Эльвира
Образовательная практика «Апробация программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная практика
Апробация программы «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» (под редакцией С. В. Герасименко, И. В. Назаровой)
Реализаторы: Тагирова Эльвира Акифовна, Полынникова Анна Валерьевна
Ключевые слова практики :
Потребности – это то, что необходимо человеку, без чего он не может обойтись.
Жизненно важные потребности – это то, без чего человек не может жить (пища, солнце, воздух, вода, жилье, одежда).
Публикация «Образовательная практика „Апробация программы „Приключения кота Белобока, или экономика для малышей“» размещена в разделах
- Кот, котята. Все о кошках для детей
- Опыт работы, практика
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Возможности – это то, что человек может получить, сделать, добиться.
Материальные потребности – это потребности, которые удовлетворяются через материальный предмет.
Нематериальные потребности: потребности в образовании, в отдыхе, в дружбе, в любви, в заботе и др.
Труд – деятельность человека, которая направлена на удовлетворение потребностей.
Профессия – это основное занятие, дело, которому человек обучен. (Например, врач, учитель).
Специальность – это дело, которым человек конкретно занимается в рамках своей профессии. (Врач-терапевт, врач-хирург, учитель истории, учитель начальных классов и т. д.)
Продукт труда – результат труда.
Товар – продукт труда для обмена или продажи.
Полезность товара – способность товара удовлетворять потребности человека.
Стоимость – затраты, необходимые для создания товара.
Цена – количество денег, которые надо заплатить за товар или услугу.
Покупка – приобретение товара за определенную плату.
Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.
Деньги – особый универсальный товар, который измеряет стоимость других товаров или услуг.
Монеты – деньги, изготовленные из металла.
Банкнота – вид бумажных денег.
Банк – кредитно-финансовое учреждение, осуществляющее операции, связанные с накоплением денежных средств, посредничеством в платежах, кредитованием.
Вклад – деньги, хранящиеся в банках.
Кредит – деньги, предоставленные в долг с уплатой процента.
Валюта – денежная единица страны.
Семейный бюджет – это доходы и расходы денежных средств семьи за определенное время.
Доходы семьи – это деньги и материальные ценности, полученные членами семьи.
Расходы семьи – это деньги, затраченные на удовлетворение потребностей членов семьи: на оплату услуг и на покупку товаров.
Обязательные (основные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых нельзя обойтись.
Необязательные (неосновные) расходы – приобретение товаров и услуг, без которых можно обойтись.
Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, за неделю или день.
Трудовая пенсия – это деньги, которые платят пожилым людям, проработавшим до этого много лет.
Стипендия – это ежемесячная денежная выплата студентам.
Премия – это деньги, получаемые дополнительно к заработной плате за особые успехи в работе.
Целевая аудитория: воспитанники, воспитатели, родители.
В современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. На этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. А поскольку требования современного общества сделали проблему экономического образования актуальной относительно данной возрастной группы, возникает необходимость внедрения экономического образования с дошкольного возраста. Дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.
Нами была апробирована данная образовательная практика и созданы условия для формирования экономической культуры личности дошкольника, которая является фундаментом для формирования финансовой грамотности дошкольников.
Цели практики :
– формирование первичных экономических представлений и компетенций;
– развитие экономического мышления дошкольников;
– воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Ключевые задачи практики :
- познакомить детей с первичными экономическими категориями «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет»;
- формировать коммуникативо-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
- воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;
- способствовать развитию элементарных учебных умений (действовать по образцу) и аналитико-синтетических умений и действий.
Образовательная практика соответствует основным принципам, определенным федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития, учет индивидуальных особенностей детей, сотрудничество с семьей).
Содержание Программы, в соответствии с ФГОС ДО, охватывает следующие образовательные области : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, а так же обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности таких как:
– непосредственно образовательная деятельность;
– игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры;
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
– познавательно-исследовательская деятельность;
– восприятие художественной литературы и фольклора;
– конструирование из разного материала;
– изобразительная деятельность;
– двигательная форма активности ребенка.
