Олеся Микиева
Конспект интегрированной НОД «Вот так хохлома!»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».
Цель: развить интерес детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественное творчество в декоративном рисовании.
Задачи НОД:
Образовательная область «Художественное творчество» Рисование
Публикация «Конспект интегрированной НОД „Вот так хохлома!“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
Задачи интегрируемых образовательных областей.
Образовательная область «Коммуникация»
- Способствовать развитию грамматического строя речи, совершенствовать навык образования относительных прилагательных: дерево – деревянный, липа – липовый;
- Закреплять умение определять количество слогов в словах;
- Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы.
Образовательная область «Познание»
- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
- Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.
Образовательная область «Социализация»
- Развивать творческое воображение;
- Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Образовательная область «Здоровье»
- Развивать потребность в двигательной активности.
Образовательная область «Музыка»
- Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного музыкального творчества.
Методы и приемы:
Словесный (художественное слово, беседа, объяснение, повторение, пояснение, разъяснение, просьба);
Наглядный (показ иллюстрационного материала, алгоритм выполнения работы);
Практический (продуктивная деятельность детей - декоративное рисование);
Игровой (сюрпризный момент - Путешествие на ярмарку изделий народных мастеров).
Материалы и оборудование:
Оборудование: Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломская и гжельская посуда дымковская игрушка, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи, диск с записью русской народной мелодии «Ярмарка», магнитофон, мольберт, схемы слов, плазменный телевизор с USB выходом, карта памяти с фотографиями образца выполнения последовательности узора.
Дидактический материал: гуашь красного, зелёного, желтого, чёрного цвета; силуэт сахарницы на каждого ребенка – желтого цвета; кисти № 3; банки с водой, бумажные салфетки.
Предшествующая работа воспитателя: разработка конспекта НОД, подготовка демонстрационного и дидактического материала.
Предварительная работа:
Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
Цикл НОД в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).
Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Поможем художнику», «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
Чтение художественной литературы.
Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
Просмотр презентаций: «Золотая Хохлома».
Структура непосредственной образовательной деятельности:
1. Вводная часть.
Игровая ситуация «Путешествие на ярмарку изделий народных мастеров».
Рассматривание изделий из Хохломы, Гжели, Дымки.
2. Основная часть.
Проведение игры, «Какой? Какая?».
Беседа о возникновении хохломских изделий и росписи.
Проведение игры «Определи свое место».
Рассматривание иллюстраций с изображением хохломских изделий.
Проведение пальчиковой гимнастики.
Показ приема росписи хохломским узором.
Самостоятельная работа детей (индивидуальная работа)
3. Заключительная часть.
Анализ детских работ.
Содержание организованной деятельности:
1. Вводная часть.
Воспитатель предлагает детям отправиться на «Ярмарку изделий народных мастеров».
Дети входят в группу под русскую народную мелодию «Ярмарка».
Воспитатель.
Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
Гости дорогие, подходите, поглядите,
Товары выбирайте, а понравится – разбирайте,
Для красы и для души!
Поварёшки, чашки, ложки и диковины – ковши!
Дети рассматривают
Воспитатель.
Ребята посмотрите на этих полочках стоят игрушки. Кто знает, что это за игрушки?
Дети. Дымковские игрушки.
Воспитатель. А на этих полочках посуда, расписанная синими узорами. Как называют такую роспись?
Дети.
Гжель.
Воспитатель. Правильно. Ребята ещё у нас здесь очень много посуды, расписанные жёлтыми, зелёными, чёрными, красными узорами. Как называют эту роспись?
Дети. Хохломская роспись.
Воспитатель. Совершенно верно.
Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
2. Основная часть.
Воспитатель. Ребята сегодня в гости к нам прилетела Жар птица - она приготовила вам сюрприз. Посмотрите он в этой коробочке.
(Достаёт из коробочки мячик с хохломской росписью).
Предлагает детям поиграть в игру «Какой? Какая?»
Ход игры:
Воспитатель бросает мяч ребенку называет ключевое словосочетание, дети подбирают к нему прилагательное: ложка из дерева – деревянная, кувшин из глины – глиняный, ваза из фарфора - фарфоровая, чашка из стекла – стеклянная, шкатулка из керамики – керамическая, хлебница из соломы – соломенная, ложка из серебра – серебряная, солонка из пластмассы - пластмассовая.
После проведения игры детям рассказывается о возникновении хохломских изделий и росписи :
- Очень давно, в Нижегородском Заволжье, зародился обычай украшать деревянную посуду росписью. В этом лесном краю почти все делалось из дерева. Деревни, где точили и окрашивали деревянную посуду, находились вокруг большого торгового села Хохлома, давшего название всему искусству росписи. Именно отсюда разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле. Когда у купца спрашивали: "Откуда такое диво? ", он с гордостью отвечал: "Из Хохломы". Так и повелось: Хохлома да Хохлома. Вот и по сей день, расписную посуду хохломской зовут. Крестьяне приволжских деревень, ютившихся вокруг села Хохлома, издавна занимались ложкарно-посудным делом. Труд был раздельным. Одни селения вырабатывали из дерева сами предметы. Рубили поленья на чурки, что называлось – «бить баклуши». Из баклуш вырезали, вытачивали, выдалбливали ложки, совки, ковши и иную утварь. Готовые предметы сбывали в соседние деревни, где работали только мастера-красильщики, которые превращали белый товар в золотой, расписной. Чтобы изделие стало гладким, его покрывали жидким слоем глины, закрывающей все поры дерева. Для крепости изделие несколько раз покрывали олифой с порошком алюминия (раньше – серебра). И дерево как бы исчезало, изделие напоминало металлическое. Теперь оно готово для росписи. Потом чашу покрывали лаком и ставили в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Определи свое место».
Ход игры:
На доске висят схемы слогов, на мольберте картины с посудой расписанные хохломской росписью дети произносят название посуды, делят слово на слоги, определяют, сколько слогов в слове и размещают картинку на доске под соответствующей схемой. Пример: ва-за (2 слога, та-рел-ка (3 слога) и т. д.
Пальчиковая гимнастика.
- Вот все пальчики мои, их как хочешь, поверни: (раскрытые ладони сжимаем, разжимаем в кулачки, затем кисти рук поворачиваются в разные стороны).
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Воспитатель. Теперь, смело приступать к работе! Но сначала ответьте на ми вопросы. Из чего мастера делают свою посуду? (Из дерева липы и берёзы).
Из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (Ягоды, листья, завитки).
Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (Черный, красный, зеленый, жёлтый).
Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение (звучит
народная мелодия «Ярмарка»).
Проводится индивидуальная работа
3. Заключительная часть.
Воспитатель. Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо! А теперь ребята, берите свои работы размещайте их на доске.
Итог НОД. Работы выставляются на стенд.
Дети становятся в полукруг.
Воспитатель. В каком стиле делали роспись на сахарнице?
Дети. В стиле Хохлома.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось расписывать сахарницу?
Ответы детей.
Желающий ребенок анализирует несколько работ (с помощью детей и воспитателя).