Светлана
Планирование ОД в рамках кружковой работы «Разговор о здоровье и правильном питании» в подготовительной группе
▼ Скачать
Содержание
1. Пояснительная записка 3 2. Актуальность программы 3 3. Цель, задачи программы 3 4. Пути реализации программы 4 5. Принципы реализации 4 6. Педагогические средства 4 7. Структура программы 4 8. Взаимодействие с родителями 5 9. Планируемые результаты освоения программы 5 10. Виды контроля усвоения программы, учебный план 6-7
11. Учебно-тематическое планирование 8-11 12. Уровни освоения программы. 12 13. Диагностическая карта 13-14 14. Табель посещаемости кружка 15 15. Список используемой литературы 16 16. Результативность работы кружка (в конце учебного года). 17
Публикация «Планирование ОД в рамках кружковой работы „Разговор о здоровье и правильном питании“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Планы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Планирование. Планы работ
- Подготовительная группа
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Правильное питание. Конспекты занятий
- Продукты питания
- Темочки
1. Пояснительная записка
Рабочая Программа составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования по инициативе компании «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких.
Кружок проводится 1 раз в неделю, 16-00 (в зависимости от смены педагога, продолжительностью 25 минут, во второй половине дня. В начале и конце учебного года с детьми, посещающими кружок, проводится диагностика, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года, делается вывод об усвоении программного материала. Особенность кружковой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных занятий для детей в игровой форме, тем самым помогает качественному усвоению программных задач детьми. Программа составлена с учетом возраста детей.
2. Актуальность Программы
Тема питания детей всегда была актуальной: известно, что фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, здоровые интересы и привычки, ценностное отношение к здоровью целесообразно начать развивать именно в этот период. В этом же возрасте закладываются и основы здорового образа жизни. В их формировании важнейшую роль играет семья. Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью. В связи с этим была разработана программа «Разговор о здоровье и правильном питании», целью которого стало формирование у воспитанников и их родителей ответственного отношения к организации правильного здорового питания детей.
3. Цель Программы
Создание благоприятных условий для формирования у воспитанников культуры питания как составляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению их здоровья. Формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье и о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Задачи Программы
• расширять знания детей о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирование готовности соблюдать эти правила;
• формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
• воспитывать у детей культуру здорового питания;
• просвещать родителей в вопросах организации правильного питания детей.
• формировать начальные представления о здоровом образе жизни : об особенностях строения и функциях организма человека, о важности соблюдения режима дня, о рациональном питании;
• выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно приобщить дошкольников к здоровому образу жизни;
• воспитывать ценностное отношение к труду других людей и его результатам, к собственному труду (ответственно выполнять обязанности дежурного);
• расширять первичные представления детей о профессиях взрослых, связанных с питанием человека : повара, кулинара, официанта, продавца продовольственных товаров.
4. Пути реализации Программы
1. Консультации со старшим воспитателем ДОУ.
2. Поиск информации в специальных источниках, изучение методической литературы по теме.
3. Организация совместной деятельности с родителями: проведение дней здоровья, интеллектуальных соревнований, конкурсов, тематических праздников.
5. Принципы реализации Программы, на которых строится программа, соответствуют современным требованиям воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении.
1. Принцип индивидуальности.
2. Принцип доступности.
3. Принцип систематичности.
4. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
5. Принцип последовательности.
6. Принцип эмоционального благополучия каждого ребенка.
7. Принцип от простого к сложному.
8. Принцип наглядности.
9. Принцип связи обучения с жизнью.
10. Вовлеченность семьи в воспитательно-образовательный процесс.
6. Педагогические средства
1. ОД в игровой форме.
2. Беседы- рассматривание альбомов, иллюстраций, репродукций, открыток, иллюстраций к художественным изданиям.
3. Физкультминутки.
4. Сюрпризные моменты.
5. Игровые занимательные задания.
6. Художественно-литературный материал.
7. Участие в выставках детского творчества (проводятся в детском саду).
8. Экспериментирование, решение проблемных ситуаций, дидактические игры
7. Структура Программы
Комплектование группы детей для занятий в кружке «Разговор о правильном питании» -15 воспитанников. Программа рассчитана на 32 занятия, они проводятся с учетом предусмотренного учебного плана. Занятия проводятся с октября по май 1 раз в неделю по 25 минут, во второй половине дня, когда дети не заняты на основных программных занятиях.
В структуру занятия входит:
- вступительная беседа (4-5 мин);
-основная часть (выполнение задания 17 мин);
- заключительная часть (2-3мин).
В ходе режимных моментов также предусматривается решение воспитательных и образовательных задач. Темы: «Как правильно есть», «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной», «Плох обед, если хлеба нет», «Полдник. Время есть булочки», «Пора ужинать», «Если хочется пить». Во время прогулки дети охотно рассуждают на тему «Если хочешь быть- здоров».
В самостоятельной деятельности дети закрепляют полученные знания. Для этого в группе создается доступная, разнообразная, гибкая предметно-развивающая и игровая среда: центр здоровья и правильного питания, познавательно- речевой центр, зона сюжетно-ролевой игры. В группе дети самостоятельно выбирают игровые атрибуты, развивая и усложняя содержание игры, расширяя и интегрируя сюжеты, отражая в игре окружающую действительность, усваивая социальные взаимоотношения. Так, например, сюжетно-ролевая игра «Магазин» может переплетаться с играми «Кафетерий», «Ждем гостей», «День рождения». Работа с детьми по программе «Разговор о правильном питании» создает благоприятные условия для трудового воспитания и расширения представления старших дошкольников о труде взрослых и профессиях: продавца продовольственных товаров, повара, кулинара, кондитера.
В организации воспитательно-образовательного процесса по программе используются различные формы, методы и приемы:
• в режимные моменты: индивидуальная работа, обучение, объяснение, напоминание, личный пример, похвала, дидактические упражнения, дидактические и словесные игры, рассматривание иллюстраций, дежурство.
• в образовательной деятельности с воспитателем : занятия, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, досуги (музыкальные,
• тематические, развлечения, праздники, игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, беседы, проблемные ситуации, викторины, проектная деятельность, экспериментирование.
• в самостоятельная деятельность детей: игры со сверстниками (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, хороводные, самообслуживание, совместная со сверстниками продуктивная деятельность.
• в совместной деятельности с семьё й: досуги, праздники, развлечения, викторины, конкурсы, семейные проекты, выставки.
Занятия планируются по основной дидактической задаче:
• на усвоение новых знаний и умений;
• на закрепление ранее приобретенных знаний и умений;
• на творческое применение знаний и умений;
• комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач;
• интегрированные занятия, включающие содержание нескольких образовательных областей.
Для проведения итогов работы кружка «Разговор о здоровье и правильном питании» использую: - проведение выставок детских работ; - проведение открытого мероприятия для родителей и педагогов ДОУ; - проведение мастер-класса для педагогов ДОУ; - проведение консультаций для педагогов ДОУ.
8. Взаимодействие с родителями В педагогическом взаимодействии с родителями используются разнообразные формы работы : •информация для родителей на стендах, папках-передвижках, консультации; • открытые занятия; • оформление выставок в приёмной группы, в фойе детского сада; •проведение праздников и развлечений с участием родителей.
9. Планируемые результаты освоения Программы В ходе реализации программы дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, научатся сервировать стол и соблюдать правила этикета :
• знают, какие продукты наиболее полезны и необходимы для человека;
• знают разнообразие фруктов, овощей, каш и других полезных продуктов и их полезными свойствами и значением для здоровья организма;
• узнали разнообразие витаминов, их названия и в каких продуктах они содержатся;
• умеют выбирать самые полезные продукты;
• умеют воплощать свои знания во время сюжетно-ролевой игры, в проектной деятельности;
• формируются основные принципы гигиены питания и режима питания;
• становятся более активными в самостоятельном выборе продуктов питания дома, относятся к выбору более грамотно (по мнению родителей);
• имеют элементарные представления о меню и его компонентах;
• изменилось отношение в поведении детей собственного питания, стали лучше кушать в детском саду и дома.
