Светлана Маркеева
Образовательная деятельность в старшей группе «Что такое доброта»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 35»
Образовательная деятельность по духовно – нравственному воспитанию
Тема: «Что такое доброта».
Подготовили:
воспитатель высшей кв. кат
Федорцова С. А. ,
Арзамас, 2020 год.
Пояснительная записка.
Публикация «Образовательная деятельность в старшей группе „Что такое доброта“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: обучение детей правильно выражать своё эмоциональное состояние и понимать чувства других людей, формирование умения управлять своими чувствами и эмоциями, развитие активности и инициативы в стремлении дарить положительные эмоции окружающим людям, совершать добрые поступки.
Задачи:
• расширять представление о доброте;
• развивать у детей коммуникативные навыки, память, мышление, эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства;
• расширять и углублять представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям;
• раскрывать значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии;
• формировать ценностное отношение ребёнка к себе и к окружающим;
• учить детей правильно выражать своё эмоциональное состояние и понимать чувства других людей.
Состав группы : 12 девочек, 11 мальчиков.
Актуальность.
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как формирование этого исключительно важного качества (доброты) лежит в основе нравственного воспитания дошкольника. Основой нравственности человека являются те качества, которые определяют его моральный облик, делают внутренне свободным и социально ценным во всех сферах общественной и личной жизни. Фундамент этого процесса должен быть заложен в детстве, в дошкольном возрасте. Широко известно меткое высказывание Л. Н. Толстого: «От пятилетнего ребёнка до меня один шаг. От новорождённого до меня страшное расстояние».
В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важ нейших истин… В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств».
В современном образовательном процессе идёт смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно дошкольный возраст нельзя пропустить для становления представлений о доброте и зле, о нравственных эталонах и нравственных норм поведения и взаимоотношений.
Воспитание доброты - одна из существенных сторон воспитания ребенка. Это связано с пробуждением в ребёнке сострадания, сопереживания в горе, беде и умение радоваться и сопереживать успеху другого как своему собственному. Ребёнок должен приходить к этому не через порицание или боязнь наказания, а через укрепление по мере его взросления чувства собственного достоинства.
Основными условиями воспитания доброжелательных отношений у дошкольников являются:
- создание эмоционально-положительного климата в группе;
- моделирование педагогических ситуаций, которые позволяют детям
проявлять добрые чувства к окружающим.
Традиционные ценности православной культуры немыслимы без понятий доброта, милосердие, сострадание, сочувствие, помощь ближнему.
Если постепенно знакомить детей дошкольного возраста с основами православной культуры, то в будущем это способствует становлению духовно – нравственной позиции личности, основанной на таких качествах, как милосердие, доброта, ответственность, порядочность, чувство долга, личное достоинство, справедливость.
Место ОД в программе дошкольного образования : образовательная деятельность реализуется в рамках образовательной области «Социально- коммуникативное развитие».
Предварительная работа: беседа на тему доброта, рассматривание иллюстраций на тему «Хороший и плохой поступок», чтение: В. Осеева «Волшебное слово», «Синие листья», «Печенье». Ирис Ревю Сказка о доброте «Муравей и мотылёк», В Драгунский «Друг детства».
Организация детской деятельности :
способ организации детей – фронтальный;
мотивация детей на предстоящую деятельность;
появление игрового персонажа;
минутка дружбы «Круг друзей»;
Д/у «Лепестки добрых слов»;
Беседа о доброте;
Д/и «Волшебный стул», «Доскажи словечко»;
Рефлексия.
Оборудование и материалы: книга Г. Остера «Вредные советы», «волшебный» стул, подборка музыкальных произведений, мольберт, солнышко, кукла Добряша, листочки цветка, сердечки, шарики.
Ход ОД.
Воспитатель: Дорогие мои дети, предлагаю сегодня вам отправиться в страну Доброты, где живут только добрые и внимательные жители. Эти жители очень гостеприимные, и они очень любят играть с детьми. Но в свою страну пускают только добрых и воспитанных детей. Напомните мне, пожалуйста, как нужно вести себя в гостях. (Ответы детей.) В гости нужно ходить с добром.
Добрым быть совсем не просто.
Не зависит доброта от роста.
Не зависит доброта от цвета.
Доброта не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит-
Радуются взрослые и дети.
Воспитатель: Молодцы. Итак, отправляемся в гости. (Дети под музыку проходят на ковёр. Появляется сказочный персонаж – Добряша.)
