Феоктистова Лариса Михайловна
Программа дополнительного образования «Речецветик» для детей 3–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красивская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена и рекомендована Утверждена приказом
к утверждению МО по школе №___
протокол №___ от ___
от ___ Директор
Образовательная
программа дополнительного образования детей
«РЕЧЕЦВЕТИК»
Ступень обучения (класс) : дошкольное образование
Темочки:
Срок реализации программы : 3 года
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 3-6 лет
Составила: воспитатель ГДО
МБОУ «Красивская СОШ»
филиала «Хорошавский»
Феоктистова Л. М.
Пояснительная записка.
Развитие речи – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста.
Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребенка, то
есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование
грамматического строя речи.
Интеллектуальное воспитание ребенка неразрывно связано с его правильно
поставленной речью. Речь ребенка формируется и развивается на примере речи окружающих его близких и родных ему людей. Ребенок, начинающий понимать обращенную к нему речь взрослых, с раннего детства пытается воспроизводить звуки и слова, учится воспринимать окружающий мир. Что влечет за собой развитие речи.
Правильное и четкое произношение ребенку необходимо для того, чтобы его речь была понятной для окружающих, а неправильное произношение может мешать пониманию самим ребенком речи других.
Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов т. д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.
Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.
Программа кружка «Речецветик составлена для детей 3-6 лет.
При составлении программы были использованы методические разработки ряда известных авторов В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко и других авторов, а также собственные разработки по развитию мелкой моторики рук у детей с нетрадиционными предметами.
Цель программы :
– совершенствование и коррекция звуковой стороны речи детей 3-6 лет, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирования грамматического строя речи, посредством игровых технологий.
Задачи программы :
- Развитие у детей речевой активности, фразовой и связной речи, обогащение
словарного запаса, грамматического строя речи.
-Развитие, уточнение основных движений органов речи у детей (язык, челюсти,
губы, посредством артикуляционной речевой гимнастики.
-Развитие у детей фонематического (звукового) слуха, умения управлять своим
голосовым аппаратом (менять громкость, высоту голоса, темп речи, речевого
дыхания).
-Развитие у детей мелкой пальцевой моторики, посредством пальчиковой гимнастики, самомассаж кистей рук с нетрадиционными предметами и т. д.
Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.
Программа кружка «Речецветик» рассчитана на обучение детей в
возрасте от 3 до 6 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения с учё том возрастных категорий:
младшие группы (3-4 года) – 15 мин,
средние группы (4-5 лет) – 20 мин,
старшие группы (5-6 лет) – 30 мин.
Количество занятий в неделю: 2
Количество занятий в месяц: 8.
Количество занятий в год: 68.
Формы проведения занятий и методы:
фронтальные и подгрупповые;
рассматривание разнообразных игрушек;
составление описательные рассказов, сказочные путешествия;
дидактические подвижные игры на звукоподражание;
драматизация сказок и произведений;
заучивание считалок, загадок и стихов;
использование мультимедиа;
песочная терапия, пальчиковый сухой бассейн и т. п.
Методическое обеспечение программы.
Должностная инструкция педагога.
Наглядный материал.
Иллюстрированный материал.
Планирование работы.
Методическая литература.
Условия реализации программы.
Последовательное и систематическое выполнение задач, целей,поставленных
программой.
Необходимые материалы и инструменты для занятий.
Чёткие требования к себе для выполнения поставленных задач.
Активность и заинтересованность детей на занятиях в детском саду и работа с родителями в свободное время дома.
Программа включает в себя следующие темы:
1.«Семья»,
2.«Дом и его части»,
3.«Игрушки»,
4.«Осень»,
5.«Дары осени»,
6.«Овощи, огород»,
7.«Фрукты, сад»,
8.«Деревья и кустарники»,
9.«Части тела и лица»,
10.«Предметы туалета»
11.«Одежда»,
12.«Обувь»,
13.«Домашние животные и их детёныши»,
14.«Дикие животные и их детёныши»,
15.«Зима»,
16.«Новый год»,
17.«Каникулы»,
18.«Зимние забавы»,
19.«Дикие птицы и их птенцы»,
20.«Домашние птицы и их птенцы»,
21.«Город. Дом. Улица. Дорожная безопасность»,
22.«Транспорт»,
23.«Профессии и инструменты»,
24.«Комнатные растения»,
25.«Весна»,
26.«Мамин праздник»,
27.«Посуда»,
28.«Продукты питания»,
29.«Мебель»,
30.«Домашние электроприборы»,
31.«Космос»,
32.«Перелётные и зимующие птицы»,
33.«День победы»,
34.«Насекомые»,
35.«Рыбы»,
36.«Лес, грибы и ягоды».
Учебно-тематический план занятий (68 часов)
Младшая группа (3-4 года).
Сентябрь:
1. Дружная семья.
2. Мой дом.
3. Знакомство со звуком А.
4. Детский мир.
5. Солнце или дождик?
6. Осенняя пора.
7. Прогулка по лесу.
8. Звуки осенней природы.
Октябрь:
1. Дары осени.
2. Что нам осень принесла?
3. Знакомство со звуком У.
4. В огород мы пойдём.
5. Фруктовый сад.
6. Знакомство со звуком И.
7. Деревья и кустарники.
8. Собираем урожай.
Ноябрь:
1. Глазки, носик, ушки.
2. Знакомство с домиком Язычка.
3. Мойдодыр.
4. Знакомство со звуком О.
5. Моя одежда.
6. Знакомство со звуком Ы.
7. Весёлый башмачок.
8. Музыкальный сундучок.
Декабрь:
1. Домашние животные и их детёныши.
2. Знакомство со звуком Э.
3. Дикие животные и их детёныши.
4. Зимушка зима.
5. Новый год у ворот.
6. Знакомство со звуками П-Пь.
7. Звуки вокруг нас.
8. Зимняя царица.
Январь:
1. Весёлые каникулы.
2. Зимние забавы.
3. Знакомство со звуками Б-Бь.
4. Дикие птицы и их птенцы.
5. Домашние птицы и их птенцы.
6. Знакомство со звуками М-Мь.
7. Голоса птиц.
8. Волшебная природа.
Февраль:
1. Мой город.
2. Знакомство со звуками Ф-Фь.
3. Дорожная безопасность.
4. Едем, мчимся и летим.
5. Знакомство со звуками В-Вь.
6. Профессии и инструменты.
7. Кто чем занимается?
8. Радость в горшочке на окне.
Март:
1. Весенние деньки.
2. Знакомство со звуками Х-Хь.
3. Маму очень я люблю, ей подарок подарю.
4. Знакомство со звуками К-Кь.
5. Чайная посуда.
6. Знакомство со звуками Г-Гь.
7. Продуктовый магазин.
8. Музыкальный сундучок.
Апрель:
1. Мебель.
2. Знакомство со звуками Т-Ть.
3. Домашние электроприборы.
4. Знакомство со звуками Д-Дь.
5. Космическое путешествие.
6. Перелётные и зимующие птицы.
7. Птичий двор.
8. Домики для птиц.
Май:
1. День Победы.
2. Знакомство со звуками Н-Нь.
3. Наша армия.
4. Паучки, жучки и мошки.
5. Знакомство со звуками С-Сь.
6. Золотая рыбка.
7. Знакомство со звуками З-Зь.
8. На полянке под кустом.
Учебно – тематический план занятий (68 часов).
Средняя группа (4-5 лет).
Сентябрь:
1. Мама, папа, я.
2. Мой дом.
3. Звук А.
4. Мои любимые игрушки.
5. Осенняя пора.
6. Звуки осеннего леса.
7. Разноцветный ковёр.
Октябрь:
1. Осенний букет.
2. Звук У.
3. Огород.
4. Звук И.
5. Фруктовый сад.
6. В саду ли, в огороде.
7. Поварята.
8. Деревья и кустарники.
Ноябрь:
1. Части тела и лица.
2. Знакомство с артикуляционным аппаратом.
3. Звук О.
4. Мойдодыр.
5. Звук И.
6. Мы на улицу пойдём.
7. Звук Э.
8. Обувь.
Декабрь:
1. Домашние животные и их детёныши.
2. Звуки П-Пь.
3. Дикие животные и их детёныши.
4. Звуки Б-Бь.
5. Голоса животных.
6. Звуки М-Мь.
7. Зимушка зима.