10. Виды контроля усвоения детьми программы:
Начальный контроль
Время проведения контроля Цель проведения контроля Формы проведения контроля
В начале учебного года Определение изменения уровня развития детей, диагностика. Беседа, опрос, тестирование.
Текущий контроль
Время проведения контроля Цель проведения контроля Формы проведения контроля
В течение всего учебного года Определение степени усвоения детьми учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Выявление детей отстающих и опережающих обучение. Педагогическое наблюдение, игры, опрос, самостоятельная работа.
Промежуточный контроль
Время проведения контроля Цель проведения контроля Формы проведения контроля
В конце полугодия. Определение степени усвоения детьми материала, Определение результатов обучения. Беседа, опрос, тестирование, открытая ОД, итоговое занятие, самостоятельная работа.
Учебный план
№
п/п Наименование темы Количество часов. Всего: Количество часов.
Теория Количество часов. Практика Форма контроля
1. Вводное занятие 1 0,5 0,5 Опрос, диагностические задания, педагогические наблюдения, самостоятель-ная работа.
2. Общая подготовка 30 15 15 Опрос, практические задания, педагогические наблюдения, самостоятель-ная работа. Открытый просмотр.
3. Заключительное занятие 1 0,5 0.5 Диагностические задания
Итого: 32 16 16
Тематический план в подготовительной группе № 7
Содержание рабочей программы Объем учебной нагрузки по программе
(количество занятий в год)
теория практика
1. Если хочешь быть здоровым.
1. «Для чего мы едим?»
2. «Поговорим о правильном питании»
3. «Какие продукты полезны?»
4. «Праздник урожая» 0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч 0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
2. Гигиена питания.
1. «Как правильно есть»
2. «Какие правила я выполняю»
3. «Советы Хозяюшки»
4. «Чем не стоит делиться?»
5. «Законы питания» 0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч 0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
3. Удивительные превращения пирожка.
1. «Что происходит с пирожком, который мы съели?»
2. «Плох обед, если хлеба нет»
3. «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» 0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч 0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
4. Режим питания.
1. «Из чего готовят каши?»
2. «Угадай сказку»
3. «Поварята»
4. «Секреты обеда»
5. «Полдник. Время есть булочки»
6. «Пора ужинать»
7. «Путешествие по улице Правильного питания» 0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч 0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
5. Где найти витамины весной.
1. «Отгадай название»
2. «Морские продукты»
3. «Вкусные истории»
4. «На вкус и цвет товарищей нет»
5. «Как утолить жажду»
6. «Праздник чая» 0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч 0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
6. Что надо есть, если хочешь стать сильным.
1. «Меню спортсмена»
2. «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты»
3. «Витаминный салат»
4. «Каждому овощу свое время»
5. «Вершки и корешки»
6.6.-6.7. «Азбука правильного питания» 0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч 0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
0,5 ч
Всего занятий в год 32*0,5 ч = 16 ч 32*0,5 ч = 16 ч
32*1 ч = 32 ч
11. Учебно-тематическое планирование кружка «Разговор о здоровье и правильном питании»
Месяц Дата
проведения Тема Задачи
Сентябрь
5.09.2023 г. Диагностика Определение уровня знаний детей по данной теме (беседа, опрос, тестирование).
Сентябрь
12.09.2023 г. Диагностика Определение готовности детей к восприятию нового материала. Выявление детей имеющих объём знаний (педагогическое наблюдение, игры).
Сентябрь
19.09 2023 г.
. «Здравствуйте мои друзья».
1. Создать условия для радостного общения детей после летнего отпуска.
2. Помочь детям понять, что от слов - хороших или плохих - зависит здоровье, как самих детей, так и окружающих.
Сентябрь 26.09 2023 г «Что помогает мне быть здоровым»
1. Раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников» здоровья.
Месяц Дата проведения Тема Задачи
Октябрь 03. 10.2023 г. «Для чего мы едим?» Познакомить детей с героями программы.
Формировать представление о необходимости заботы о своем здоровье, и в первую очередь о важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья.
Октябрь 10.10.2023 г. «Поговорим о правильном питании» Расширять представления о полезных продуктах.
Октябрь 17. 10.2023 г. «Какие продукты полезны?» Учить различать полезные и вредные продукты.
Дать знания о том, какие продукты нужно есть каждый день, какие продукты нужно есть не каждый день или в небольших количествах, какие продукты нужно есть не часто.
Октябрь 24. 10.2023 г. «Витамины и их роль в жизни человека. Каталог витаминов для детей». 1. Закрепить знания детей о витаминах.
2. Сделать каталог витаминов для детей с помощью родителей Рассказ воспитателя «Витамины и их роль в жизни человека».
Октябрь 31.10 2023 г. «Праздник урожая» Закреплять умение различать овощи и фрукты, узнавать их по описанию, называть их. Закрепить знания о пользе овощей и фруктов для человека.
Ноябрь 07. 11.2023 г. «Как правильно есть» Рассказать детям о правилах гигиены перед едой, во время и после еды.
Ноябрь 14. 11.2023 г. «Какие правила я выполняю» Закреплять знания о правилах гигиены.
Ноябрь 21. 11.2023 г. «Советы Хозяюшки» Напомнить детям правила сервировки стола.
Ноябрь 28. 11.2023 г. «Чем не стоит делиться?» Формировать знания детей о том, чем можно делиться с товарищем, а чем нельзя. Формировать представления об основных принципах гигиены питания.
Декабрь 05. 12.2023 г. «Законы питания» Дать знания о том, что от того, как, сколько и когда мы едим, зависит физическая, умственная работоспособность, наш внешний вид. Рассказать о вреде переедания.
Декабрь 12. 12.2023 г. «Что происходит с пирожком, который мы съели?» Рассказать детям о необходимости и важности регулярного питания.
Декабрь 19. 12.2023 г. «Плох обед, если хлеба нет» Рассказать детям о полезных веществах, содержащихся в хлебе, о необходимости бережного отношение к хлебу, к людям, которые его делают.
Декабрь 26. 12.2023 г. «Хочешь есть калачи – не сиди на печи» Познакомить детей с пословицами о хлебе, обсудить их значение.
Январь 09. 01.2024 г. «Из чего готовят
каши?» Формировать представление о том, из чего варят кашу; о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака.
Январь 16. 01.2024 г. «Угадай сказку» Предложить детям прослушать отрывки из сказок или рассказов, «героем» которых является каша, угадать название и автора произведения.
Январь 23. 01.2024 г. «Поварята» Учить детей различать крупы, из которых готовятся каши; называть растения, из которых получают соответствующие крупы.
Январь 30. 01.2024 г. «Секреты обеда» Формировать представления об обеде как обязательном компоненте ежедневного рациона питания, его структуре.
Февраль 06. 02.2024 г. «Полдник. Время есть булочки» Познакомить детей с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктов.
Февраль 13. 02.2024 г. «Пора ужинать» Рассказать детям о том, что ужин - время последнего приема пищи, какие продукты нужно есть на ужин.
Февраль 20. 02.2024 г. «Путешествие по улице Правильного питания» Уточнить знания детей основных правил правильного питания.
Февраль 27. 02.2024 г. «Отгадай название» Познакомить детей с внешним видом сушеных ягод и фруктов, учить узнавать и правильно называть их.
Март 05. 03.2024 г. «Морские продукты» Познакомить детей с продуктами моря, рассказать об их пользе и содержании в них редких минеральных веществ. Познакомить детей с блюдами, которые можно приготовить из морепродуктов.
12. 03.2024г. «Вкусные истории» Познакомить детей с приготовлением различных блюд из ягод.
19. 03.2024 г. «На вкус и цвет товарищей нет» Рассказать детям о том, что полезно есть продукты с разным вкусом, не использовать в пищу слишком много соленого, кислого, сладкого.
26. 03.2024 г. «Как утолить жажду» Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.
Апрель 02. 04.2024 г. «Праздник чая» Научить детей правильно заваривать чай, рассказать о его полезных свойствах, традициях, связанных с чаепитием.
09. 04.2024 г. «Меню спортсмена» Сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни человека, какие продукты полезны при занятиях спортом.
16. 04.2024 г. «Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты» Закрепить знания детей о пользе овощей, фруктов, ягод.
