Елена Кузнецова
Образовательная программа дополнительного образования «Маленький пешеход» старший дошкольный возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны совершается десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей. По данным диагностики в начале учебного года 80% воспитанников нашей группы не владеют знаниями безопасного поведения на дорогах.
Публикация «Образовательная программа дополнительного образования „Маленький пешеход“ старший дошкольный возраст» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Программа кружковой деятельности «Маленький пешеход» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Маленький пешеход» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Кружок «Маленький пешеход» проводится со всеми детьми группы один раз в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия составляет 20-25 минут.
Цель программы:
Создание условий для привития старшим дошкольникам навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте
Основные задачи:
• систематизировать знания детей по правилам дорожного движения
• воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения; воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
• развивать мотивацию к безопасному поведению;
• формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;
Данная программа предполагает следующие формы работы с детьми:
беседы, чтение художественной литературы
рассматривание иллюстраций, плакатов
рисование, аппликация, конструирование (на закрепление темы)
дидактические игры
настольные игры
сюжетно-ролевые игры
совместное изготовление макетов, атрибутов и пособий
Занятия проводятся по следующей структуре:
1. Мотивационно-ориентировочный, организационный этап
2. Основной этап
3. Рефлексивно-оценочный этап
Ожидаемые результаты:
Овладение базовыми правилами поведения на дороге
Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге
Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации
Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД
Развитие творческих способностей
Диагностика проводится вначале и в конце курса обучения по следующим вопросам:
1. Для чего нужны правила дорожного движения?
2. Кто такой пешеход, водитель, пассажир?
3. Где нужно переходить дорогу?
4. Зачем нужны знаки дорожного движения?
Перспективный план на учебный год
Сентябрь
1-2 занятие «Для чего нужны правила дорожного движения?»
Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица» Рассматривание картины «Улица города»
Игра «Что будет, если…»
Обобщающая беседа
Цель Сформировать у детей понятие - для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как пешеходам, так и водителям.
Работа с родителями
Задание на дом
Родители называют детям названия улиц, где живут.
3-4 занятие «Опасность на улице и дороге»
Рассматривание плакатов «Безопасность на дороге»
Чтение рассказа Н. Носова «Автомобиль»
Рисование «Будь внимателен на дороге!»
Обобщающая беседа
Цель Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах; закрепить правила поведения на улице.
Работа с родителями
Задание на дом
Родители вместе с ребёнком рисуют маршрут «Безопасный путь из дома до детского сада»
Проговаривают названия улиц, какие здания, сооружения, постройки находятся на их пути.
Октябрь
5-6 занятие «Безопасный путь»
Дети рассказывают по своим маршрутам: как безопасно дойти до детского сада, что встречается на пути (здания, и т. д.) Оформление альбома из детских рисунков «Безопасный путь из дома до детского сада»
Сюжетная игра «Помоги друзьям выбрать безопасный путь до детского сада»
Цель Формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге.
7-8 занятие «Что такое перекрёсток»
Изготовление макета «Мы по улице шагаем» совместно с детьми Обобщающая беседа Цель Знакомить с особенностями движения на перекрёстке;
Макет предназначен для закрепления представления о правилах дорожного движения, безопасного поведения на улице.
Работа с родителямиПопросить родителей принести для макета: фигурки машин, знаки дорожного движения, людей, деревьев, домов.
Ноябрь
9-10 занятие «Что такое транспорт»
Беседа по плакатам «Спецтранспорт»
Д. И «Угадай транспорт»
Аппликация «Транспорт»
С. Р. И «Автобус»
Изготовление Лепбука на тему «Правила Дорожного Движения».
Цель Расширить знания детей о видах транспорта, о спец. транспорте, сравнение по внешнему виду.
Закрепить знания о правилах дорожного движения.
Работа с родителями Родители наблюдают вместе с детьми за проходящим транспортом по улице города. Называют виды транспорта, их назначение. Повторяют правила дорожного движения.
11-12 занятие «Дорожные знаки»
Чтение «Песенка о правилах»
В. Кожевникова
Рассматривание иллюстрации «Дорожные знаки»
Д. И «Угадай, какой знак!»
Обобщающая беседа
ЦельНаучить различать и понимать, что означают некоторые дорожные знаки
Работа с родителямиПо дороге домой родители обращают внимание детей на дорожные знаки и объясняют их назначение.
Декабрь
13-14 занятие «Я пешеход»
Д. И-лото» Учись быть пешеходом»
С. Р. И «Мы пешеходы»
П. И «Воробушки и автомобиль»
Обобщающая беседа
Цель Формировать знания как правильно и безопасно переходить улицу, ходить по тротуар. Закрепить знание дорожных знаков необходимых для пешехода.
Работа с родителями Родители вместе с детьми наблюдают за пешеходами, как они двигаются по тротуару, переходят дорогу, стоят на остановке в ожидании транспорта.
15-16 занятие «Водитель на дороге»
Рассматривание плакатов «Безопасность на дороге»
Д. И «Мы водители»
С. Р. И «Водитель»
Обобщающая беседа
Цель Формировать знания детей о работе водителя, научить понимать дорожную ситуацию глазами водителя.
Работа с родителями Родители шьют костюмы для сюжетно-ролевых игр (ДПС, водитель)
Январь
17-18 Занятие «Культура поведения на транспорте»
Рассматривание иллюстрации
С. Р. И «Транспорт»
Настольная игра Домино «Дорожные знаки»
Обобщающая беседа «Мы пассажиры»
Цель Познакомить детей с правилами этического, нравственного и безопасного поведения в транспорте.
Февраль
19-20 занятие «Светофор»
Игра с макетом «Мы по улице шагаем»
Рисование «Светофор»
П. И «Светофор», «Водители и пешеходы»
Д. И «Светофор» Закрепить знания детей о светофоре;
Цель Формировать понятие о том, что переходить улицу можно только на зелёный сигнал светофора;
Воспитывать внимательного пешехода
Работа с родителями Родители обращают внимание детей, на какой сигнал светофора нужно переходить улицу, как двигаются машины на перекрестке со светофором.
21-22 занятие «Влиятельная палочка»
Разучивание некоторых движении регулировщика
Чтение «Дядя Стёпа - милиционер» С. Михалкова
Обобщающая беседа
Цель Дать начальное представление о работе регулировщика;
Объяснить, в каких условиях нужна его работа, что означают его жесты
Март
23-24 занятие «Осторожно – гололёд!»
Рисование по теме «Гололёд на дороге»
Опыт «Катание ластика по сырой и мокрой дорожке»
Рассматривание иллюстраций
Обобщающая беседа
Цель Формировать знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года
Работа с родителями Родители с детьми наблюдают передвижение пешеходов и транспорта во время гололёда
25-26 занятие «Город»
Конструирование макета из картона и бумаги
Цель Закрепить умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.
Апрель
27-28-29 занятие «Закрепляем правила дорожного движения»
Игры
- «Подумай-отгадай»
- «Весёлый пешеход»
- «Законы улиц и дорог»
Цель Активизировать процессы мышления, внимания, памяти детей;
Воспитывать сообразительность и находчивость;
Воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
30 занятие КВН «Я – пешеход!» Цель Обобщить знания детей о ПДД в форме игровой деятельности;
Развивать наблюдательность, быстроту, реакцию движений, работу в команде
Работа с родителями Родители совместно с детьми принимают участие в КВН.
Май
31 занятие Занятие в Автогородке
«Юные инспектора»
Цель формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах