Любовь Михайловна Пирогова
Образовательная программа группы кратковременного пребывания «Малышок»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная программа группы кратковременного пребывания «Малышок»
Данное методическое пособие представляет практический материал по адаптации детей от 1,5 до 3 лет к условиям детского сада, обеспечение их ранней социализации и развития.
Авторы- составители:
- Никонец Инна Ивановна заместитель директора по методической работе МДОАУ д/с «Родничок»
- Пирогова Любовь Михайловна старший воспитатель МДОАУ д/с «Родничок»
Публикация «Образовательная программа группы кратковременного пребывания „Малышок“» размещена в разделах
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Пояснительная записка
Детство – годы чудес! Опыт этого периода во многом определяет в будущем взрослую жизнь человека. Раннее детство – период наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития, ранний возраст не имеет себе подобных в последующие периоды жизни ребенка.
Важность развития ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет трудно переоценить. Так, по некоторым наблюдениям психологов, ребенок в возрасте до трёх лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%.
В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:
1. Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации);
2. Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе.
3. Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.
Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации, однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе.
В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребёнка - стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка.
1. У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
2. Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения;
3. У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.
В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребёнка.
Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду.
Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с семьей возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка.
Необходимость создания группы кратковременного пребывания детей раннего возраста на базе нашего ДОУ обусловлена рядом факторов:
- Социальный запрос родителей; по итогам анкетирования 65% родителей заявили о необходимости функционирования данной группы;
- Сравнительный анализ адаптации в течение нескольких лет показал, что лишь 40- 60% детей имеют легкую степень адаптации. Анализ ситуации выявил следующие причины: дети не имеют опыта общения с другими людьми - взрослыми и сверстниками; у детей не сформированы навыки предметно - игровой деятельности; родители не формируют у детей навыки самостоятельности;
- Низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей, в частности о развитии детей раннего возраста.
Программа группы кратковременного пребывания «Малышок» отвечает особенностям психофизиологического развития детей 1,5 -3 лет жизни и желания родителей адаптировать их к новым условиям.
Цель:
Адаптация детей от 1,5 до 3 лет к условиям детского сада, обеспечение ранней социализации и развития.
Задачи:
• Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям раннего возраста;
• Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение;
• Формирование умений общения со сверстниками;
• Обеспечение познавательного, социального, художественно-эстетического, речевого развития детей;
• Расширение охвата дошкольным образованием детей раннего возраста.
Организация работы группы кратковременного пребывания.
Реализация данной программы возможна в рамках дошкольного образовательного учреждения, при наличии оборудованных свободных помещений: музыкальный и физкультурный залы, изостудия и др.
Срок реализации – 1 год
ГКП комплектуется детьми раннего возраста с 1,5 года до 3 лет, не посещающими образовательное учреждение, на основе заявления родителей (законных представителей, договора с родителями, справки от педиатра о возможности ребенка посещать ГКП.
• Наполняемость группы 10 человек. В соответствии с возрастом дети делятся на две группы: с 1,5 до 2 лет, с 2 до 3 лет.
• Программа содержит 72 занятия.
• Продолжительность совместной деятельности 40 минут. В течение данного времени специалистами организуется игровая деятельность по четырём направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Учитывая игровой характер заданий и смену видов деятельности, считаем такую продолжительность допустимой. Практика показывает, что дети сохраняют интерес к деятельности на протяжении всего времени.
• Необходимое условие – присутствие на занятиях одного из родителей, либо лица их замещающего (няня, тетя, бабушка, дедушка и др., который принимает активное участие при выполнении заданий. Благодаря чему в совместной деятельности обеспечивается сочетание индивидуальных и групповых форм работы.
• Открытие ГКП оформляется приказом директора ДОУ.
• Группа работает в первую половину дня с 11.00 до 12.00 часов (без питания, сна и прогулки).
• Образовательные услуги в ГКП предоставляются на платной основе.