23. 04.2023 г. «Витаминный салат» Расширять представления детей о том, из чего делают салаты, из какой зелени салаты полезны весной.
Апрель 30.04 2024г. «Приготовление витаминного салата». 1. Дать детям представление о пользе овощных и фруктовых салатов.
2. Научить детей приготавливать витаминный салат.
Май 07. 05.2024 г. «Каждому овощу свое время» Формировать представления о времени созревания овощей и фруктов.
Закреплять знания о пользе овощей, фруктов, ягод; о том, что полезно есть разные овощи и фрукты круглый год.
14. 05.2024 г. «Вершки и корешки» Выявить знания детей о тех частях растений, которые употребляет человек в пищу.
21. 05.2024 г. «Азбука правильного питания» Закрепить знания детей основных правил правильного питания.
28. 05.2024 г. Диагностика Определение степени усвоения детьми материала, Определение результатов обучения.
Июнь 04.06.2024 г. «Витамины круглый год» Закрепить знания детей о пользе овощей, фруктов, ягод,
Июнь
11.06.2024г. «Что любит наш организм?» Закрепить знания детей, что полезно есть продукты с разным вкусом, не использовать в пищу слишком много соленого, кислого, сладкого.
Июнь
18.06.2024 г. «Азбука правильного питания» Закрепить знания о законах здорового питания.
Июнь
25.06.2024 г. «Поговорим о пользе чистой воды» Закрепить знания о значении жидкости для организма человека.
Июль 02.07.2024 г. «Хлеба к обеду в меру бери» Закрепить знания детей о пословицах (хлебе, обсудить их значение.
Июль
09.07.2024 г. «День рождение у куклы» Познакомить детей с полезными блюдами для праздничного стола.
Июль
16 .07. 2024г. «Овощ в рот- здоровье в живот» Упражнять детей в приготовлении витаминного салата.
Июль 23.07.2024 г. «Уроки Мойдодыра» Закрепить правила гигиены перед едой, во время и после еды.
Июль 30.07 2024г. «Мои защитники: кожа, ногти, волосы»
Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека.
Август 06.08.2024г. «Уроки для Незнайки» Вспомнить и закрепить правила сервировки стола.
Август
13.08.2024г. «Уроки для Незнайки» Продолжать формировать представление о здоровом и правильном питании.
Август
20.08.2024г. «Поварята»
Упражнять в умении называть продукты питания, из которых получают соответствующие блюда.
Август
27.08.2024г. «Что такое хорошо и что такое плохо?» Упражнять в умении различать полезные и вредные продукты.
12. Уровни освоения программы кружковой работы «Разговор о здоровье и правильном питании» в подготовительной группе №7
Низкий. У ребёнка нет представления о данной теме и не проявляет интереса к ней. Ребенок не знает ответа на большее количество вопросов, допускает большое количество ошибок, или затрудняется ответить на многие вопросы, с заданием не справляется. Владеет навыками и соблюдает правила личной гигиены при напоминании взрослого. Приобретённые знания требуют дальнейшего закрепления. При активной позиции взрослого может элементарно высказать собственную оценку воспринимаемого. Радуется результату полученному при помощи воспитателя. Охотно выполняет задания при помощи взрослого. Самостоятельности не проявляет.
Средний. Ребёнок проявляет интерес и желание к данной теме. Ребенок дает ответ при помощи наводящих вопросов, ответил только на половину из заданных вопросов, с заданием справляется при помощи воспитателя. Задание выполняет правильно, но не умеет объяснить свой выбор. При определении понятия «здоровье» выделяет только один-два его аспекта, путается в выполнении задания. Проявляет самостоятельность при активном поощрении взрослого.
Высокий. Ребёнок проявляет устойчивый интерес и желание к данной теме. При активной позиции взрослого может лаконично высказать свою оценку. Ребенок безошибочно отвечает на все вопросы, дает ответ в полном объеме, знает правила личной гигиены, легко справляется с заданием, умеет объяснить свой выбор. Понятие
«здоровье» рассматривает как единое целое, состоящее из нескольких взаимосвязанных компонентов. Определяет виды спорта и знает их значение для здоровья человека.
Самостоятельно использует полученные знания и умения в жизни.