Средства реализации практики :
• Беседа
• Ситуативный разговор;
• Дидактические и настольно-печатные игры с экономическим содержанием;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Упражнения в тетрадях экономических заданий;
• Чтение художественной литературы
• Чтение и анализ сказки;
• Рассказ
• Отгадывание загадок;
• Работа с карточками;
• Просмотр мультфильмов/демонстрация фрагментов мультфильмов;
• Изобразительная деятельность, выставка рисунков, изготовление поделок;
• Участие в соревнованиях, викторинах, конкурсах;
• Решение экономических задач;
• Решение арифметических задач.
После прочтения рассказов, финансовых историй и просмотра мультфильмов с ребятами, мы проводили беседы с целью ознакомления и расширения у детей экономических понятий. Например, беседа «Что такое потребности?», «Почему все взрослые работают?», «Где живут деньги?» и т. д.
Ребята с интересом играли в настольно-печатные игры «Шопинг», «Я выбираю», игра-бродилка «Лабиринт»; дидактические игры «Потребности семьи», «Доход-расход», «Семейный бюджет»; подвижные игры «Кот Белобок», «Летает – не летает», «Угадай профессию по движениям»; сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Кафе», «Банк» и другие.
Кроме этого, ребята выполняли упражнения в тетрадях экономических заданий такие как, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?», «Раскрась картинку и объясни», «Придумай и нарисуй».
Неотъемлемой частью образовательного курса является чтение книг с экономическим содержанием : «Вершки и корешки», «Сказка о глупом мышонке», «Муха-Цокотуха», «Приключения Буратино», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лисичка со скалочкой» и др. Мы с ребятами читали сказки, отгадывали загадки, знакомились с пословицами и поговорками. Дети проигрывали знания экономики и экономического поведения в разных сюжетах. Также дети имели возможность самостоятельно читать сказки и рассматривать иллюстрации в свободной деятельности, вне занятий.
В ходе реализации практики, дети придумывали и рисовали «Деньги будущего», совместно с родителями изготавливали лэпбук «Юные экономисты» с различными картинками, играми, заданиями; сделали копилки, банкомат «Сбербашка», кассу и сейф из бросового материала.
Была проведена викторина по финансовой грамотности «Банковский турнир», с целью содействия финансовому просвещению детей дошкольного возраста. Ребята выполняли различные задания (загадки, разрезные картинки, пословицы, работа с купюрами и др.).
С целью развития логического мышления ребятам были предложены экономические и арифметические задачи, например, «Как сохранить и приумножить свои сбережения».
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей, т. к. первые шаги в мир экономики ребенок делает именно в семье. Однако зачастую возникает проблема в том, что на практике родители понимают необходимость и важность экономического воспитания, но чувствуют себя недостаточно компетентными в этом вопросе. Поэтому мы работали с родителями по вопросам экономического воспитания.
Мы проводили беседы, консультации, приобщали родителей к совместному изготовлению атрибутов, поделок, участвовали в различных конкурсах по формированию финансовой грамотности.
В ходе реализации практики по финансовой грамотности формируются первичные экономические представления дошкольников об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет». В результате реализации практики происходит разностороннее развитие детей, данная практика позволяет с большей эффективностью подготовить их к разумному расходованию средств и правильному экономическому поведению.
Прогнозируемые результаты :
• приобретение опыта дошкольниками в определении своих потребностей,
• умение регулировать потребности в соответствии с возможностями,
• умение выбирать предметы, необходимые в различных условиях,
• понимание значимости труда,
• умение выбирать товар в соответствии с ценой и качеством,
• умение разумно расходовать деньги,
• понимание необходимости экономии семейного бюджета.
Способы измерения результатов практики :
1. Входная диагностика перед реализацией практики.
2. Итоговая диагностика после реализации практики.
В результате реализации практики при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и формирование произвольности поведения, способности к логическому мышлению, исследованию, самоконтролю, ответственности за свои поступки, что составляет важнейшую базу для формирования экономической культуры и грамотного финансового поведения в будущем.
Трудности в реализации практики :
1. Родители недостаточно компетентны в вопросе экономического воспитания детей.
2. Необходимость дополнительного времени для достижения результатов для «слабых» детей.
Для заинтересовавшихся нашей образовательной практикой, мы готовы презентовать опыт и провести мастер-класс для коллег, организовать детскую викторину «Банковский турнир».