Документация группы кратковременного пребывания:
• положение о группе кратковременного пребывания
• приказ об открытии ГКП
• заявления родителей (законных представителей)
• договор с родителями
• трудовой (или гражданско-правовой) договор с педагогами
• перспективный план работы
• табель посещаемости детей
• табель учета рабочего времени педагогов
Кадровое обеспечение:
• В ГКП учебно-воспитательный процесс осуществляют:
• воспитатель
• музыкальный руководитель
• руководитель физического воспитания
• Диагностика и коррекция развития детей проводятся штатными работниками МДОАУ: педагогом-психологом и учителем-логопедом.
• Руководство и контроль работой группы кратковременного пребывания осуществляет старший воспитатель.
Формы работы:
1. Индивидуальная деятельность.
2. Совместная подгрупповая игровая деятельность.
3. Консультативная помощь родителям.
4. Диагностическое обследование.
5. Здоровьесберегающее сопровождение
Ожидаемые результаты:
1. Вхождение ребенка в новую социальную среду, его комфортная адаптация, взаимодействие в детско-взрослом сообществе.
2. Создание модели организации развивающей среды с учетом основных направлений развития ребенка.
3. Обеспечение физического и психического здоровья детей, творческого развития личности каждого ребенка.
4. Повышение уровня педагогической компетенции родителей в вопросах развития и воспитания малышей, установление доверительных отношений с педагогами и специалистами детского сада.
5. Расширение диапазона образовательных и социальных услуг учреждения в соответствии с основными стратегическими федеральными и региональными идеями обновления деятельности образовательных организаций в РФ.
Возможные риски:
Предоставление воспитательно – образовательных услуг не в полном объеме по причине пропусков из-за погодных условий, простудных заболеваний.
1. Организация режима пребывания детей в ДОУ:
Примерная структура совместной игровой деятельности
11.00-11.10
Организованная деятельность.
Встреча детей, включение их в самостоятельную игру с родителями. Индивидуальное консультирование с родителями
(Ответственный- воспитатель)
11.10-11.20
Организованная деятельность.
Приветствие. Сюрпризный или игровой момент. Адаптационные игры (воспитатель)
11.20-11.40
Организованные игры:
- игры, направленные на сенсорное развитие / художественное творчество;
- игры, направленные на физическое развитие / развитие речи;
- игры-развлечения, музыкальные игры. (воспитатель,руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель)
11.40-11.50
Самостоятельные игры детей вместе с родителями.
Обучение родителей руководству свободной деятельностью детей. Групповое или индивидуальное консультирование родителей. (педагог-психолог, медик, узкие специалисты)
11.50-12.00
Ритуал прощания.
Релаксационные игры. Уход домой. (воспитатель)
Примерная нагрузка на детей группы кратковременного пребывания по основным направлениям образовательной деятельности
Совместная деятельность с педагогом (90%)
Физическое направление 30%
Примерный объем нагрузки в день 40 мин.
Примерный объем нагрузки в неделю 80 мин.
Познавательно-речевое направление 30%
Примерный объем нагрузки в день 40 мин.
Примерный объем нагрузки в неделю 80 мин.
Художественно-эстетическое развитие 15%
Примерный объем нагрузки в день 20 мин.
Примерный объем нагрузки в неделю 40 мин.
Социально-личностное развитие 15%
Примерный объем нагрузки в день 20 мин.
Примерный объем нагрузки в неделю 40 мин.
Самостоятельная деятельность (10%)
Разработка комплекса развивающих занятий для детей раннего возраста в группе кратковременного пребывания
Цели и задачи комплекса развивающих занятий:
Цель – способствовать полноценному психофизическому развитию детей раннего возраста.
Задачи:
• Развитие познавательной сферы: процессов внимания, памяти, мышления, восприятия.
• Пополнение активного словарного запаса.
• Развитие чувства ритма, координации движений, общей и мелкой моторики
• Развитие игровых навыков и произвольности поведения, снижение импульсивности и излишней двигательной активности, агрессии, тревоги.
• Формирование коммуникативных навыков у детей и их родителей
• Обучение родителей приемам игрового взаимодействия с детьми
• Подготовка детей к поступлению в ДОУ