое развитие
К 7 годам скелет ребенка становится более крепким, поэтому он может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость, чему способствует усиленный рост ног. Ноги и руки становятся более выносливыми, ловкими, подвижными. В этом возрасте дети уже могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать, выполнять сложные физические упражнения.
У семилетних детей отсутствуют лишние движения. Ребята уже самостоятельно, без специальных указаний взрослого, могут выполнить ряд движений в определенной последовательности, контролируя их, изменяя (произвольная регуляция движений).
Ребенок уже способен достаточно адекватно оценивать результаты своего участия в подвижных и спортивных играх соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом доставляет ребенку радость и поддерживает положительное отношение к себе и своей команде («мы выиграли, мы сильнее»).
Имеет представление о своем физическом облике (высокий, толстый, худой, маленький и т. п.) и здоровье, заботиться о нем. Владеет культурно-гигиеническими навыками и понимает их необходимость.
Социально-личностное развитие
К семи годам у ребенка ярко проявляется уверенность в себе и чувство собственного достоинства, умение отстаивать свою позицию в совместной деятельности. Семилетний ребенок способен к волевой регуляции поведения, преодолению непосредственных желаний, если они противоречат установленным нормам, данному слову, обещанию. Способен проявлять волевые усилия в ситуациях выбора между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен». Проявляет настойчивость, терпение, умение преодолевать трудности. Может сдерживать себя, высказывать просьбы, предложения, несогласие в социально приемлемой форме. Произвольность поведения — один из важнейших показателей психологической готовности к школе.
Самостоятельность ребенка проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, которые возникают в повседневной жизни (самообслуживание, уход за растениями и животными, создание среды для самодеятельной игры, пользование простыми безопасными приборами — включение освещения, телевизора, проигрывателя и т. п.).
В сюжетно-ролевых играх дети 7-го года жизни начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающих характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, болезнь и т. п. Игровые действия становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем (например, ребенок обращается к продавцу не просто как покупатель/, а как покупатель-мама). Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее.
Семилетний ребенок умеет заметить изменения настроения взрослого и сверстника, учесть желания других людей; способен к установлению устойчивых контактов со сверстниками. Ребенок семи лет отличается большим богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Ему свойственно «эмоциональное предвосхищение» — предчувствие собственных переживаний и переживаний других людей, связанных с результатами тех или иных действий и поступков («Если я подарю маме свой рисунок, она очень обрадуется»).
Познавательно-речевое развитие
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми спрашивают, кто это, есть ли у них дети и т. п.
У детей продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они еще в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Внимание становится произвольным, в некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У детей появляется особы интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
К 7 годам дети в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными. Дети точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные. Усложняется конструирование из природного материала.
Художественно-эстетическое развитие
В изобразительной деятельности детей 6-7 лет рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия; девочки обычно рисуют женские образы : принцесс, балерин, и т. д. Часто встречаются бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. п. При правильном подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями. Предметы, которые дети лепят и вырезывают, имеют различную форму, цвет, строение, по-разному расположены в пространстве. Вместе с тем могут к 7-ми годам передать конкретные свойства предмета с натуры. Семилетнего ребенка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, постоянные вопросы к взрослому, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений, развитое воображение. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер: ребенок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Ребенок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению
представлений о себе и своих возможностях.
Значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки. Ребенок определяет к какому жанру принадлежит прослушанное произведение. Чисто и выразительно поет, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя). Дошкольник может самостоятельно придумать и показать танцевальное или ритмическое движение.