Добряша : Добрый день, дорогие гости, рада вас видеть. Что делают воспитанные люди при встрече? (Здороваются.) Давайте и мы так сделаем: поздороваемся с нашим солнышком, с нашими цветочками. (Разминка. Дети тянутся вверх к солнышку, наклоняются вниз к цветам, которые лежат на ковре.) Ой, что такое? У нас случилась беда. Налетел сильный ветер и оборвал все лепестки с волшебных цветов. Дети, мне очень нужна ваша помощь. Поможете? (Да.)
Добряша : Лепестки, ребята, не простые, а волшебные. Нужно сначала сказать доброе слово, а потом положить лепесток в корзинку. ( Дети собирают лепестки и по очереди говорят вежливые слова: спасибо, пожалуйста, до свидания и другие.)
Добряша : Спасибо! Дети, я хотела бы вам сказать, что каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и весёлым, давайте встанем в круг, возьмёмся за руки, закроем глаза и передадим друг другу те искорки тепла и любви, что живут в наших сердцах. А наш круг назовём «Круг друзей». (Дети встают в круг и в соответствии с текстом имитируют движения.)
Добряша : Ты – мой друг и я – твой друг.
Становись скорее в круг!
Крепко за руки возьмись и друг другу улыбнись!
Хлопни, топни, покружись
И друг с другом обнимись!
Почувствовали, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта? (Ответы детей.)
Добряша : А сейчас я вам предлагаю сесть на стульчики. Сегодня я хотела бы с вами поговорим о доброте. Об этом удивительном и волшебном слове! Ребята, а как вы понимаете, что такое доброта? (Ответы детей.) А любите слушать сказки? (Да.) Сказочные герои всегда бывают только добрые? (Ответы детей.)
Добряша : Сейчас я хотела бы посмотреть, как хорошо вы знаете добрых и злых сказочных героев? (Игра «Какой это сказочный герой». На мольберте висят изображения героев, дети поочерёдно называют героев и говорят, добрый или злой персонаж.)
Добряша : Вы очень хорошо справились с этим заданием. А вам известно, что добро – слово многозначное. Под словом «добро» понимают сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Добром также называют хорошую музыку, задушевные стихи, нежные слова. Но часто слово «добро» обозначает поступки, которые должен делать каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (Ответы детей.)
Добряша : Каждый человек должен уметь говорить добрые слова, всем помогать, жалеть и спасать тех, кто попал в беду. И, конечно же, самое главное – любить. А вы умеете говорить добрые слова? (Да.)
Добряша : Сейчас я это проверю, мы поиграем с вами в игру «Волшебный стул». (Все дети встают в круг. Внутри круга, у края, ставится стул. Дети идут по кругу и поют: «Кто сегодня всех красивей? Кто сегодня всех счастливей? Поскорее появись! На волшебный стул садись». После того, как песенка закончится, тот, кто окажется ближе к стулу, садится на него. А все остальные по очереди говорят ему хорошие и добрые слова.)
Добряша : У меня есть ещё одна интересная игра "Доскажи словечко".
Я начну, а вы кончайте, хором дружно отвечайте.
• Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
• Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)
• Когда вас ругают за шалости, вы говорите (простите, пожалуйста)
• Если друг попал в беду (помоги ему)
• Решай споры словами, (а не кулаками)
• Где бы ни были, на прощание мы говорим (до свидание)
• Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь (здравствуйте)
Добряша : И правда, вы умеете быть добрыми. А, как вы думаете, быть добрым это легко? (Ответы детей.)
Добряша : Да, вы правы, быть добрым очень нелегко, иногда и поделиться с другом игрушкой не хочется, иногда обидят – и прощать не хочется. Но я открою вам одну маленькую тайну, если научиться быть добрым, то у вас всегда будет много-много друзей. Вы со мной согласны? (Да.)
Добряша : А сейчас я хотела бы посмотреть, какие вы друзья. Я вам буду задавать вопросы, если сказано правильно, хлопайте в ладоши и говорите «да-да-да», если неправильно – топайте ножками и говорите «нет-нет-нет». Будем крепко мы дружить? Нашей дружбой дорожить? Мы научимся играть? Другу будем помогать? Друга нужно разозлить? А улыбку подарить? Друга стоит обижать? Чай с друзьями будем пить? Будем крепко мы дружить?
Добряша : Теперь я вижу, какие вы хорошие друзья!
Добряша : Молодцы, здорово справились с заданиями. Я вижу, какие вы добрые и отзывчивые дети. Оставайтесь такими всегда. (Сюрпризный момент – каждый ребёнок получает от Добряши воздушный шарик с улыбающимся смайликом.)