8. Здравствуй дедушка Мороз.
Январь:
1. Каникулы в Простоквашино.
2. Зимние забавы.
3. Звуки Ф-Фь.
4. Дикие птицы и их птенцы.
5. Звуки В-Вь.
6. Домашние птицы и их птенцы.
7. Звуки Х-Хь.
8. Зимний сон.
Февраль:
1. Азбука безопасности.
2. Звуки К-Кь.
3. Звуки Г-Гь.
4. Мы едем, едем, едем.
5. Звуки Т-Ть.
6. Профессии и инструменты.
7. Звуки Д-Дь.
8. Комнатные растения.
Март:
1. Весна идёт, весне дорогу.
2. Звуки Н-Нь.
3. Мамочка любимая.
4. Звуки С-Сь.
5. Большой столовый шкаф.
6. Звуки З-Зь.
7. Продукты питания.
8. Звуки вокруг нас.
Апрель:
1. Мебель.
2. Звук Ц.
3. Домашние электроприборы.
4. Звук Й.
5. Звездочёт.
6. Звук Ш.
7. Птички полетели, крыльями махали.
8. Звук Ж.
Май:
День Победы.
2. Звук Ч.
3. Великан на поляне.
4. Звук Щ.
5. Рыбы наших вод.
6. Звуки Л-Ль.
7. Великан на поляне.
8. Звуки Р-Рь.
Учебно-тематический план (68 часов).
Старшая группа( 5-6 лет).
Сентябрь:
1. Моя семья.
2. Дом в котором я живу.
3. Звук А.
4. Мир детства.
5. Осень золотая.
6. Прогулка по осеннему лесу.
7. Звуковой калейдоскоп.
8. Таинство природы.
Октябрь:
1. Дары осени.
2. Звук У.
3. В огород мы пойдём.
4. Звук И.
5. Фруктовый сад.
6. Урожай мы собирали.
7. Деревья и кустарники.
8. Звуки вокруг нас.
Ноябрь:
1. Части тела и лица.
2. Знакомство с артикуляционным аппаратом.
3. Звук О.
4. Мойдодыр.
5. Звук Ы.
6. Одежда.
7. Звук Э.
8. Обувь.
Декабрь:
1. Домашние животные и их детёныши.
2. Звуки П-Пь.
3. Дикие животные и их детёныши.
4. Звуки Б-Бь.
5. Голоса животных.
6. Звуки М-Мь.
7. Зимняя царица.
8. Новый год всех нас вместе соберет.
Январь:
1. Каникулы в Простоквашино.
2. Зимние забавы.
3. Звуки Ф-Фь.
4. Дикие птицы и их птенцы.
5. Звуки В-Вь.
6. Домашние птицы и их птенцы.
7. Звуки Х-Хь.
8. Звуки гласные поём мы с мячом моим вдвоём.
Февраль:
1. Дорожная азбука.
2. Звуки К-Кь.
3. Звуки Г-Гь.
4. Транспорт.
5. Звуки Т-Ть.
6. Профессии и инструменты.
7. Звуки Д-Дь.
8. Комнатные растения.
Март:
1. Весна идёт, весне дорогу.
2. Звуки Н-Нь.
3. Какая моя мама?
4. Звуки С-Сь.
5. Столовый буфет.
6. Звуки З-Зь.
7. Продуктовый магазин.
8. Звуковой калейдоскоп.
Апрель:
1. Мебель.
2. Звук Ц.
3. Домашние электроприборы.
4. Звук Й.
5. Спутники.
6. Звук Ш.
7. Птичий двор.
8. Звук Ж.
Май:
1. День Победы.
2. Звук Ч.
3. Великан на поляне.
4. Звук Щ.
5. Удивительный подводный мир.
6. Звуки Л-Ль.
7. Великан на поляне.
8. Звуки Р-Рь.
Используемая литература.
1. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб. : «Литера», 2010.– 64 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
2. Дурова, Н. В. Фонематика. – М. : «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2002.
3. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М. : Сфера», 2004 – 126 с.
4. Кныш В. А., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009. – 188 с. : ил. – (В помощь логопеду).
5. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб. : «Литера», 2010. – 96 с. : ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
6. Ткаченко Т. А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
7. Ткаченко Т. А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.